Вринда кунда

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Возле Нандаграма, среди полей, находится небольшое, но очень важное место во всей Врадже. Это Вринда кунда. Это очень красивое место и здесь установлено божество Вринда деви. Вринда кунда является центром, от которого распространяются все лилы Радхи и Кришны. Рано утром здесь встречаются Пурнамаси с Вринда деви, они то и планируют что, где и когда будет происходить сегодня во Врадже. Учитывается все до малейших деталей, от цвета нарядов Божественной Четы, до того, когда и кому выйти в действующих ролях на сцену лилы. А ролей очень много. Все живые существа заняты тем, чтобы доставить удовольствие Радхе и Кришне. Умонастроение Вриндавана — это преданное служение.

История Вринда-кунды.

Около пяти тысяч лет назад, после того как Кришна и Его спутники скрыли свои земные игры, великий внук Господа, Ваджранабха Махарадж установил Божества Кришны по всему Враджу. Божества были также установлены на Вринда Кунде. К сожалению, позже, они были обезображены захватчиками-мусульманами и через некоторое время Они скрылись с людских глаз. Но, не смотря на то, что Им не поклоняются в наши дни, Они продолжают давать даршан в небольшом кутире, рядом с большим храмом, под старым деревом Чокара. Господь Кришна говорит в Бхагавад-Гите «Я вечное время, уничтожитель миров». Дни, недели, месяцы, годы и столетия сменяют друг друга, цивилизации расцветают и гибнут и поверхность Земли меняется. Во время явления Шри Чайтаньи Махапрабху в 1486 году, все места детских игр Господа Кришны были полностью скрыты в джунглях. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху дал наставление Шриле Рупе и Санатане Госвами открыть утерянные места паломничества во Врадже, что они и сделали. Господь Чайтанья сам побывал в пятьдесят шести кундах вокруг Нандгаона, включая Вринда кунду и Гупта кунду. Затем, где-то между нашествиями мусульман и началом двадцатого столетия, Вринда кунда опять скрылась от людских взоров.

Около 1920 года в одной возвышенной семье брахманов родился великий ученый-вайшнав и святой Баба Мадхава дас. Он прожил во Враджа дхаме больше пятидесяти лет, ведя образ жизни садху. Он также стал известен как реформатор. Неся ответственность за многие святые места Кришна-лилы, он спас Павана Саровару от иссушения земледельцами. Также он спас холм Калавата, который несет на Себе священные отпечатки стоп Господа Кришны и одиннадцать других священных холмов во Врадже от слепой жадности земледельцев и строителей дорог (чиновники, не зная духовного значения этих мест, распорядились отдать их под строительство дорог, в качестве стройматериалов.) Баба Мадхава дас также помог защитить дорогу Говардхана парикрамы, успешно выступив от лица многих местных садху, против строительства в этом месте железной дороги, которая перерезала бы дорогу Говардхана парикрамы. Чтобы украсить землю Враджи, Баба Мадхава дас регулярно просил богатых вайшнавов жертвовать сотни плодовых, сандаловых деревьев, цветов который он затем садил в различных святых местах, как например, прекрасные сады Радха и Багх и Кришна Багх на Варшане. Однако Вринда кунда, это жемчужина его жизни и служения святой Дхаме.

