Самые возвышенные гопи

Опубликовано Опубликовано в рубрике Святые Вриндавана

У Радхарани есть восемь ближайших подруг – гопи Лалита, Вишакха, Чампакалата, Читра, Тунгавидья, Индулекха, Рангадеви и Судеви. Это особые подруги Радхарани, сакхи, которые помогают ей, примерно её возраста, некоторые немного постарше. Другие – младшие девочки, их называют манджари. Они служат сакхи, которые служат Радха-Кришне. Рупа Госвами описывает, что манджари даже больше повезло, чем сакхи, потому что они могут посвящать себя служению в сокровенных играх, к которым для сакхи нет доступа.

Лалита

Лалита-деви – одна из троих личностей, милостью которых человек получает доступ во Вриндаван и в игры Радхи и Кришны. Двое других – это Паурнамаси (Йога-майя) и Вринда (Туласи). Согласно традиции гаудия-вайшнавизма, Лалита воплотилась на земле в XVI веке как Сварупа Дамодара – один из ближайших сподвижников Господа Чайтаньи.

Заглянув в вайшнавский календарь, можно обнаружить, что Лалита родилась под звездой Анурадха, что буквально значит «следующая по стопам Радхи, Ее последовательница». И это – второе имя Лалиты-деви.

Из «Радха Кришна ганнодеша дипика» Шри Рупы Госвами:

«Лалита – самая старшая и главная из подруг. Ей 14 лет и 8 месяцев. Она жёлтая, как пыльца цветка горочана, а одежда переливается оттенками павлиньих перьев. Её родители — Вишока и Шаради-деви, муж – Бхайрава. Лалита – подруга Говардхана-гопы, играет на ви́не. Она руководит гопи, которые танцуют танец раса с Баларамой. Кажется, что Лалита — средоточие красы всех гопи.»

Лалита известна, как лидер среди сакхи. Рупа Госвами говорит, что она не просто лидер, она – гуру всех остальных сакхи. Они все берут пример с неё. Это естественно, потому что она старше Радхарани на 27 дней. И она очень сильная личность. У неё огненный горячий характер. Но это не мирское качество, не какая-то слабость. Это её Божественная Личность. Так она защищает Радхарани от Кришны.

Кришна иногда перегибает палку с гопи. Иногда Он доводит Радхарани тем, что Он начинает подшучивать над ней в присутствии гопов и гопи. Это часть любовных отношений. Таким образом Он привлекает внимание Радхарани. Когда Кришна начинает насмехаться над Радхарани, подшучивать над ней, Лалита вмешивается и защищает ее. Лалита встаёт прямо перед Кришной, грозит Ему пальчиком и говорит: «Кришна, потише!

Вообще убирайся. Давай отсюда. Оставь Радхарани в покое». Она настолько на Него наезжает, что Кришна пугается и убегает. Только она может это сделать.

Лалита учит Радху быть неприступной и дерзкой с сыном Нанды, и даже, когда требуется, выполняет обязанности Ее телохранительницы, «разнимая» влюбленных. Когда Радха и Кришна играют в кости, Лалита становится советчицей Радхики. Защищая гопи от назойливого пения флейты Кришны, Лалита крадет флейту и прячет ее в свою великолепную, пышную, черную косу.

В спорах с Кришной она кривит губы от гнева и разговаривает самым надменным образом. Когда гопи затевают с Кришной шуточные словесные перепалки, она впереди всех. Когда Радха с Кришной встречаются, она самоуверенно стоит неподалёку, иногда держит над Ними зонтик.

Лалита очень талантливая личность. Она может устраивать фокусы для Радхарани. Она может загадывать такие загадки, на которые не знает ответа даже Кришна. Она очень опытна в украшении цветами. Она делает для Радхарани короны из цветов с пятью наконечниками. Это очень знаменитые короны. Но такие же короны она не хочет делать для Кришны. Она также украшает цветами Их и Их домик, где Они остаются на ночь. Рупа Госвами говорит, что она очень опытна в том, чтобы вдохновлять всех девушек Вриндавана посвящать служению Радхарани своё тело и душу.

