Мадхуван

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Мадхуван – место знаменитое даже
в Сатья-югу. Враджа-лила проходила здесь еще во времена Сатья-юги.

В Сатья-югу жил Махарадж Уттанапада, и сыном его первой жены был Дхрува Махарадж. Затем Уттанапада взял втору, более молодую жену. Естественно, что он был больше привязан к своей второй жене, которая была моложе и привлекательнее. Однажды Дхрува Махарадж попытался сесть к отцу на колени, но вторая жена сказала: «Ты не был рожден из моего чрева, почему ты пытаешься сесть на колени моего мужа? Тебе не быть царем! Царем станет мой сын».

Она оскорбила Дхруву, и, как говрят Враджаваси, ката буро карил ко, аур бадароти гхам. Саут бури чун ки, аур сахадже кам. Так описывают они то, что приносит острую боль, слишком много боли. Существуют много разновидностей колючих растений, но среди них карил особо колючий. Он хорошо известен во Врадже. У него нет листьев – только ветки, колючки и мелкие плоды под названием тенти. Шипы его очень острые и причиняют сильную боль.

Ката беро карил ко, аур бадароти гхам. Летом, несмотря на ужасную жару. Мы каким-то образом терпим палящее солнце. Затем наступает сезон дождей, и солнце светит сквозь тучи. Но ту мы уже не можем его терпеть.

Оно словно кусается и жалит как пчела. Почему так? Потому что во время летней жары в воздухе много пыли. Даже немного пыли загрязняет воздух – и небо уже не выглядит чистым и голубым. В это время мы способны терпеть солнце. Но сезон дождей смывает всю пыль и солнце пробивается сквозь тучи. Враджаваси называют это бадароти гхам.

А еще аур саутх. Саутх означает жениться второй раз в присутствии первой жены. Первой это причиняет много боли. Или еще сахадже ке кам – вести бизнес с партнером. Тем или иным образом, совместный бизнес может стать причиной проблем и большой боли. Махараджа Уттанапада и Дхрува оказались именно в такой ситуации.

Дхрува вскочил и убежал. Мать посоветовала ему «Отправляйся в лес». Он пошел в лес в одиночку и по пути встретил Нараду Муни. В Шримад-Бхагаватам есть замечательный стих (4.8.42), описывающий их встречу:

тат тата гаччха бхадрам те

ямунаяс татам шучи

пунйам мадхуванам йатра

саннидхйам нитйада харех

Куда направил его Нарада Муни? Пунйа мадхуванам. Он сказал «ямунайас татам – на берегу Ямуны, пунйам мадхуванам – есть священный лес Мадхуван.

Мой дорогой мальчик, я желаю тебе удачи во всем. Ты должен отправиться на берег Ямуны, в благоприятный лес Мадхуван, и там пройти через очищение. Любой. Кто даже просто придет туда, приблизится к Верховной Божественной Личности, которая вечно пребывает там».

И Нарада Муни, и Сунити, мать Дхрувы Махараджа, советовали ему поклоняться Верховной Личности Бога. И сейчас Нарада Муни дает Дхруве особые указания, как следует правильно поклоняться Верховной Личности Бога, чтобы быстрее достичь желаемого результата.

Он рекомендовал Дхуре Махараджу отправиться на берег Ямуны, в лес под названием Мадхуван, и начать там медитировать и поклоняться Господу.

Тут есть некоторое противоречие. Когда я был в Канпуре, я побывал в местечке под названием Битхур, которое также связано с Мадхуваном. Так находится тила, гда, как утверждают местные жители, медитировал Дхура Махараджа. Однако в Шримад-Бхагаватам ясно сказано – пунйам мадхуванам, – что он делал это в Мадхуване.

Место под названием Битхур называют еще Бархисмати или также Бхармаварта.

В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада отмечает: «Дхама означает место, где человек может вступить в непосредственный контакт с Верховным Господом. Хотя существуют и другие священные места паломничества, такие как Праяг (Аллахабад) и Матхура, но самое возвышенное – это Вриндаван. До тех пор, пока человек не достиг высшей ступени духовного развития, ему рекомендуется жить в одном из таких святых мест и заниматься там преданным служением. А духовно возвышенный преданный, такой, как Нарада Муни, который занят проповедью, мжет служить Верховному Господу везде».

