Храм Шри Шри Радхи Шьямасундара

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Храм Шри Шри Радхи Шьямасундара — это один из 7 главных храмов Вриндавана, подобно храмам Радха Гокулананды и Радха Гопинатха. Этот храм был основан Шьямананда Пандитом во время его второго посещения Вриндавана. Подлинное Божество, данное Шримати Радхарани Шьямасундаре можно увидеть справа от алтаря. Этому Божеству и поклонялся Шьямананда Пандит. Иногда эти Божества называют Лала-Лали (маленький мальчик и маленькая девочка). Большие же Божества зовут Радха-Шьямасундара, они были установлены Шрилой Баладевой Видьябхушаной. Маленького Шьямасундару дала Шьямананде прабху Шримати Радхарани в 1578-ом году во время известной игры в Сева-кундже. Говорится, что Божество Шримати Радхарани подле Него — это самопроявленное Божество, отданное Шьямананде прабху в 1580-ом году Махараджей Бхаратпура. По прибытии Шримати Радхарани, в день Васанта Панчами, была проведена церемония бракосочетания Божественной четы.

Шьямананда Пандит был не кто иной, как Канака-манджари, одна из близких служанок Шримати Радхарани. Пушпа-самадхи Шьямананды Пандита расположено чуть дальше от Храма — к противоположным воротам от Храма Радхи-Дамодары. Шьямананда принял рождение в деревне Дандешвара примерно в 1535-ом году.-Его родители, Шри Кришна Мандала и Шримати Дурика, были брахманами. Говорится, что он был третьим ребёнком, а двое его братьев умерли в младенчестве. Из-за неблагоприятных событий, происходивших с семьей, местные жители назвали его Дукхи, что означает «несчастный». Ему было дано плохое имя, чтобы полубог смерти, Ямарадж, не забрал его в раннем возрасте, как это произошло с его братьями. Он был красивым ребёнком и все в деревне были им очарованы. Он проявлял большую решимость в учёбе и быстро выучил санскрит. Ему больше нравилось заниматься, нежели играть с друзьями. Слушая повествования об играх Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды, он плакал и громко звал Их по именам.

В 1553-ем году, когда Дукхи уже подрос, его родители сообщили ему, что пришло время инициации. Молодой человек ответил им, что он уже решил принять прибежище и Хридая Чайтаньи прабху из Амбики, ученика Гауридаса Пандита, одного из очень близких спутников Господа Чайтаньи. Дукхи рассказал историю своей жизни Хридаю Чайтанье, и он был тронут его качествами. Вместе с инициацией он дал ему имя Дукхи Кришнадас. Спустя какое-то время Хридай Чайтанья велел ему отправиться во Вриндаван и получить наставления от Шрилы Дживы Госвами, и таким образом исполнить все свои желания. Дукхи Кришнадас прибыл во Врадж в 1566-ом году и нашёл Шрилу Дживу Госвами, который к тому времени уже обучал Шринивасу Ачарью и Нароттаму даса Тхакура тонкостям преданного служения. Дукхи Кришнадас присоединился к ним и очень скоро эти трое молодых преданных крепко подружились. Дукхи Кришнадасу в качестве служения была поручена ежедневная уборка рощ в окрестностях Сева-кунджи, и он с большой решимостью выполнял своё служение. Каждое утро он катался в сокровенной пыли Враджа, а затем принимался за уборку, используя метлу и курпу (скребущий инструмент). При этом он постоянно пел песни преданности, прославляющие Божественную Чету.