Интрадьюмна Свами рассказал одну из знаменитых лил. Однажды Радхарани организовала свадьбу между Лалитой и Кришной, чтобы показать особое положение Лалиты. Однажды Радхарани сидела с Кришной и пригласила Лалиту сесть по другую сторону. И вот так они втроём сидели. Внимание Кришны было полностью сосредоточено на Радхарани, Он больше никого не видел. Радхарани сказала гопи, чтобы они незаметно завязали край сари Лалиты и край чадара Кришны, чтобы они не видели этого. Потом она попросила сестёр-близняшек Рангадеви и Судеви спеть свадебную песенку. Затем она пригласила Тунгавидью, которая считается среди них учёной, которая знает ответы на любые вопросы. Радхарани подмигнула Тунгавидье, и та начала декламировать ведические мантры, которые используются в свадебной церемонии.

Все гопи начали цветочными лепестками осыпать Кришну и Лалиту и желать Лалите счастливого замужества. Лалита была полностью сбита столку, и не могла поверить: «Как это так? Меня замуж выдали за этого жулика, Кришну?» Лалита была настолько смущена, что захотела убежать, но поскольку она была привязана к Кришне, то она за собой Кришну поволокла. Радхарани догнала Лалиту и прошептала: «Не беспокойся, это всего лишь игра такая, мы просто играем в свадьбу, так что успокойся». Это всего лишь дети, они даже не были брачного возраста, но эти лилы проводились для того, чтобы увеличить всеобщий экстаз.

Вишакха

Сурья отправил свою дочь Ямуну, младшую сестру Ямараджа, в Гокулу, где она получила имя Вишакха. Вишакха – родилась в деревне Камай.

Вишакха — вторая по важности гопи. По качествам и в делах она очень напоминает свою подругу Лалиту. Вишакха родилась в то же самое время, что и Радха. Сверкающие звёзды украшают одежду Вишакхи, а сама она сияет, как молния. Её папа — Павана, сын сестры Мукхары, а мама — Дакшина, дочь сестры Джатилы. Её муж — Вахика. Вишакха играет на мриданге. Она как ближайшая подруга Божественной Четы передаёт послания от Радхи к Кришне и наоборот. Она самая искусная и разумная среди посланниц. Вишакха очень заботлива, она специалист в приготовлении прасада. Словоохотливая Вишакха любит шутить с Господом, и она — совершенный советник Радхики и Мадхавы. Она знает все тонкости любовной дипломатии, а также искусство примирения с обиженным возлюбленным, как подкупить его и как ссориться с ним.

Вишакха – это Рамананда Рай в Гауре – лиле.

Роща Вишакхи разноцветная. На чампаковых деревьях благоухают красные, синие, жёлтые и зелёные цветы. Пёстрые попугаи радуют слух пением, опьянённые пчёлы собирают пыльцу и как стражники следят за тем, чтобы не вошли нежеланные гости. Лозы мадхави, густо обвив ветви чампаковых деревьев, образуют тенистый навес.

Чампакалата

Чампакалата — третья гопи родилась в деревне Керал.

В синей одежде, она сияет жёлтым цветом цветка чампака. Она на день младше Радхарани. Её папу зовут Арама, маму — Ватика, а мужа — Чандакша. По качествам она похожа на Вишакху. Играет на тампуре. Из всех гопи, которые ухаживают за деревьями, кустами и лианами Враджи, Чампакалата наилучшая. Она знает, как правильно собирать фрукты, корни и цветы в лесу. Она — удивительный повар, потому что изучила книгу о шести вкусах изысканной пищи, и потрясающий кондитер, поэтому её зовут миста-хаста, “сахарные ручки”. Благодаря ее искусству делать конфеты. Чампакалата держит свои дела в великой тайне. Она владеет логикой и дипломатией, прекрасно умеет отваживать соперниц Радхи.

Ее особое служение омахивать чамарой Божественную чету и предлагать им драгоценные ожерелья. Она искусна в приготовлении предметов из глины.

В роще Чампакалаты всё золотистое: пчёлы, земля, деревья, цветы, побеги, качели, платформы и павильоны. Однажды Джатила пришла сюда застать Радхарани вместе с Кришной. Радха была в золотистом сари, и хотя Она сидела рядом с Кришной, Джатила не заметила Её. Она увидела только Кришну.

Иногда Господь приходит сюда, принимает золотистый облик и незаметно смешивается с гопи. Ему очень нравится подслушивать их разговоры о любви к Нему. Кухня Чампакалаты прославилась сказочными пирами, которые она вместе с Вриндой готовит для Божественной Четы.