Это очень важное утверждением Прабхупады.

Согласно утверждению Нарады Муни, Мадхуван, находящийся в области Вриндавана, недалеко от Матхуры, является одним из священных мест. До сих пор многие святые занимаются преданным служением именно здесь.

Далее Прабхупада перечисляет все леса во Вриндаване.

«В районе Вриндавана находятся двенадцать лесов, и Мадхуван один из них. Паломники со всей Индии (теперь, конечно же, со всего мира) собираются вместе и посещают все эти двенадцать лесов. Пять лесов расположены на восточном берегу Ямуны: Бхадраван, Билваван, Лохаван, Бхандираван и Махаван. На западном берегу – еще семь: Мадхуван, Талаван, Кумудаван, Бахулаван, Камьяван, Кхадираван и Вриндаван».

По дороге в Дели, возле шоссе, вы можете увидеть здание, напоминающее храм с огромным куполом, в котором живет политик по имени Джай Гурудева. Неподалеку от этого здания пролегает дорога на Мадхуван. Если вы проследуете по ней, то прежде, чем войдете в деревню, увидите маленький холмик в стороне. Сейчас к нему слева подходит новая дорога. Это место называется Дхрува-Тила. Тила означает холм.

снатванусаванам тасмин

калиндйах шалиле шиве

критвочитани нивасанн

атманах калпитасанах

«Нарада Муни дал следующие наставления: «Мой дорогой мальчик, в водах Ямуны, известной также, как Калинди, тебе следует омыться три раза в день, поскольку ее воды благоприятны, священны и чисты. После омовения нужно выполнять упражнения аштанга-йоги, а затем сесть в асану (место для сидения), принять неподвижную позу и успокоить свой ум». (Ш.Б 4.8.43).

Итак, харер чарана чарчитам, Кришна всегда присутствует там и совершает Свои лилы. Это место украшено знаками с Его лотосных стоп. Еще в Трета-югу туда явилась личность по имени Мадху. С тех пор это место называют Мадхуван. Оно вечно и его не затрагивает разрушение Вселенной. Оно существует уже множество кальп.

Дхрува Махарадж направился в это место. Там он совершал свои аскезы. Сначала Дхрува питался только ягодами и мелкими плодами раз в три дня. Затем употреблял в пищу только сухие листья раз в шесть дней. Далее он выпивал немного воды каждые девять дней. И, наконец, он делал вдох только одни раз в двенадцать дней. После чего, он вообще перестал дышать. Он созерцал Верховную Личность Господа в своем сердце. Он был настолько поглощен этим, что , когда, стоя на одной ноге, он шевелил большим пальцем (иногда это требуется, чтобы поддержать равновесие), вся земля – вся Бхумандала, содрогалась.

Но и это еще не все. Когда он перестал дышать ,поскольку он отождествлял себя с Господом, который является воплощением всей вселенной. Вселенная также остановила свое дыхание.

И тогда полубоги пришли к Верховному Господу и спросили: «Что происходит?».

Господь ответил: «Не беспокойтесь. Это всего лишь Мой преданный. Я пойду с ним повидаться и все улажу». Так или иначе, Верховный Господь восстановил дыхание вселенной. Медитация Дхрувы Махараджа прервалась, и он увидел Господа, стоящего перед ним. Он был всего лишь ребенком и не знал, что сказать. Тогда Господь прикоснулся к нему своей раковиной, и Дхрува Махараджа вознес Господу множество прекрасных молитв. Все это происходило в Сатья-югу.

В Трета-югу жил демон по имени Мадху. Увидев этот замечательный лес, он сделал его своим царством. Он тут же стал доставлять беспокойство садху и святым личностям, жившим там.

Мадху уйдя на покой, оставил во главе царства своего сына Лаванасуру. Вы знаете, что означает слово лавана? Лавана – это соль. По одной из версий бриджабаси, вода во Вриндаване соленая, потому что Лаванасура был убит здесь. Поэтому, когда он умер, он осквернил всю воду во Вриндаване, и она стала лавана, соленая. Лаванасура был большим демоном.