В один из дней он погрузился в глубокую медитацию на любовные игры Шримати Радхарани и Господа Кришны. Подметая под деревьями, он обнаружил в песке золотой браслет, инкрустированный прекрасными синими самоцветами. Своим сиянием он освещал весь лес. Ему стало интересно: «Чей это мог быть браслет? Это место посреди леса и в округе нет ни одной богатой девушки. Должно быть, этот браслет принадлежит самой Шримати Радхарани!» Как только он дотронулся до браслета, его переполнил трансцендентный экстаз. Конечно же, это было именно так. Наслаждаясь в этом лесу супружескими играми со Своим возлюбленным Господом Кришной, Шримати Радхарани обронила этот браслет со Своей ноги. Лалита деви была послана, чтобы вернуть его, но когда она пришла туда, то увидела Дукхи Кришнадаса внимательно изучающего браслет. Немного подумав, она решила приблизиться к Дукхи Кришнадасу в образе старой женщины, чтобы вернуть браслет. Подойдя к нему, она представилась, как Радха даси и объяснила, что её невестка обронила здесь браслет, и ей пришлось вернуться, чтобы его подобрать. Дукхи Кришнадас, понимая, что браслет, несомненно, принадлежит Шримати Радхарани, быстро нашёлся что ответить: «Как у такой бедной женщины, как ты может быть настолько богатая невестка, что она носит такие браслеты на ногах? Я не отдам браслет, пока лично не встречусь с ней!» Тогда Лалита предложила ему пойти за ней, чтобы встретиться с невесткой. Она подвела его к Лалита-кунде, что посередине Сева-кунджи, и окунула в священные воды. Из воды он вышел уже как манджари, Канака Манджари. Затем Лалита деви отвела Канаку к Шримати Радхарани, чтобы та могла надеть браслет Ей на ногу. Однако, когда Канака только собиралась надеть браслет на ногу Шримати Радхарани, Она сама взяла браслет и приложила его ко лбу Канаки Манджари, оставив глубокий след на её коже. Шримати Радхарани затем обратилась к ней со словами: «Сегодня ты совершила очень важное для Меня служение. Пожалуйста, позволь Мне ответить тебе взаимностью». Из Своего сердца Она проявила маленькое Божество Шьямасундары и передала его Канаке Манджари через Лалиту деви. Отдавая Канаке Божество, Лалита сказала: «Теперь тебя будут звать Шьямананда — тот, кто доставил великое удовольствие Шримати Радхарани».

Вернувшись во внешнее сознание, он увидел, что отпечаток от браслета так и остался у него на лбу, имя Шьямананда было написано у него на груди, его курта была сделана из чистого золота, и маленькое Божество Шьямасундары было по-прежнему с ним. Он отправился к Дживе Госвами и рассказал ему обо всём, что произошло. Джива был очень счастлив. Как и было объявлено Лалитой деви, с того дня все стали называть Дукхи Кришнадаса Шьяманандой. К сожалению, эта история была неправильно поведана Хридай Чайтанье прабху. Ему сказали, что Дукхи Кришнадас отверг его и самостоятельно взял себе другое имя и тилаку. Чтобы узнать, что же произошло на самом деле, Хридай Чайтанья сразу направился во Вриндаван, взяв с собой многих своих старших учеников. Состоялось большое собрание, на котором Хридай Чайтанья поклялся стереть знак тилаки со лба Шьямананды и имя с его груди. Он изо всех сил старался стереть эти отпечатки, но, несмотря на все усилия, тилака и имя стали только ещё более отчётливыми и их сияние стало ещё ярче. Когда все преданные увидели это, стало понятно, что история, рассказанная Шьяманандой, была правдивой.

В задней части алтарной расположена пещера, в которой Шьямананда совершал свой сокровенный бхаджан.

Храм Шри Шри Радха Шьямасундары — очень посещаемый храм во Вриндаване. Здесь очень хороший стандарт поклонения и заботы о Божествах. Это место можно считать началом распрастранения книг вайшнавской философии. Шьямананда, Шринивас и Нароттама дас — пионеры движения санкиртаны Господа Чайтаньи. Шьямасундара Прабху обучался под руководством Шрилы Дживы Госвами, который послал его в Ориссу вместе со Шринивасой Ачарией и Наротта-мой дасом Тхакуром проповедовать послание Господа Чайтаньи. Они стали первой группой распространения книг в истории движения санкиртаны Господа Чайтаньи.

Храм Шри Шри Радха Шьямсундара нашел особое место для себя в сердцах всех вайшнавов, потому что в нем находится самое красивое и уникальное Божество Шри Шьямсундар, которое проявилось из сердца Шримати Радхарани. Все видные ачарьи Гаудия Вашнавизма посещали этот божественный Храм, чтобы получить даршан Его Светлости — Шри Шьямсундары. При ежедневном даршане этого трансцендентного Божества, Шрила Джива Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами, Шрила Локнатх Госвами и Шри Бхугарбха Госвами и многие другие обычно глубоко погружались в океан экстаза. Шрила Рагхунатх дас Госвами и Шрила Кришна дас Кавираджа Госвами, которые обычно никогда не покидали Шри Радха Кунду, также посещали Вриндаван для даршана Шри Шьямсундара, несмотря на их старость и физические проблемы.

