Это древнее Божество, размером в изначальный рост Махапрабху, прибыло во Вриндаван в 1926 году, на картику, в тот самый день, когда Шри Чайтанья Махапрабху впервые пришел во Вриндаван.
Амия Нимая нашел в Навадвипе Шри Мадхусудана Госвами, современник и друг Шрилы Бхактивиноды Тхакура, великий преданный Шри Чайтаньи Махапрабху из семьи Госвами Радха-рамана в линии Шри Гопала Бхатты Госвами. Он перевез Его в Калькутту и поручил заботам своего ученика Радха-Говинды. Видя в Амия Нимае живого Махапрабху, Радха-Говинда Госвами служил Ему с исключительной преданностью. Состарившись, он стал беспокоиться о том, кто продолжит поклонение Махапрабху после его смерти, поскольку у него не было учеников. Тогда Амия Нимай пришел к нему во сне и велел отвезти Его во Вриндаван к сыновьям Шри Мадхусуданы Госвами. Радха-Говинда написал им письмо, но Госвами усомнились, смогут ли они перевезти такое большое Божество, и дело затянулось.
Тем временем Радха-Говинда оставил этот мир, сидя перед Амия Нимаем и повторяя песни «Гита-Говинды». Полиция закрыла опустевший храм и, составляя опись имущества, нашла старую переписку Радха-Говинды Госвами и его завещание. Под давлением обстоятельств Госвами Радха-рамана перевезли Амия Нимая во Вриндаван и со временем построили для Него большой храм, где по сей день с особой пышностью празднуют Гаура-пурниму, день ухода Харидаса Тхакура, день прибытия Махапрабху во Вриндаван и Джхулана-ятру.
Шри Сарвабхаума Мадхусудан Госвами был преданным из цепи ученической приемственности Шрилы Гопала Бхатта Госвами и поклонялся Шри Радха Раману джи Вриндавана. Он изучал системы ньяйи и грамматику санскрита, был проповерником и социальным реформатором, а также был известен как великий преданный. За время своей жизни он несколько раз объехал Индию, распространяя учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Мадхусудан Госвами имел дружеские отношения со многими другими учёными и святыми своего времени, включая Шишира Кумара Гоша, Шри Кедарнатха Бхактивинода Тхакура, Шри Бхактисиддханту Сарасвати, Пандита Расика Мохана Видьябхушана, Шри Мадана Мохана Малавию и Шри Харидаса Свами.
Мадхусудан Госвами был полностю предан Шри Чайтанье Махапрабху. Он и его ученики установили множество статуй Махапрабху в различных местах. Говорят, что именно вдохновляющему влиянию Шри Мадхусудана Госвами принадлежит часть заслуги того, что Шри Шишир Кумар Гош написал свои знаменитые книги — «Шри Амия Нимай Чарита» на бенгальском и «Господь Гауранга» на английском. Он также вдохновил Шри Кришну Гопала Дуггала на его книгы на урду, описывающую жизнь Махапрабху.В Навадвипе Шри Мадхусудан Госвами приобрёл очень древнюю статую Махапрабху в живой рост, которую назвал «Шри Амия Нимай Гауранга Махапрабху». Про указанию Шри Мадхусудана его ученик установил божество в храме в районе Багх Базара в Калькутте.
Радха Говинда Госвами родился в семье брахманов высокого класса, и его предки были большими преданными Чайтаньи Махабрабху. Будучи искусным музыкантом, он зарабатывал на жизнь музыкой. Всё заработанное он тратил в служении Махапрабху. Радха Говинда не относился к Амия Нимаю как к божеству. В своихотношениях с Господом, он видел его и относился к нему как к живому проявлению Шри Чайтаньи Махапрабху.
С возрастом Радха Говинда Госвами начал волноваться о том, что в дальнейшем станет с поклонением Амия Нимаю. В его семье не было преемника. Однажды, пребывая в отчаянном состоянии, Шри Госвами Джи спросил Махапрабху: «Как и кем будет осуществляться служение Тебе в будущем?»
В ту ночь Махапрабху явился ему во сне и сказал, «Не волнуйся. Отвези Меня во Вриндаван, туда, где живёт сын твеого гуру.»
Получив этото указ он Господа, Шри Радха Говинда Госвами написал письмо сыну своего гуру, Шри Кришне Чайтанье Госвами. Он обьяснил, какие указания он получил от Махапрабху, и попросил: «Пожалуйста, организуй всё, чтобы забрать Амия Нимая во Вриндаван.»
Кришна Чайтанья Госвами подумал: «Как можно перевезти такое большое божество во Вриндаван? Куда посадить Господа? Как организовать поклонение и служение Ему?» Так он выразил своё затруднение Шри Радхе Говинде Госвами. Ещё раз Радха Говинда Госвами написал ему с просьбой организовать поклонение Господу. Таким образом переписка между ними продолжалась некоторое время. Позднее, одним из вечеров, во время воспевания Гита Говинды перед Амия Нимаем Шри Радха Говинда остравил тело. Для местных преданных это стало тяжелой трагедией. Все начали волноваться: «У Радхи Говинды Госвами нет преемника. Как же исполнится указание Махапрабху привезти божество во Вриндаван?»