Он не желал, чтобы люди поклонялись кому-либо, кроме него. Аур кои бхагаваннахи хаи – нет иного бхагавана, кроме Лаванасуры. Бхагаван  Лаванасура ки джая! Кто сказал джая? Смотрите-ка, у нас тут асуры затесались в преданных.

В конце концов, все садху пошли к Господу Раме и сказали «Он забрызгивает наши ягьи экскрементами, кровью и прочими ужасными вещами. Он постоянно доставляет нам беспокойства».

Тогда младший брат Господа Рамачандры, Шатругхна, сказал: «Мой дорогой брат, не утруждай себя. Ты и так многое на себя взвалил. Ты совершил поход на Ланку и убил Равану. Этот Мадху просто ничтожный демон. Позволь мне послужить тебе и убить его».

Господь Рама ответил: «Хорошо, отправляйся».

Шатругхна скзаал: «У меня есть одна просьба к Тебе. То божество Вараха Девы, которые ты принес с Ланки, позволь мне его взять с собой. Поклоняясь Ему, я без сомнения, одержу победу».

(Помните, я обещал рассказать вам, как божество Варахи появилось в Матхуре?)

Господь Рама сказал: «Конечно, бери божетсво Варахи с собой».

По пути Шутругхна посетил ашрам Валмики Муна в месте под названием Битхур, возле Канпура.

Есть у них там некий гвоздь. Говорят, что Господь Брахма воткнул этот гвоздь в центр Вселенной. Так вышло, что у вселенной два центра: один в Наимишараньи, а другой в Битхуре. Господь Брахма воткнул этот гвоздь в Битхуре, и вселенная была , в некотором смысле, «пригвождена».

Это огромный латунный гвоздь Брахмы. И, еще с Сатья-юги, это место принято называть Бархисмати. Место это связано с Дхрувой Махараджем. В Сатья югу здесь, прямо на берегу Ганги, была столица Сваямбхувы Ману.

В то время, когда Шатругхна был там, родились два сына Рамы – Лава и Куша. Шатругхна отправился повидать их. Он издалека принес свои поклоны и на почтительном расстоятнии обошел Ситарани.

Валмики Муни сказал: «Лаванасура – очень могущественный демон. У него есть одно мистическое оружие. Если ты встретишь его с этим оружием в руках, у тебя будут проблемы. Даже ты не сможешь его одолеть. Ты должен подстеречь его в тот момент, когда он будет безоружным».

Вняв совету мудрого Валмики Муни, Шатругхна, придя в Мадхуван, спрятался и стал наблюдать за происходящим. Каждое утро Лаванасура отправлялся на охоту и оставлял дома все свое оружие, кроме одного большого копья. Шатругхна решил: «Я нападу на него утром».

Когда утром Лаванасура возвращался с охоты. С его копья свивали тигры, слон, змея, крокодил и несколько диких кабанов. Это был его обед. Шутрагхна преградил ему путь с сказал: «Негодяй» Я Шатругхна – брат Господа рамы. Готовься встретить свою смерть».

Лаванасура воскликнул: «Ага! Я слышал о тебе и ждал тебя. Сего ты станешь моим завтраком! Обожди минутку, пока я схожу за оружием».

«Я не собираюсь ждать. Я буду сражаться с тобой прямо сейчас».

«Как я могу сражаться без оружия?»

«Ты говоришь, что у тебя нет оружия? Да ты просто трус. Ты ищешь предлог, чтобы сбежать. Чем ты убил всех этих животных? У тебя в руке огромное копье. Попробуй победить меня этим копьем».

Тут же завязалась жестокая битва. Но поскольку Лаванасура не могу прибегнуть к помощи своего мистического оружия (у него было только копье), то был побежден.

Это место стало известно как Мадхупури, а потом как Матхура.

Шатругхна основал здесь свою столицу и установил поклонение божеству Варахи.

