Во Вриндаване всегда можно увидеть коров и буйволов, бродящих повсюду, павлинов, плавающих уток, летающих попугаев, журавлей, пчел, снующих белок и обезьян, слоняющихся ослов и собак. Хотя они облечены в плоть и подвержены законам материальной природы (рождению, старости, болезням и смерти), те же самые создания существуют в духовном мире в духовных телах, сотканных из вечности, знания и блаженства. На Голоке Вриндаване животные приносят счастье Радхе и Кришне своим бескорыстным служением.
У Кришны много любимых животных, среди которых быки, олени, собаки, попугаи, а также павлин, лебедь и любимая обезьяна по имени Дадхилобха (жадная до йогурта). У Шримати Радхарани тоже есть любимые животные: коровы сурабхи, старая обезьяна по имени Какхати, олениха, слон, птица чакори, полнощекий теленок по имени Тунги и лебедь по имени Тундикери, которому нравится плавать в Радха-кунде. Сукшмадхи и Шубха – любимые попугаи Радхарани, которые могут в совершенстве имитировать игривые шутки Лалитадеви, которые та рассказывает божественной чете. Этой удивительной имитацией попугаи вызывают восторг у гопи («Радха-Кришна-ганнодеша-дипика»).
Преданный, помнящий о трансцендентных играх Радхи и Кришны, насладится нектарными воспоминаниями, увидев красочное многообразие естественной жизни Вриндавана. Эти счастливые животные пребывают в божественной гармонии, которую невозможно встретить где-либо еще. В одном из последних комментариев, которые написал Шрила Прабхупада, он удивительным образом объясняет уникальные особенности жизни животных во Вриндаване.
Каждый счастлив
«Слово вана означает «лес». Люди боятся леса и не хотят в него ходить, однако во Вриндаване лесные животные подобны полубогам, потому что в них нет злобы. Даже в материальном мире лесные животные обитают по соседству, и, когда они приходят на водопой, никто ни на кого не нападает. Злоба возникает из-за притворства чувствам, но во Вриндаване никто не потворствует своим чувствам: там все стремятся только к тому, чтобы удовлетворить Кришну. Даже в материальном мире животные, обитающие во Вриндаване, не трогают живущих там садху. А садху держат коров и поят молоком тигров, приглашая их со словами «Идите сюда, попейте молока». Во Вриндаване нет места злобе и зависти.
Этим Вриндаван отличается от обысного мира. Нас пугает само слово вана, «лес», но во Вриндаване нет этого страха. Там все счастливы благодаря тому, что доставляют удовольствие Кришне. Все, будь то госвами или хищные звери вроде тигров, заняты одним и тем же: стараются доставить удовольствие Кришне…
Во Вриндаване каждый счастлив. Телята, кошки, собаки, люди – все счастливы. Каждый хочет служить Кришне по-своему, и потому никто никому не завидует. У кого-то может возникнуть впечатление, что вриндаванские обезьяны завистливы, потому они проказничают и воруют еду, однако мы знаем, что во Вриндаване обезьянам позволено есть масло, которое им раздает Сам Кришна. Кришна показывает, что у каждого есть право на жизнь. Таков Вриндаван. Почему я имею право жить, а ты должен умереть? Нет, это материальная жизнь. Обитатели Вриндавана думают по-другому: «Что бы ни дал нам Кришна, мы разделим этот прасад и съедим вместе»» (Бхаг., 10.13.60,комм.).
Коровы Вриндавана
«Как описывается в «Брахма-самхите», Господь Кришна на Своей планете, Голоке Вриндаване, пасет коров сурабхи (сурабхир абхипалаянтам). Эти коровы – любимые животные Господа» (Бхаг., 8.8.2, комм.). Шри Вирарагхава Ачарья цитирует стих, чтобы объяснить истинную сущность коров, населяющих Бхаума-Вриндаван (земной Вриндаван) во время проявленных игр Кришны: «О полубоги, по воле Вишну даже великие мудрец явились в облике коров и телят, чтобы радовать Верховную Личность Бога своим молоком» (Бхаг., 10.1, дополнительные замечания к первой главе).