Поскольку у Радхи Говинды Госвами не было преемника, полиция пришла и запечатала храм. Тогда преданные стали поклоняться божеству мысленно и предлагали бхогу перед запертыми воротами храма. Спустя некоторое время полиция отпёрла ворота и обыскала храм. Они нашли письма о перевозе Амия Нимая во Вриндаван, которыми обменивались Радха Говинда Госвами и Кришна Чайтанья Госвами. Они также нашли завещание, которое оставляло служение Амия Нимаю Шри Кришне Чайтанье Госвами. Основываясь на этих документах полиция написала Кришна Чайтанье Госвами и попросила его увезти Амия Нимая во Вриндаван. Не имея другого выбора, Госвами Джи поехал в Калькутту. Там он обсудил этото вопрос с местными преданными.
В ноябре 1936-ого года группа преданных, включая Шри Кришну Чайтанью Госвами, Шри Рамдаса Бабу Джи Махараджа из Патх Бари и других, отвезла Амия Нимая из Калькутты в Хатхрас на зарезервированном вагоне поезда Тоофан. Амия Нимай оставался в Хатхрасе 4 дня, во время которых преданные поклонялись Ему воспеванием бхаджанов, проведением Хари-катхи и другими видами преданного служения. После этого, божество отвезли во Вриндаван на грузовике.
Когда Шри Чайтанья Махапрабху впервые пришел во Вриндаван, Он прибыл в месяц Картики во время полнолуния. В такой же день, 26-ого Ноября 1926 года, в полнолуние месяца Картики, божество Амия Нимая Махапрабху прибыло во Вриндаван. Все Вайшнавы Вриндавана собрались, чтобы оказать божетву невиданный приём громким киртаном. Так как изначально не было места, где можно было бы установить настолько большое божество Махапрабху, в течение некоторого времено Амия Нимаю поклонялись за главными воротами храма Радха Рамана, в месте называемом «раас мандал». Там Амия Нимай оставался 4 или 5 лет.
После этого, Шри Шах К.С Гупта, сейчас являющийся служителем в Ши Шах Джи Мандире во Вриндаване, и его бабушка Шримати Рама Деви, возвели 2 большие комнаты на берегу Ямуны, там, где в то время находился сад храма Шах Джи, также известный как Джугал Багича, и божеству стали поклоняться там. Амия Нимай оставался там около 16 лет.
С течением времени Шри Кришна Чайтанья Госвами стал задумываться: «У Махапрабху должен быть свой храм, где Ему можно будет случить регулярно и основательно.» Шри Госвами имел собственность на Гопинатх Базаре Вриндавана. Примерно в 1954 там началось строительство храма для Амия Нимая. Большую помощь в строительстве храма оказал издательский дом «Амрита Базар Патрика» из Калькутты. Храм был закончен в 1956, и Амия Нимай был установлен там с пышной и радостной церемонией. С того дня поклонение и служение Махапрабу проходит регулярно и беспрерывно.
После ухода Шри Кришны Чайтаньи Госвами его единственный сын Шри Вишвамбхар Госвами взял на себя обязанности по служению Амия Нимаю. После Шри Вишвамбхара Госвами его сыновя Шри Падманабх Госвами и Шри Падмалочан Госвами продолжают это служение.
Особые фестивали в поклонении Амия Нимаю
День Явления Шри Чайтаньи Махапрабху (Гаура Пурнима)
Этот фестиваль длится 4 дня. В первый день Вайшнавы исполняют адхивас киртан. На второй день учёные мужья читают вслух Шри Чайтанья Чаритамриту и другие писания. На третий день рассказываются лилы появления Махапрабху, после чего проводится абхишека (церемония омовения). После этото преданным распространяется прасад. В последний день проходит пир для всех Вайшнавов. Вечером процессия с киртаном обходит город, неся изображение Махапрабху.
День Ухода Харидаса Тхакура
В этото день одеяние Махапрабху отражает то настроение, которое Он проявил по поводу ухода Харидаса Тхакура. В тот день Махапрабху пошол собирать милостыню как санньяси и на собранные пожертвования организовал в Джаганнатха Пури пир для Харидаса Такхура. Поэтому в этото день Амия Нимай одет как санньяси и в Его руках находится сумка для милостыни. Особая бхога из кичири предлагается Махапрабху в этот день и после раздаётся преданным.
Прибытие Махапрабху во Вриндаван
Во время проявленных в мире божетвенных игр Шри Чайтанья Махапрабху впервые пришол Вриндаван во время полнолуния месяца Картики. Тогда Махапрабху посетил различные места Вриндавана, связанные с играми Шри Шри Радхи-Кришны. Каждый год в память о тех играх проводится фестиваль.
Программа продолжается 4 дня. На первый день последователи Рамдас Бабаб Джи Махараджа исполняют адхивас киртан. Эти преданные приезжают из Навадвипы, Калькутты и Пури, что бы поучаствовать в фестивале и оказать сотрудничество в его проведении. На следующий день учёные мужья читают вслух различные писания. На третий день исполняется киртан, рассказывающий историю прихода Акрура во Вриндаван. Вабрана именно эта тема, так как до прибытия во Вриндаван Махапрабху посетил Акрур Гхат. После этого все Ваишнавы участвуют в пире. На четвертый день фестиваля, которыйтвыпадает на полнолуние Картики, обсуждаются лилы Махапрабху во время Его посещения Вриндавана. После полудня процессия с киртаном обходит места, которые Он посетил в первый день своего визита. Во время этого воспеваются различные стихи, описывающие что Махапрабху чувствовал, видя различные места божественных игр Шри Шри Радхи Кришны. После возвращения в храм преданным раздаётся прасад .
Фестиваль Качелей
В месяц Шравана (Июль-Август), начиная со дня Павитраропани Экадаши и по полнолуния, Амия Нимая ежедневно качают на качелях.
Одеяние Радхарани
На следующий за полнолунием день Амия Нимая одевают как Шримати Радхарани.