Поскольку Мадхуван находится недалеко от Матхуры, то участок пути на Врадха-мендала парикраме – один из самых приятных. Весь путь составляет всего пять километров. Придя в Мадхуван, можно увидеть Дхрува-тилу. Это место описано в Шримад-Бхагаватам. Битва Лаванасуры и Шатругхны происходила в Трета-югу.

В Сатья-югу здесь произошло еще одно событие.

вратанте картике маси

три-ратрам самупошитах

снатах кадачит калиндйая

харим мадхуване рчайт

«В Мадхуване, в месяц Картика, после соблюдения своего обета в течение одного года, и не спав три ночи, Махараджа Амбариша, омывшись в Ямуне, совершил поклонение Верховной Личности Бога, Господу Хари» (ШБ 9.4.30).

Поэтому Мадхуван также известен тем, что Махарадж Амбариша совершал здесь экадаши врату в течение целого года. В Картику он начал и в Картику же  закончил. Вратанте картике маси.

Дурваса Муни оскорбил Махараджа Амбаришу в этом месте. Эта история описывается в Шримад-Брхагаватам. Мы должны вернуться назад в Матхуру, поскольку я забыл рассказать кое о чем. Напротив Вишрам-гхата находится ашрам Дурваса Муни. Жто малопопсещаемое место, но с моста через Ямуну можно видеть расположенный там прекрасный храм.

Всем известно, что Сандипани Муни был гуру Кришны. И на то есть своя причина. Когда Кришна и Баларама были в Матхуре, они обсуждали кого выбрать своим духовным учителем. Они рассуждали так: «Есть только одна личность, обладающая наивысшей квалификацией, это Вьясадева. Но поскольку он вайшнав, он будет чувствовать себя неловко, обучая Нас, поскольку  понимает Наше Верховное положение. Следовательно, Нам надо поискать того, кто не знает этого».

Поэтому они приняли в качестве гуру Сандипани Муни. Они рассуждали: «Сандипани Муни родился в Каши и живет в Авантидеше (в то время Уджжейн назывался Аватипур), у стоп Махакалешвары – огромногого Шива-линга в Уджжайне. Поскольку Сандипани Муни поклоняется Шиве, то он Нас не узнает. И, стало быть, сможет стать Нашим учителем. Он очень сведущ во всех науках».

Но у Кришны был еще кула-гуру, семейный гуру, которым был Дурваса Муни. Это еще одна разновидность шикша-гуру. Гаргачарья был приглашен провести церемонию наречения именем. У Нанды Махараджа семейным гуру был Сандилья Риши, а его наставником был Гаргачарья.

Сандилья Риши сказал: «Пусть лучше мой гуру придет и проведет церемонию, поскольку это особый случай».

Гаргачарья провел церемонию наречения именем, и, значит, он тоже может считаться гуру.

Однажды Кришна опоздал на танец раса, и все гопи запричитали: «Без Тебя даже мгновение кажется югой!».

Я все время удивлялся, почему этот стих югайитам нимишена чакшуша правишйайитам переводят как «двенадцать лет». Однажды, из чистого любопытства, я заглянул в словарь хинди. И обнаружил, что слово юга означает не только то, к чему мы привыкли, но есть и другой его перевод «двенадцать лет». И все же, мне кажется, что значение юги, как многих тысячелетий, тут более уместно. Нелепо звучит: «Одно мгновение подобно двенадцати годам».

Кришна сказал: «Приходил мой гуру, и Я должен был служить ему».

«Но Ты же ванде кршна джагат гуру. Ты являешься гуру для всей вселенной. Как же так? У тебя может быть гуру?»

«Да, у меня тоже есть гуру, Дурваса Муни. Он живет на другом берегу Ямуны. Я служил ему, поэтому и опоздал».

Гопи сказали: «Мы хотим увидеть эту личность. Но как мы посетим его, если он живет на другом берегу Ямуны?»

Кришна ответил: «Вы просто скажите, что пришли из Нандаграма, где живет Кришна – строгий брахмачари. Если вы, подойдя к Ямуне, скажите что-нибудь правдивое, то она вас тотчас же пропустит».

Гопи посмеялись и, взяв масло, йогурт и молоко, отправились на берег Ямуны. Подойдя к реке, они произнесли: «Мы пришли из Нандаграма, где живет дридха брахмачари Кришна. Пожалуйста, позволь нам пройти».