В играх Чайтаньи Махапрабху Чампакалата — Рагхава Госвами

Читра

Читра — четвёртая гопи родилась в деревне Чиксоли.

Цвет её кожи, как кункума, а одежда сверкает, как хрустальная. Она на 26 дней моложе Радхи. Её папу зовут Чатура, маму — Чарчика, а мужа — Питхара. Служение Читрадеви готовить одежду и цветочные гирлянды для Радхи и Кришны. Играет на гонге и горшках, до разной степени наполненных водой. Читре особенно нравится участвовать в любовных ссорах Радхи и Кришны. Она умеет читать между строк книг и писем, написанных даже на иностранных языках, хорошо понимая замысел автора. Она владеет множеством языков. Прекрасно разбирается во вкусах пищи и может оценить любое блюдо, просто взглянув на него. Она изучила астрономию и астрологию и разводит домашних животных, а также занимается садоводством и готовит нектарные напитки. Читра руководит гопи, собирающими в лесах цветы, травы и лекарственные растения. Читра превосходно разбирается в теории и практике защиты домашних животных, в ботанике, и изготовлении утвари из стекла.

Роща Читры разноцветная. Слово «читра» означает разнообразный и чудесный. Там все деревья, лианы, птицы, пчёлы, животные, дворики, платформы, качели и троны являют чудесное разнообразие форм и цветов. В играх Чайтаньи Махапрабху Читра — Ванамали Кавираджа

Тунгавидья

Тунгавидья – пятая гопи проявилась в очень красивой деревушке Дхаваре в трех километрах к югу от Варшаны с красивым храмом и божествами. Дхавара значит глаза наполненные слезами. Здесь Кришна проливает слезы экстаза, любуясь Шримати Радхарани. Цвет кожи Тунгавидьи подобен цвету кункумы, а тело благоухает сочетанием ароматов сандала и камфары. И она носит белые одежды. Она на 15 дней моложе Радхи. Тунгавидья вспыльчива и умеет притворяться. Её папу зовут Пушкара, маму — Медхадеви, а мужа — Балиса. Играет на саптасаре и поёт в стиле марга, благодаря чему прославилась как учительница музыки. Тунгавидья- также одна из руководительниц гопи. Она изучила духовные и нравственные наставления, танцы, драму и другие искусства и науки. Ее служение Божественной Чете – это петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Знает, как устраивать встречи Радхи с Кришной. Тунгавидья к тому же возглавляет гопи, которые приносят воду из ручьёв Вриндаваны. Тунгавидья обладает природой ученого. И обладает 18 разделами знания, включая раса – шастру, нитья – шастру и натья – шастру. Тунгавидья — специалист в приготовлении сладостей. Поэтому Ее называют Сладкорукой. Также Она — специалист в политике и в расследованиях. Она настолько хороший политик, что, просто посмотрев на человека, она может понять его состояние ума, и тогда она знает, какими словами повлиять на этого человека. И также она совершенна в конспирации. Это очень возвышенный уровень преданного служения. Она создает разные утонченные способы, чтобы увеличить экстаз игр Радхи-Кришны, добавляя особую остроту.

Так вот Тунгавидья — специалист в создании политических интриг, и таким образом Радха и Кришна получают еще больше наслаждения.

Роща Тунгавидьи малиновая. Вся земля в этом месте выстелена рубинами. По желанию Кришны лианы, цветы, птицы, животные, качели и дорожки окрашены в малиновый цвет.

Индулекха

Индулекха — шестая гопи родилась в деревне Анджанока и прожила все время. Она коричневатого цвета, а одежды цвета цветка граната. Она на три дня моложе Радхарани. Её родителей зовут Сагара и Вела-деви, а мужа — Дурбала. Она очень своенравна и вспыльчива. Играет на эсрадже. Благородная Индулекха знает мантры из Нага-шастры для заклинания змей и Самудрака-шастру о хиромантии. Умеет делать невиданной красоты ожерелья, ткать и оценивать драгоценные каменья. А также умеет ткать всевозможную ткань. Так она призывает удачу на Радху и Кришну, усиливая Их взаимные любовь и влечение друг к другу. Она знает все секреты Радхи и Кришны. Она большой специалист в фокусах, она может заколдовывать людей. Индулекха главная из гопи представляющая украшения и одежды Радхе и Кришне, и охраняющая их сокровища. Она доставляет особое послание Божественной Чете усиливающее взаимное влечение Радхи и Кришны. Она прекрасно осведомлена о всех тайнах Радхи и Кришны. Индулекха — вожак гопи, занимающихся служением в разных местах Вриндавана.