«Великолепные коровы и быки, которых пас Кришна, были разной масти: рыжие, черные, зеленые, желтые, пепельные и т.д. Бродившие повсюду пестрые быки и коровы, довольные и пышущие здоровьем, оживляли атмосферу Вриндавана, радуя сердца его жителей» (Бхаг., 3.2.29, комм.).
Игры телят
«Движимые любопытством, Кришна и Баларама ползали по двору и иногда хватали телят за кончик хвоста. Телята, чувствуя, что их кто-то схватил, начинали метаться, а младенцы, испугавшись движений телят, еще крепче держались за их хвосты. Чувствуя, как дети вцепились в них, телята еще больше пугались. Тогда женщины приходили на помощь младенцам и смеялись от души» (Бхаг., 10.8.24, комм.).
Шрила Рупа Госвами приводит один пример, чтобы показать глубину милости Шри Радхи: «Увидев теленка, у которого рот был поранен колючей соломинкой, Шри Радха почувствовала Себя очень несчастной. Со слезами на глазах Радха сразу смазала рану теленка красной кункумой» («Уджвала-ниламани»).
Как Кришна доил коров
Каждое утро приблизительно в 6:30 Шри Гопал входил в хлев Нанды Махараджа, чтобы доить трансцендентных коров. Когда Кришна зовет каждую корову, они отвечают ему мычанием и сразу же окружают Его. Затем Шри Кришна приседает, держа золотое ведро для молока между ног, и доит нескольких коров. Кришна приказывает мальчикам-пастушкам подоить других коров и с любовью гладит коров в перерывах между дойкой. Говинда также следит чтобы каждый теленок пил молоко до полного удовлетворения («Говинда-лиламрита»).
«Вишакха, показывая, где Кришна доил коров, сказала Радхе: «Присев и опираясь на пальцы Своих стоп, ухватив вымя большим и указательным пальцами, обрызгав Себя при этом двумя-тремя случайными каплями и заставляя восхитительную струю молока литься в ведро, крпеко зажатое Его согнутыми коленами. Дамодара доит корову сурабахи»» (Уджвала-ниламани»).
«В Своей экстатической любви к Кришне Шримати Радхарани иногда поступала словно безумная. Однажды она попыталась сбивать йогурт в пустом горшке. Увидев это, Кришна был так очарован Радхарани, что вместо коровы принялся доить быка» («Нектар преданности», гл.29).
Как Кришна звал коров
Когда Кришне было шесть лет (после дня Гопаштами на Карттику), Ему разрешили пасти коров. Теперь в сопровождении множества мальчиков-пастушков и миллионов коров Господь Кришна отправлялся в самые удаленные уголки Вриндавана. Каждый из мальчиков-пастушков Господа Кришны имел рожок, сделанный из рога буйвола, и флейту, и каждый ребенок звал своих телят, выкрикивая их имена.
«Шрила Джива Госвами объясняет, что днем Шри Кришна одевается в новые одежды, а потом отправляется звать коров домой. Шрила Вишванатха Чакраварти так описывает трансцендентных коров Вриндавана: «На каждый их четырех цветов коров: белый, красный, черный, желтый – есть 25
оттенков, составляющих в общей сумме 100 цветов. Цвета сандалового порошка, цвет тилаки, крапчатый, а также с головами, по форме напоминающими мридангу, образуют восемь последующих групп. Чтобы сосчитать эти 108 групп коров, отличающихся по цвету и форме, Кришна использует нитку из драгоценных бусин»» (Бхаг., 10.35.18, комм.). «Кришна опирается рукой на плечо друга и в блаженстве считает коров сурабхи на бусинах Своего ожерелья из драгоценных каменьев» («Гопала-чампу»).
Когда Кришна выкрикивает «Хей Дхавали!» (имя белой коровы), целая группа белых коров выходит вперед, а когда Кришна кричит «Хамси, Чандани, Ганга, Мукта!» и так далее, приходят еще 24 группы коров белого цвета.
