Вайшнавский этикет (часть 1)

Опубликовано Опубликовано в рубрике Паломничество

( взято из: Руководство по вайшнавскому этикету и образу жизни (2002)
Храм Шри Шри Радха Гопинатхи, Чоупатти, Бомбей, Индия, составленный по наставлению Радханатха Свами)

этикет в храме
1) Смирение
Среди преданных, и особенно в храме, единственным самоотождествлением человека должно быть «Я СЛУГА СЛУГИ».

2) Поклоны

а) Войдя в храм, следует сначала поклониться собравшимся вайшнавам,
произнеся молитву:

ванчха калпа тарубхьяш на крипа синдхубхья эва ча патитанам паванебхьо вайшнавебхьо намо намах «Я в почтении склоняюсь перед вайшнавами, преданными слугами Господа, которые могут исполнить желания каждого и полны сострадания к падшим обусловленным душам».

б) Затем следует принести поклоны (для мужчин — полные дандаваты) ШрилеПрабхупаде, повернувшись так, чтобы он был слева от нас, и произнося его пранама-мантру «нама ом вишну падая…»

в) Затем следует подойти к Божествам и поклониться Им точно так же (встав к Ним левым боком), но произнося уже пранама-мантру гуру.

г) Не следует кланяться на одну руку. Обе руки должны поддерживать тело вовремя поклона, и обе руки должны быть вытянуты.

3) Медитация на божеств

а) Поклонившись Божествам, следует принять их даршан с великой преданностью и молить Их о милости.

б) Однако не следует сразу смотреть прямо в лицо Божествам. В «Шримад-Бхагаватам» (2.2.13) описано, как нужно правильно принимать даршан Господа -«Медитацию следует начинать с лотосных стоп Господа, постепенно переводя взгляд на Его икры, затем на Его бёдра и т.д., таким образом, поднимая свой взгляд всё выше и выше. Чем больше наш ум сосредотачивается на различных частях тела Господа (рассматривая их одну за другой), тем больше очищается наш разум».

в) В комментарии Шрила Прабхупада объясняет, что такая медитация помогает избавиться от привязанности к удовлетворению чувств.

Даршан следует начинать с левого края алтаря, постепенно, от Божества к Божеству, продвигаясь к правому.

4) Как правильно сидеть

Существует несколько предписаний относительно позы, в которой человек может сидеть в храме:

а) Не следует показывать свои стопы Божествам или вытягивать их по направлению к духовному учителю, Туласи-деви и т.д.

Стопы всегда должны быть закрыты.

б) Насколько это возможно, следует стараться не сидеть спиной к Божествамили к вьясасане. (Однако иногда планировка храма может ограничивать нас в следовании этому принципу).

в) Не следует вытягивать ноги перед Божествами.

г) Не следует сидеть перед Божествами, обхватив лодыжки, локти или колени.

д) Не следует спать, сидя перед Божествами.

5) Разговоры

а) Перед Божествами нельзя:

— громко разговаривать
— ссориться
— отчитывать кого-либо
— говорить с другими грубо
— восхвалять кого-либо другого
— произносить бранные слова
— критиковать полубогов
— заниматься праджалпой (вести мирские разговоры)
— лгать

б) Перед Божествами можно разговаривать с гостями и преданными, если это помогает развитию их сознания Кришны или помогает в проповеди, но все мирские разговоры должны происходить вне храма.

6) Почитание прасада

а) Преданным следует пить чаранамриту (воду от купания Божеств, которая затем была ароматизирована).

б) Преданные должны пробовать маха-прасад Господа. Но НЕЛЬЗЯ принимать прасад перед Божествами.

этикет в храме

этикет в храме