С названием этой деревни связана определенная игра. На хинди этот термин означает маскара – подводку вокруг глаз у женщин. Однажды Радха одевалась в уединённом месте. Она украшала себя разными камнями, заплела свои волосы. И когда она наносила маскару на глаза, до ее ушей донесся звук флейты Кришны. В ту же секунду Радхарани покинула это место и пришла вместе со своими сакхи сюда, чтобы встретиться с Кришной. Когда Радха пришла сюда к Кришне его переполнили сильные переживания. Он усадил Радху на украшенную цветами асану, подготовленную Вриндой деви. Глядя на неописуемую красоту Радхи, Кришна заметил, что ее глаза не были украшены анджаной (маскарой). Тогда он спросил в чем причина этого? Ему обо всем рассказали сакхи.

Кришна сел рядом с Радхой, и там лежал черный камень. Кришна потер палец об этот камень и раскрасил глаза Радхи черной краской. Поэтому это место и названо Анджанока. Этот камень называется анджан-шила.

Рангадеви

Рангадеви – седьмая гопи родилась в деревне Рагхоли. Цвет её тела, как у тычинок лотоса, и она облачена в красные, как роза, одежды. Она на 7 дней моложе Радхи. По качествам похожа на Чампакалату. Её родителей зовут Рангасара и Каруна-деви. Рангадеви является океаном женских слов и качеств. Играет на колокольчиках. Рангадеви — фонтан кокетливых слов и жестов. Очень любит шутить с Радхой в присутствии Господа Кришны. Из шести умений в дипломатии ей больше всего по душе четвёртое — терпеливо ожидать недруга, чтобы сделать следующий шаг. Она владеет логикой и, благодаря прошлым аскезам, получила мантру, которой можно привлечь внимание Кришны. Рангадеви является старшей среди тех гопи, которые знают как пользоваться духами и косметикой, умеют раскуривать ароматные благовония, поддерживать огонь зимой, и обмахивать Божественную Чету летом. У ее подруг есть способность управлять дикими львами и оленями. Ее особое служение приносить Радхе и Кришне сандаловую пасту.

Роща Рангадеви тёмно-синяя. Это любимая роща Радхи, поскольку здесь всё напоминает Ей о Шьямасундаре. Земля, дворцы и домики инкрустированы сапфирами. Тёмно-синие лианы обвивают тамаловые деревья.

Когда мимо этой рощи случайно проходят такие старшие родственники Радхарани, как Джатила или Мукхара, они видят только Её, поскольку Кришна сливается с окружающей обстановкой. Счастливые видеть Её одну без Кришны, они благословляют Её и уходят.

Судеви

Судеви – восьмая гопи родилась в деревне Сонхера к западу от Варшаны.

Судеви, сестра Рангадеви. Она — сама сладость и очарование. Её муж — Вакрексана, младший брат Бхайравы. По своим качествам и внешности она так похожа на Рангадеви, что их часто путают. Она добрая и очаровательная по своей природе .Играет на караталах. Судеви всегда находится рядом с Радхарани. Она укладывает Ей волосы, подводит тушью глаза и делает Ей массаж. Судеви умело обучает попугаев, управляет лодкой, разводит костры, втирает в тело благоуханные масла, и различает добрые и дурные знамения, описанные в Шакуна-шастре. Умеет делать плевательницы из листьев, украшать диваны. Она также знает, какие цветы распускаются при луне. Ее служение подносить воду Божественной Чете. Судеви главная из гопи шпионов, которые могут принимать чужую внешность и попадать в круг соперниц Радхарани, чтобы выведать их секреты. Она также является божеством лесов Вриндавана, следя за безопасностью птиц и пчел.

Судеви — специалист в дрессировке попугаев. Попугаи Судеви следуют за Радха-Кришной и поют, то есть, они — певцы.

Роща Судеви зелёная. Домики, платформы и павильоны инкрустированы изумрудами. Изумрудные дорожки почти сливаются с травой и кустами. Здесь Радха с Говиндой играют в кости и другие азартные игры.