После того, как земля была должным образом защищена, Мадхава баба занялся получением правительственного гранта, для раскопки двух священных прудов, Вринда кунды и Гупта кунды. Ему помогали школьники из колледжа Рамана Кишор и женщина из Агры. Затем он построил небольшой храм и установил Божество Вринда-деви на день явления Джахнави деви в начале 1980 года. Задолго до прихода Мадхава бабы на Вринда-кунде, поклонялись древнему и изуродованному изваянию под деревом Чокара, как Вринда-деви. Как говорят местные жители, лет пятьдесят назад, пришли какие-то воры, украли изваяние и спрятали ее возле Чаран Пахари, вместе с некоторыми другими, украденными скульптурами. Но одной ночью, когда они взяли небольшой грузовик, чтобы увести украденное, шестеро или даже семеро людей не могли поднять изваяние Вринда-деви. И потому они оставили его там. Утром, один из сельских жителей увидел мурти на склоне холма и перенес его обратно на Вринда кунду. У Мадхава бабы было множество планов по развитию Вринда кунды: постройка стены вокруг строения, небольшого ашрама для садху, большего и более красивого храма для Вринда-деви и пышных садов. Вечное время, которое незаметно сокращает срок жизнь всех живых существ, не имеет власти над вайшнавами, потому что вайшнавы находятся непосредственно под защитой их возлюбленного Господа и их служение Ему не ограничено ни временем, ни пространством. Внешне, Мадхава баба заболел вначале плевритом, затем раком и почти целый год прожил в больнице. Зная, что скоро оставит тело, он обращался ко многим бабаджи с просьбой взять на себя служение на Вринда-кунде. По божественному плану Господа все они отвечали ему: «Нет людей, нет денег». Несмотря на то, что многие из них потом передумали, Мадхава баба понял, что Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, который установил поклонение Туласи-деви по всему миру, был настоящим представителем интересов Вринда-деви, и потому он в 1989 году поручил как поклонение Вринда-деви так и развитие всего проекта преданным ИСККОН.

В окружении преданных ИСККОН, Мадхава баба оставил смертное тело 27 марта 1990 года в Кришна-Баларам Мандире во Вриндаване. Он смотрел на прекрасную картину Вринда-деви, написанную Говинда даси (первой преданной ИСККОН, вырастившей Туласи-деви) и удивительное сияние исходило от его лица.

С 1993 года, ЕС Бхакти Бринга Говинда Махарадж, руководитель программы «Пища жизни» во Вриндаване, ежедневно кормит двадцать пять садху и бедных враджаваси в Нандгаоне. И каждую пурниму (раз в месяц во время полнолуния), более сотни детей, которые приходят на Вринда-кунду на обед. Также по случаю свадьбы Туласи-деви и Шалаграмма на Карттику и в день ухода Мадхава бабы весной, преданные всю ночь поют киртан с сельскими жителями и готовит пир на пятьсот человек. Каждый год во время фестиваля Гаура Пурнимы, по крайней мере тысяча преданных приезжают со всего мира принять омовение во Вринда-кунде, пировать и молиться о вечной жизни во Врадже. И около двух сотен студентов VIHE (Вриндаванский институт высшего образования) дважды в год проводят свои семинары на Вринда-кунде. В 1998 году Божество было опять украдено, но затем найдено. Это подтверждает, что Вринда-деви никогда не покидает Враджа, поскольку это ее вечная обитель, где она служит Божественной чете. Несмотря на то, что Божество опять поместили на алтарь, дневная пуджа предлагалась изображению Вринда-деви в соответствии с вайшнавской традицией – пока не было установлено новое мурти. В марте 1999 года было завершено строительство самадхи Мадхава бабы.

В 1992 году несколько преданных из ИСККОН учредили Вринда Траст, чтобы поддерживать и расширять поклонение Вринда-деви по всему миру, развивать Вринда-кунду как место паломничества и помогать в восстановлении, находящихся под угрозой исчезновения священных мест во Врадже. Как только Вринда-кунда стала широко известна, но не была общедоступна, преданные, первым делом, привели в порядок большой дорожный знак из песчаника на дороге Нандгаон-Камьяван на пути к Радха-кунде. Под непреклонным руководством Дина Бандху Прабху, несколько небольших бригад Вринда-бхакт терпеливо и решительно очищали, углубляли и наполняли две кунды водой Ямуны. Они построили новые ступеньки на восточном берегу Вринда Кунды и фундамент самадхи Мадхава Бабы на краю Гупта кунды. Они выкопали колодец, полный сладкой воды, очистили землю от колючих деревьев, разбили огород и цветочные сады вокруг кунд, отремонтировали три комнаты для приезжающих преданных и закончили строительство большой каменной стены вокруг двух с половиной акров земли. Дина Бандху разработал прекрасные врата из кованного железа, с орнаментом из попугаев, которые теперь украшают вход на Вринда-кунду. Поклонение Божеству Вринда-деви, установленное Мадхава бабой подняли на новый уровень, как только талантливые преданные пошили замечательные одежды для Вринда-деви, разукрасили ее прекрасное лицо и тело и улучшили фон для алтаря. Видья Матаджи предлагает прекрасные одежды для Вринда-деви с 1989 года. В 2003 году 12-14 февраля состоялось открытие нового храма на Вринда-кунде.