Красноватых коров зовут Аруни, Кункума. Сарасвати и так далее, черноватых – Шьямала, Дхумала, Ямуна и другие. Желоватых – Пита, Пингала, Харитаки и прочие. Тех, кто в группах со знаками тилаки на лбах, зовут Читра, Читра-тилака, Диргаха-тилака и Тирьяк-тилака, а также есть группы, известные как Мриданга-мукхи (с львиной головой) и другие» (Бхаг., 10.35.19, комм.).
«Каждое из 108 различных стад имеет своего вожака, и, когда Кришна зазывает их Своей флейтой, каждое стадо в радостном волнении мчится на встречу с Кришной. Когда они примчатся, Кришна прикасается рукой к морде вожака стада и считает каждое стадо на нитке из 108 драгоценных бусин. Если какая-либо корова была пропущена среди 900 тысяч дойных коров, принадлежащих Его отцу, то обычно Кришна ищет ее, выкрикивая имя, так как Он знает имя каждой коровы во всех 108 различных стадах. Услышав свои имена, коровы радостно ревут и прибегают. Затем, согнав их, Кришна ведет всех домой» («Шри Враджа-мандала парикрама»).
Мальчики вволю наслаждаются этим взаимообменом. «Шримати Радхарани говорит Лалите: «Кришна зовет коров сурабхи, которые далеко разбрелись: «О Пишанги! О Маникастини! О Пранаташринги! О Пингекшана! О Мриданга-мукхи! О Дхумала! О Собали! О Хамси! О Вамши-прия!» Этим Кришна украл Мое сердце»! («Уджвала-наламани»).
Коровы – богатство Вриндавана
«Всё это показывает, какими богатыми были жители Вриндавана, занимавшиеся разведением коров. Все пастухи принадлежали к общине вайшьев, и их делом было заботиться о коровах и выращивать злаки. Но по их одежду и украшениям, по их поведению было видно, что хоть они и жили в небольшой деревне. Тем не менее были очень богаты и имели такое изобилие молочных продуктов, что могли себе позволить бросать друг в друга маслом. Их богатство составляли молоко, йогурт, топленое масло и другие молочные продукты. Продавая их, они приобретали драгоценности, украшения и дорогую одежду. Они не только сами владели всеми этими богатствами, но и могла щедро одаривать ими других, как это делал Махараджа Нанда» («Кришна, Верховная Личность Бога», гл.5).
«Затем Яшода и Рохини вместе с другими старшими гопи стали обмахивать Шри Кришну кисточками коровьих хвостов, чтобы защитить ребенка от всех опасностей. Его тщательно вымыли коровьей мочой, а потом осыпали пылью, поднятой копытами коров. После этого на 12 частей Его тела, начиная со лба, коровьим навозом нанесли, как тилаку, различные имена Господа. Так гопи защищали ребенка» (Бхаг., 10.6.19-20).
Попугаи Вриндавана
Вриндадеви, очень близкая подруга Шримати Радхарани, забоитться о целом отряде проворных попугаев, которые постоянно летают с разведывательными миссиями по всем лесам Вриндавана. Они собирают важную информацию о трансцендентных передвижениях Шри Шри Радхи-Мадана-Мохана. Эта крылатые посланники приносят сообщения Вриндадеви, которая затем использует добытые ими сведения, чтобы сделать все необходимые приготовления для приятных свиданий божественной четы в лесных кунджах. Зеленой вспышкой проносясь среди высоких деревьев кадамба и ним, попугаи взволнованно поют или кричат в восторге. Их волнение говорит о том, что они только что увидели необыкновенную трансцендентную лилу Радхи-Гопинатхи. А своими неистовыми и вместе с тем мелодичными голосами они пытаются поделиться своим радостным опытом с нами.
Полеты попугаев
«В гурукуле Господь Кришна и Господь Баларама узнали, как научить попугаев разговаривать и отвечать на вопросы людей» («Кришна, Верховная Личность Бога», гл.44).