Тут воды Ямуны расступились и образовали проход, по которому гопи перешли реку. Они пришли в ашрам Дурвасы Муни и принесли ему свои поклоны. Затем, взяв дудх (молоко) и макхан (масло), стали готовить всевозможные лакомства. Гопи приготовили для Дурвасы Муни шикарный пир. Он съел все одним махом. Дурваса остался очень доволен. Его легко было удовлетворить. Он дал гопи свои благословения: «Любое желание вашего сердца будет исполнено». Но тут девушки спросили: «А как же нам снова перейти Ямуну?»

Мудрец отвечал: «Отправляйтесь на Ямуну и скажите, что идете из ашрама Дурвасы Муни, который пьет лишь дурва расу».

Вы знаете, что такое трава дурва? Дурваса Муни выжимал сок из этой травы и пил дурва расу. Вы приходите в ресторан и заказываете сантара расу (апельсиновый сок). К сандхье он становится дурваса. Мудрец пил только дурва расу и ничего более. Отсюда и его имя – Дурваса Муни.

Гопи рассмеялись. Затем они пошли к Ямуне и заявили: «Мы возвращаемся из ашрама Дурвасы Муни, который пьет лишь  сок травы дурва».

Ямуна тут же расступилась, и гопи, смеясь, побежали на другую сторону.

Перейдя реку, они сказали: «эк тагат гуру, эк тагат чела, доно ке бич ме тагн. Джаите гуру, джаите чела, джаите тагни.

Этот гуру оченоь сообразительный, этот чела – его ученик – очень умен, Ямуна им под стать. Иначе говоря, каков гуру, таков и ученик. Каков отец, таков и сын. Джаите гуру, джаите чела,джаите тагни. Все трое те еще мошенники».

Теперь давайте вернемся в Мадхуван. Шримад Бхагаватам (9.11.13–14): «Двоих сыновей Шатругхны звали Субаху и Шрутасена. Когда Господь Бхарата стал завоевывать мир, Ему пришлось уничтожить миллионы гандхарвов, которые. Как правило, лицемеры. Забрав все их богатства, Бхарата отдал их Господу Рамачандре. Шатругхна убил демона по имени Лавана, который был сыном ракшаса Мадху. В этом большом лесу, Мадхуване, Шатругхна основал город Матхуру».

Войдя в лес Мадхуван и пройдя Дхрува-тилу, вы увидите озеро, на берегу которого расположился маленький храм Шатругхны.

В Двапара-югу Кришна и Баларама гуляли в этом лесу и пили мадху. Вы  знаете, что такое мадху? – это мед. Игры Кришны сладки, как мед. Так вот, многие сладостные игры проходили в этом месте. И потому лес носит название Мадхуван, а не только благодаря имени обитавшего здесь демона Мадху. Главное, что здесь проходили сладостные , как мадху, игры Кришны.

Есть там и Кришна-кунда, где Кришна и Баларама являли много удивительных игр. На берегу кунды вы увидите небольшое Божество Господа Баларамы. Посетив разные храмы во Врадже, можно заметить, что повсюду у Балармы левая рука не прикрыта одеждой, чтобы было видно, что Он держит в ней чашу с варуни, а правой Он дает благословения.

Вы будете смущены, увидев, что большинство мурти Баларамы черного цвета. Паломники всегда спрашивают: «Почему?». Дело в том, что Божества,  изготовленные пять тысяч лет назад, вырезали из черного камня. Вы можете спросить «Тогда почему Радха-Лондонишвара белого цвета?». Кришна лишь принимает форму Божества, которая может быть сделана из обычного или драгоценного камня, можно даже создать форму в уме. Так что камень может быть любого цвета: черного или белого. Если совершить Навадвипа Мандалу парикраму,то в Нрисимхапали можно увидеть, что Божество Господа Нрисимхадева тоже сделано из черного камня. Кто-то может заметить: «Львы не бывают черного цвета. Почему Божество такого цвета?».

Потому что все древние Божества делались из черного камня.