Старый храм Вринда-деви был в полуразрушенном состоянии и Дина Бандху Прабху совместно с Ачьютой Прабху искали лучшего мастера резьбы по камню. Удивительно, что эта архитектурная традиция, которая дошла до нас еще со времен Шести Госвами, до сих пор живет и поддерживается. Множество древних храмов уже почти разрушены, поскольку прошлые владельцы не в состоянии были их больше поддерживать, но история Вринда-кунды другая. Все это стало возможно лишь по милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады и его подлинной любви, проявившейся в таких преданных, как Дина Бандху.

Вринда деви.

Слава Вринда деви очень велика. Она является экспансией Шримати Радхарани, а Туласи на Вайкунтхе — частичная экспансия Вринда деви. Вринда деви — очень близкая спутница и подруга Шримати Радхарани. В писаниях говорится, что нет лучшего дара, чем корова, нет лучше тиртхи, чем святая Ганга, нет лучшего листка, чем листик туласи. Нет лучшего украшения, чем бусы из туласи и тилака. Бусы на шее также дают защиту от слуг Ямараджа. Но самое важное — это доставляет удовольствие Кришне.

Существует также пять личностей по милости которых мы можем увидеть дхаму духовным взором: Гопишвара Махадев, Гирирадж, Пурнамаси, Вринда деви и Ямуна.

Вринда — главное божество рощ и лесов Враджи. Ее тело золотого цвета, она одевается в голубые платья. Об этом Рупа Госвами пишет в книге «Радха Кришна ганнодеша дипика»: У Вринда Деви тело золотого цвета, как расплавленное золото. Она носит голубые одеяния, украшенные жемчугом и цветами. Ее отец – Чандрабхану, ее мать – Пхуллара Деви. Ее мужа зовут Махипала, а ее сестру – Манджари деви. Она никогда не покидает Вриндаван и погружена в любовное служение Радхе и Кришне, устраивая Их встречи. Она наслаждается вкусом служения в устроении Их игр.

У гопи много посланниц. Самые главные из них: Вринда, Вриндарика, Мела и Мурали. Они хорошо знают местность Вриндавана, им известны самые сокровенные уголки всех озер и садов. Также они сведущи в садоводстве; они знают каждое дерево, растение и пряности и их свойства, поэтому они разбираются в аюрведе. Все эти возвышенные гопи с телами солнечного цвета, наполнены необъятной любовью к Шри Радхе и Кришне. Их одежды ярких красок, и их возглавляет Вринда деви. Она – самая искусная в том, чтобы устраивать встречи Божественной четы. Никто не способен оценить Вриндаван не получив ее милости, а без Вриндавана мы не сможем обрести благосклонность Радхи и Кришны

Ее лес прославлен следующими словами: «Вриндаван! Есть ли в этом мире хоть кто-то, кто не достиг высшего блаженства, служа тебе?! Поэтому я приношу тебе свои поклоны! Я смиренно прошу тебя: Пожалуйста, раскрой в моем сердце способ достичь моих Царя и Царицы. Пожалуйста, дай мне свою милость».

Господь Чайтанья произнес: арадхйо бхагаван враджеша-танайас тад-дхарма вриндаванам – Вриндаван не отличен от Бхагавана и поэтому ему поклоняются так же.

В одной из Своих лил Кришна проявляет Себя как Нарайана, чтобы жениться на Туласи.

Свадьба Вринда деви.

Вриндавана — это земля Вринда деви, так как все что там есть принадлежит ей. Она — полноправная властительница Вриндаваны. В одной из своих лил она предложила все свое царство лотосным стопам Шримати Радхарани. И поэтому с тех пор Шри Радха стала известна под именем Вриндаванешвари (царица Вриндаваны), а Господь Кришна является истинным царем Вриндаваны.