Пригласив самца попугая сесть ЕЙ на руку, Шри Радха обучает его нескольким ритмичным и мелодичным поэмам о Кришне. А Шри Кришна, усадив на руку самку попугая обучает ее нескольким волшебным поэмам о чудесных чертах Радхи» («Говинда-лиламрита»)
«Господь Шри Кришна кричал, имитируя птиц чакора, павлинов и попугаев» (Бхаг., 10.15.13, комм.).
Белки Вриндавана
Белок Вриндавана, бегающих вверх и вниз по стволам деревьев, по стенам средневековых храмов. Прославляет ведическое классическое произведение «Рамаяна» за то, что они служили Личности Бога. Господу Рамачандре. Предки этих белок таскали песчинки, чтобы помочь в строительстве знаменитого моста Господа Рамы на Шри-Ланку. Желая отблагодарить их за самоотверженное служение, сострадательный Господь Рама с любовь почесывал их спины. От почесываний Господа на спине белок остались три параллельные белые линии, которые видно до сих пор.
Жти три линии на спинах норовистых белок Вриндавана напоминают преданному. Что даже небольшое преданное служение в гармонии с триединым принципом: гуру, шастра и садху – доставит удовольствие Всевышнему Господу и привлечет Его милость.
Обезьяны Вриндавана
Кто-то может усомниться в полезности обезьян Вриндавана в сравнении с теми ценными видами служения, которые выполняют коровы, быки, ослы и другие тяжело работающие домашние животные. Как вечные слуги Верховной Личности Господа Дамодары, озорные обезьяны развлекают враджаваси своими акробатическими шалостями, уродливо скорченными гримасами и ежедневным воровством чапати, одежд и всего того, что они могут украсть.
С незапамятных времен Шри Кришна Сам покровительствовал обезьянам Вриндавана. «Иногда Он придумывает какой-нибудь способ украсть вкусную простоквашу, масло и молоко и потом съедает это. Когда собираются обезьяны, Он делится с ними, а когда обезьяны настолько объедаются, что уже больше ничего не хотят, Он разбивает горшки» (Бхаг., 10.8.29).
«Обезьяны очень умны. Во Вриндаване они много раз забирали продукты из моей руки. По крайней мере три или четыре раза, насколько я помню. Не то чтобы я предлагал им, однако приходит большая обезьяна и забирает. Вы потрясены – и вынуждены отдай ей. Однажды в храме Радха-Дамодары я готовил на своей кухне. Хотя дверь и была закрыта, все же обезьяна пронюхала, она открыла дверь и унесла мой прасад» («Беседы Шрилы Прабхупады», том 18).
«Однажды в Джайпуре Шрила Прабхупада посоветовал своим ученикам, как обращаться с обезьянами: «Не старайтесь стать ни их друзьями, ни их врагами. Если вы подружитесь с ними, они будут назойливыми. Если же вы станете их врагами, они будут мстить. Занимайте нейтральное положение»» («Прабхупада-лиламрита», том 5).
Все – враджаваси
Преданные, живущие во Вриндаване, очень любят всех обитающих во Враджа-дхаме живых существ, которые лазают по деревьям, прыгают, летают, поют, мычат, лают и кричат. Животные мирно сосуществуют в активных отношениях взаимозависимости, основанных на их любви к Шри Кришне. Не только люди, но и все обитатели Вриндавана считаются враджаваси (жителями Вриндавана), там нет никакой дискриминации.
Случается, к примеру, какой-нибудь человек проклинает и бьет камнями обезьян за то, что они стащили его рубашку с веревки для сушки белья. Но на следующий день он щедро раздает целый мешок моркови тем же самым обезьянам.
«К другим существам – оленям, верблюдам, ослам, обезьянам, мышам, змеям, мухам и птицам – семейный человек должен относиться как к собственным детям. И в самом деле, велика ли разница между детьми и этими невинными созданиями?» (Бхаг., 7.14.9).