Можно сразу определить, что это Господь Баларама, поскольку позади него находится Ананта Шеша. Одной рукой Баларама дает благословения, а другой, на уровне груди, держит чашу с варуни. Итак, рука Баларамы приоткрыта, чтобы был видео сосуд с варуни. У этого божества Баларамы прекрасные глаза, напоминающие прибывающую луну в ночь после экадаши. Вы когда-нибудь обращали внимание на луну после экадаши или в экадаши? Вот такие глаза в форме полумесяцев у Господа Баларамы, держащего в руке чашу с варуни. Необычайно сладостное божество Господа Баларамы!

Вопрос: «Опьяняет ли напиток варуни?»

ДБ: «Вы когда-нибудь выпивали много меда? После воскресных пиров, когда гости уже разошлись ,остается много халавы и сладкого риса. В старые добрые времена в храме, в Лос-Анджелесе, был приготовлен пир на сорок человек. И мало кто пришел. Там было всего несколько преданных: Джаянанда, Мукунда и, может быть, Тамала или Гаргамуни – не помню. Шрила Прабхупада тоже был там. Осталось столько всего, и Прабхупада сказал: «Ничто не должно пропасть».

Он тут же распорядился, чтобы Джаянанда взял еще халавы, Мукунда – пури, Тамала – сабджи, Гаргамуни – сладкого риса. Он велел им съесть все. Ничего нельзя было оставлять на следующий день. В ранние годы ИСККОН в обязанности преданных входило следить, чтобы после воскресного пира ничего не оставалось. Не думаю, что сейчас следуют этой традиции.

Помню пиры, на которых было изобилие сладостей, и мы съедали столько сладкого риса и халавы, что потом просто катались по полу и хихикали. Можно себе представить, как вы будете веселиться, упившись чистым медом! Попробуйте выпить банку сгущенки. Выпейте одну маленькую банку и посмотрите, что будет. Пол банки – мой предел. Вы сразу опьянеете, начнете хихикать и смеяться.

Однажды в старые времена, Прабхупада приехал в Калькутту. Ямуна была его повром. Эту историю она мне рассказывала лично. Прабхупада немного взволнованный пришел на кухню и сказал: «Сегодня придет моя сестра Пишима. Ты должна сегодня приготовить особенно хорошо».

Он рассказал Ямуне, что нужно сделать, и как это сделать, и сам остался на кухне и взялся за дело, Ямуна просто помогала. Он повторял, что для его сестры все должно быть сделано отменно.

Пришла Пишима. Они с Прабхупадой сидели рядом, разговаривали на бенгали и смеялись. Ямуна слежила им. Прабхупада все ел с удовольствием. Он съедал все, что приносила Ямуна.

Затем Ямуна спросила Прабхупаду: «Вашей сестра принести добавки?» (Пишима не говорила по-английски).

Прабхупада сказал: «Нет, нет, ей больше ничего не давай. Она и так толстая. Если ты ей еще что-то дашь, она лопнет».

Он улыбнулся сестра, а она ему. Она не понимала, что он говорит.

Ямуна спросила, хочет ли Прабхупада чего-то еще. Но Прабхупада сначала доел все, что было у него на тарелке. Потом взял все качори, сложил их них горку, а еще одна осталась у него в руке.

И тогда он ответил: «Нет, нет, я все. Смотри!»

И тут Он запустил последней качори в те, что лежала в основании горки, и все качори попадали.

Ямуна сказала (тогда все называли его Свамиджи): «О, Свамиджи, вы опьянели!».

Прабхупада ответил: «Да. Помню, когда я был маленький, я любил залезать к сестре на спину и дергал ее за косы, вот так».

Он улыбнулся сестре, и она улыбнулась ему в ответ, и он сказал: «Этой толстухе больше ничего не давать».

Итак – Мадхуван. Это божество Баларамы с Его мадху находится там. Это происходило в Двапара-югу.

В Кали-югу Сам Верховный Господь – Шри Кришна Чайтанья Махапрабху – вновь приходил в Мадхуван.