Будучи очень благодарной за все, что она так милостиво устроила для её любовных игр с Кришной, Шримати Радхика однажды позвала Лалита-сакхи и Вишакха-сакхи и поделилась с ними своим планом, как отблагодарить Вринду деви. Радха и её подруги украсили прекрасный трон, достаточно большой, чтобы на нём могли уместиться двое людей. Затем Вишакха усадила Кришну рядом с Вринда деви, а Лалита играя роль священика, стала произносить мантры, подобно тому, как это происходит во время свадебной церемонии. Шри Радха же лично провела церемонию обмена гирляндами между Кришной и Вринда деви. Так состоялась свадьба Вринда деви и Кришны.

Милость Шримати Вринда деви.

Вся Вриндавана зависит от милости Вринда деви. Без милости Вринда деви невозможно войти в сокровенные игры Радхи и Кришны; невозможно даже просто услышать о них. Но по милости Вринда деви даже невозможное становится возможным. Если кто-либо смог посетить Враджа-мандалу, то это, несомненно указывает на то, что на этого человека низошла милость Вринда деви.

До недавного времени во Вриндаване Вринда деви поклонялись в двух местах: в Камйаване и на Вринда-кунде. Третье божество было установлено на Сева-кундже, чтобы принимать служение от искренних преданных из Рупа-Санатана Гаудия-матх-мандира. Получая даршан Вринда деви, преданный должен просить только одного: милостиво разрешить навечно поселиться во Враджа Дхаме и стать слугой служанок Шримати Радхики и Кришначандры.

Устроительница.

Являясь олицетворением лила-шакти (энергии блаженства, благодаря которой происходят лилы Кришны), Вринда деви устраивает все трансцендентные игры Шри Радхики и Шри Кришначандры. Во всех лесах Вриндаваны у Вринды есть свои кладовки. Она постоянно занята вместе со своими многочисленными помощницами и лесными богинями, стремясь привести игры Радхи и Говинды к их благополучному завершению. Согласно Госвами, Вринде отведена уникальная и очень возвышенная роль в играх Радхи и Кришны. Вринда деви устраивает Их тайные интимные встречи и является очень близкой подругой Радхики. Во Вриндаване существует двеннадцать прекрасных лесов для проведения игр. Следуя указаниям Паурнамаси (олицетворения Йогомайи), Вринда деви устраивает все необходимое для встречи Радхи и Кришны, так как она ответственна за леса Вриндавана.

Совершенное служение Вринда деви.

Вринда деви ответственна за пробуждение Радхи и Кришны после того, как Они отдохнут в лесной Роще (кундже). Она поторапливает Их вернуться в свои дома в Нандаграме и Джавате до восхода солнца, чтобы старшие члены Их семей не обнаружили Их отсутствия. Вринда деви служит Радхе, принося Кришне от Неё любовные письма и другие подарки, которые Она Сама делает, такие как цветочные серьги и гирлянды. Вринда обеспечивает все, что необходимо для проведения игр Радхи и Кришны. Она предоставляет качели, музыкальные инструменты, водяные шприцы и краску для разбрызгивания, одежду, украшения, большое разнообразие изысканных блюд и напитков.

Вместе со своими служанками Вринда деви с большим вкусом украшает рощи и беседки, где проводят Свои игры Радха и Кришна. У Вринды есть два попугая, которые всегда начеку и заранее предупреждают о появлении Джатилы (свекрови Радхи) и Чандравали (соперницы Радхи), которые всегда стремятся на место свидания со Шйамасундарой, Вринда деви лично сопровождает Её.

Во время ночного танца раса Вринда деви раздает гопи различные виды барабанов, струнных и духовых инструментов, и их искусная игра создает божественную симфонию неповторимых ощущений. Чтобы снять усталость у долго танцевавших гопи и Кришны, Вринда предлагает им великолепные блюда из ароматных лесных фруктов и золотые кувшины, полные освежающего медового нектара.

Украшая вечно цветущие рощи Вриндаваны множеством благоухающих цветов, Вринда деви с великой любовью создаёт праздничную атмосферу для Радхи и Кришны.

В этом мире Вринда деви принимает форму прославленного дерева Туласи, которому каждый день поклоняются вайшнавы. А так как Вриндаван — это её лес, то Туласи здесь растёт повсюду.