Шрила Баладева Видьябхушана большую часть времени проводил во Вриндаване на службе этому Божеству. Баладева Видьябхушана несколько лет управлял храмом Радхи-Шьямасундары и руководил процессом установления на основном алтаре больших Божеств, а также изначально следил за процессом поклонения. Он родился в семье торговца в начале 1700-ых годов в Балешваре, неподалёку от Ремуны, в Ориссе. По окончании обучения он решил, что не хочет продолжать дело отца, и вместо этого стал изучать шастры, стремясь стать знатоком Веданты. Уйдя из дома, он путешествовал по всей Индии и однажды пришёл в Карнатаку, где обучался в ашраме последователей Мадхвачарьи. Там он изучил философию таттвавады Мадхавы и стал её могущественным проповедником. Позже он снова начал путешествовать и вернулся в Ориссу, в Джаганнатха Пури. Там он встретил Радху-Дамодару Госвами, одного из основных последователей великого ачаръи Гаудия вайшнавизма, Расикананды прабху. Под его руководством он изучил «Шат-сандарбхи» Шрилы Дживы Госвами и полностью убедился в превосходстве учения Шри Чайтаньи Махапрабху. Вскоре после этого он принял инициацию от Радхи-Дамодары Госвами. Радха-Дамодара Госвами отправил Баладеву во Вриндаван, чтобы тот продолжил обучение под руководством Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, который в то время возглавлял Гаудия сампрадаю. Баладева узнал от Тхакура все тонкости философии Гаудия и стал великим проповедником ачинтъя-бхедабхеда таттвы, философии, провозглашённой Господом Чайтаньей. В то время группа Рамананди, одна из ветвей Шры-сампрадаи, стала склонять царя Джайпура к тому, чтобы тот отдал им поклонение Радхе-Говинде, Божествам Шрилы Рупы Госвами, которые были перенесены туда, пока во Вриндаване неистовал Аурангзеб. Рамананди заявляли, что у Гаудиев нет своих комментариев к «Веданта-сутре», и поэтому их нельзя считать авторитетной сампрадаей. Подтвердись их утверждение, Гаудия-сампрадая не имела бы квалификации поклоняться таким значимым установленным Божествам, как Говиндадева. Рамананди также подвергали сомнению практику поклонения Гаудия Вайшнавов Шримати Радхарани, как супруге Господа Кришны, так как Они не женаты. Они предлагали переместить Радхарани с алтаря в Джайпуре в отдельный храм. Царь, будучи Гаудия Вайшнавом, обратился к Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру с просьбой прийти и доказать несостоятельность подобных представлений, но Вишванатха был уже слишком стар. Поэтому он послал вместо себя Баладеву Видьябхушану. До тех пор ни один из ачаръев Гаудия вайшнавизма не составил комментариев на «Веданта-сутру», так как все они принимали «Шримад-Бхагаватам», как комментарий к «Веданте», составленный самим автором, Шрилой Вьясадевой. Однако, по прибытии в Джайпур, Баладева понял, что для безоговорочной победы в споре с Рамананди ему придётся составить подобный комментарий самостоятельно. Он предстал перед Говиндаджи и стал молить: «Пожалуйста, дай мне силы составить комментарий от лица Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, который будет основан на услышанном мною от него и других последователей Господа Чайтаньи». Говиндаджи ответил, открыв Баладеве во сне комментарий к «Веданта-сутре». Он записывал дни и ночи напролёт и не останавливался (как рассказывают) в течение целого месяца. Когда же он представил свой манускрипт царю и Рамананди, все были поражены. Его работа получила название «Говинда-бхашья» (комментарии Говинды), так как в конечном счёте книга была составлена Самим Говиндаджи. Это безупречное научное объяснение,

опровергающее все доводы оппонентов, основанное на самой «Веданта-сутре». Когда настало время Рамананди ответить, они не нашлись что сказать. В примечании к своей «Говинда-бхашье» Баладева пишет: «Пусть всеславным будет Шри Говинда. По Своей милости Он открыл мне Свой комментарий во сне. Комментарии, открытые Им, пользуются особой популярностью у высокообразованных людей, и поэтому меня назвали Видьябхушаной, но по праву данная заслуга принадлежит Шри Говинде. Пусть всеславным будет Шри Говинда, сама жизнь и душа Шри Радхики». После ухода Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, Баладева Видьябхушана возглавил линию Гаудия Вайшнавов и написал несколько важных литературных трудов, включая собственные комментарии к «Бхагавад-гите». Шрила Прабхупада посвятил свою «Бхагавад-гиту, как она есть» Баладеве со словами: «Шриле Баладеве Видьябхушане, написавшему замечательные комментарии к философии Веданты, под названием «Говинда-бхашья».

Шрила А.К. Бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН, плакал, получая даршан Шри Шьямсундары.