В Чайтанья-чаритамрите описывается, как Махапрабху принимал омовение в Вишрама-гхате и во всех двадцати четырех тиртхах, и как Он посетил Божество Кешава-Девы. Он пришел в Мадхуван, и мы также следуем по Его стопам, по всем лесам Вриндавана.

Мадхуван был исвестен во все юги, начиная с Сатья-юги, затем Трета-юги, и в Двапара-югу. Интересно, что правильной должна быть такая последовательность: Сатья, Двапара, Трета и Кали. Потому что два означает вторая, а трета – третья.

Сразу после дня ухода Шрилы Прабхупады, я отправился в Катманду. Я там встретил одного брахмана-вайшнава, который рассказал мне интересную историю.

Позже я побывал в Ситамархи, месте рождения Джанаки, и встретился со своим старым другом-садху, который последние восемь лет приезжает во Вриндаван в наш храм каждый Джанмаштами. Несмотря на то, что живет он  в Ситамархи, он поклоняется Радхе-Кришне. Он рассказал мне историю о том, что в начале творения Господь Брахма из своего ума создал семь сыновей – саптариши. Манаса путра – созданные из ума. Если вы взгляните на ночное небо, то на севере увидите Большой Ковш. Это семь мудрецов, Сапта-риши. Каждого из них Господь Брахма наделил обязанностями. Васиштхе Муни он поручил должность пурохиты по линии, идущей от Солнца, Сурья-вамшы. Пурохит означает нечто вроде священника. Когда необходимо провести какую-либо церемонию: свадебную или наречение именем, или какую-нибудь еще самскару. То вы зовете священника, платите ему, и он произносит разные заклинания. Люди не знают, что он делает, их дело позвать священника и дать ему дакшину.

Иногда это выглядит очень забавно. Один преданный отправился на свадьбу своей дочери. Все старухи, собравшиеся там, постоянно бранились. Они позвали маленького тощего пурохит – священника. Это деловые отношения – никакой сладости в них нет. Этот тощий тип читал все свои мантры, а бенгальские старухи ругали его: «Ты не то читаешь. Не эту мантру надо, а вот эту». Они знали лучше, чем он. Он пурохит.

Занимаясь подобной деятельностью, придется получать греховные реакции. Прабхупада говорит об этом в одном из комментариев к Бхагаватам. Недавно мы читали о том, как полубоги пришли к Вишварупе, и он сказал: «Не хочу быть священником. Это влечет за собой такие реакции!»

Васиштха Муни пришел к Господу Брахме и сказал: «Подожди отец. Ты выбрал для меня не лучшую долю. Дай мне какое-нибудь другое служение».

Господь Брахма ответил: «Я уже раздал все служение. Пожалуйста, делай это служение. Мне некому это поручить. Обещаю, если ты будешь выполнять его, то однажды Сама Верховная Личность Бога придет в форме Господа Рамы и ты станешь Его пурохитом, а уже после этого ты освободишься от этой обязанности».

Такое предложение удовлетворило Васиштху Муни, и он взялся за свою должность. Господь Брахма тоже был удовлетворен тем, что его сын агйакари следует своему долгу. Мы ежедневно вспоминаем об одной из апарадх гуру-авагйа. Противоположность авагйа – агйакари – тот, кто следует предписанным обязанностям. В Западных странах вы редко встретите такое, но в Индии можно увидеть, как сыновья послушны своему отцу. Они очень послушны.

Господь Брахма сказал: «Прими мое благословение». Васиштха Муни сказал: «Но Господь Рама явится только в Трета-югу. Сейчас Сатья-юга, потом придет Двапара-юга, а только потом Трета. Это миллионы лет! Мне придется ждать освобождения от своей обязанности так долго».

Господь Брахма очень разумен, и он все понял. Он сказал: «Хорошо, ватса, хорошо, мой дорогой сын. Для тебя в эта кальпу я поменяю юги местами. Двапара-юга наступит после Трета-юги, и тебе не придется ждать так долго».

И вот Трета-юга наступила, а двапара-юга пришла после нее. Обычно вначале Двапара, затем Трета и потом кали. Но в эту кальпу их поменяли местами специально для Васиштхи Муни».

ВРАДЖА–ЛИЛА

Цикл лекций

Дина Бандху прабху