Поклонение Туласи-деви обладает большой силой, и по её милости мы можем оказаться во Вриндаване, о чём преданные просят каждый день во время туласи-пуджы.

«Ты исполняешь все желание того, кто избрал тебя своим прибежищем, проливая на него свою милость, ты делаешь его жителем Вриндавана».

Туласи постоянно сопровождает преданных в их духовной жизни.

Без листочка Туласи Кришна не примет подношение пищи.

Из ствола дерева Туласи изготавливают чётки для повторения святых имён Бога. На таких чётках благоприятней повторять мантру, чем на чётках, сделанных из драгоценных камней.

Туласи в виде кантхимал дарует свою защиту преданным и указывает на их принадлежность к вайшнавизму. Любого человека, чья шея украшена бусам из туласи и на лбу которого красуется тилака, ямадуты – слуги Бога Смерти, обходят стороной.

Как правило, многие из нас начинают свою духовную практику, не обладая какими- либо возвышенными качествами. Путь к намеченной цели может быть очень долгим, поэтому знакомство с Вриндаваном начинается с Вринда-кунды, где Вриндадеви молят о милости.

«О, Вриндадеви, лишённый преданности, и совершающий бесчисленные оскорбления, я упал в океан материального бытия, и утонул в бурных водах вожделения, гнева, жадности и других пороков.

О, Вринда, я ищу у тебя прибежища, и в глубоком почтении склоняюсь к твоим лотосным стопам».

В Падма Пуране Вринду деви прославляют восемью именами: Вриндавани, Вринда, Вишвапуджита, Пушпасара, Нандини, Кришна-дживани, Вишва-павани, Туласи.

1. Вриндавани означает – та, которая самая первая проявила себя во Вриндаване и никогда не уходит из Вриндавана. Изначальное божество Вринды было установлено в храме Радха Говинда Мандир во Вриндаване. Поэтому здесь нет такой силы, которая бы смогла заставить Вринду покинуть дорогую ее сердцу обитель, где вечно пребывают Радха и Кришна. (Во Врадже два храма Вриндадеви: один в Камайаване и другой – здесь – на Радха кунде).

2. Вринда – повелительница всех растений и деревьев, растущих в окрестностях Враджи. Ей знаком каждый уголок Враджи. Все растения, растущие здесь – ее помощники в служении Радхе и Кришне.

3. Вишвапуджита – ей поклоняются во всей вселенной. В Бхакти Ратнкаре говорится о том, как Шри Рагхава Пандит описывает славу Вриндавана Шринивасе и Нароттаме: В Ади-вараха Пуране говорится: «О, Притхиви, этот двенадцатый лес, Вриндаван, разрушает все пороки, Его защищает Вриндадеви. Бесспорно, это моя излюбленная обитель. Здесь я буду устраивать игры со своими друзьями пастушками и гопи в этих прославленных прекрасных лесах, которые недостижимы для полубогов.

4. Пушпасара – из всех цветов – самая лучшая (Туласи Манджари). Цветок, без которого Кришна не хочет даже и смотреть на все другие цветы и подношения. Кришна доволен, если Ему предлагают хотя бы лепесток или манджари от растения туласи. Даже если человек предлагает Ему несметные яства, Кришна не будет доволен, если в этом подношении нет туласи. Гирлянда из листьев Туласи – любимая гирлянда Кришны. Ему также нравится носить гирлянды, сделанные из пяти сортов лесных цветов из леса Вринды. Эта гирлянда называется Ванамала и Вайджаянти.

5. Нандини доставляет радость Господу и существам, сотворенным Им.

6. Кришна-дживани. Она жизнь и эликсир жизни Кришны.

7. Вишва-павани. Та, которой поклоняется весь мир. Как при помощи Ганги Господь очищает всю вселенную, так же и присутствие Туласи или Вриндадеви очень благоприятно и очищает. Но это растение следует использовать только для служения Кришне, а не в медицинских целях. Листья туласи самое очистительное средство, как духовно, так и физически.

Ничто в этом мире не сравнится с Туласи. Она уникальна!

Вринда Туласи деви ки джай!