Деревья Вриндавана

Опубликовано Опубликовано в рубрике О Вриндаване

Я снова и снова склоняюсь перед трансцендентными деревьями и лианами Шри Вриндавана, которые исполняют желания каждого и указывают цель жизни тому, кто хоть однажды увидел их, прикоснулся к ним, услышал или вспомнил о них.

Шрила Прабодхананда Сарасвати.

Шри Вриндавана-махимамрита, 5.21

Благосклонные мудрецы

«Верховная Личность Бога сказал: „О лучший из повелителей! Только взгляни, как лесные деревья склоняют свои головы к Твоим лотосным стопам, которым поклоняются бессмертные полубоги. Чтобы избавиться от дремучего невежества, которое заставило их получить тела деревьев, они подносят Тебе свои цветы и плоды“. Деревья думали, что из-за оскорблений в прошлом они теперь родились в телах деревьев и, став неподвижными, не могли сопровождать Господа Кришну в Его странствиях по всей области Вриндавана. Тем не менее, все создания Вриндавана, включая деревья и коров, были великими душами, которые могли лично общаться с Верховной Личностью Господа» (Бхаг.,10.15.5, стих и комм.).

«Увидев Шри Чайтанью Махапрабху, деревья и лианы Вриндавана пришли в восторг. Их побеги вздыбились, а дупла стали сочиться медом, как слезами экстаза. Ветви деревьев, отягощенные плодами и цветами, склонились к лотосным стопам Господа и, как старые друзья, встречали Его своими дарами. Все движущиеся и неподвижные обитатели Вриндавана ликовали при виде Господа, и казалось, они радуются встрече со своим давним другом» (Ч.-ч., Мадхья, 17.200-203).

Ошибкой было бы думать, что только во времена Кришны святые и преданные жили как деревья во Вриндаване. 450 лет назад Махараджа Юдхиштхира, один из прославленных Пандавов, явился во сне Рагхунатхе дасу Госвами и попросил не рубить деревья на берегах Шьяма-кунды, поскольку он и его братья обитали там, воплотившись как деревья. Как форма существования деревья имеют фантастическую продолжительность жизни. Например, калифорнийское мамонтовое дерево живет до семи тысяч лет, а баньяновое дерево в Калькуттском ботаническом саду уходит корнями вглубь тысячи лет. Вполне возможно, что многие находящиеся в телах деревьев преданные, которые были свидетелями игр Шри Кришны, стоят и поныне.

«Деревья кадамба и тамала, растущие у Расатхалли, — сказал Нараяна Махарадж, —были свидетелями танца раса Господа Кришны, и потому они достойны нашего поклонения». Нараяна Махарадж далее объясняет, как правильно обращаться к этим возвышенным живым существам: «Поэтому мы пришли сегодня на Расатхалли, чтобы попросить милости у этих деревьев. Мы молимся их лотосным стопам, чтобы они дали нам чистоту увидеть и понять вечные игры Господа Кришны в наших сердцах, как они увидели их. Эти деревья необыкновенные. Все они трансцендентные личности» («Шри Враджа-мандала-парикрама»).

Деревья желаний

Когда жара стала невыносимой, Господь Кришна, увидев, что деревья, словно зонтики, защищают Его от палящих солнечных лучей, обратился к Своим друзьям:

«О Штока-Кришна и Амшу, о Шридама, Субала и Арджуна, о Вришабха, Оджасви, Вишала, Девапрастха и Варутхапа, только взгляните на эти деревья, удачливее которых нет никого. Поистине, они жертвуют собой ради блага других, защищая нас от ветра, дождя, жары и снега, терпеливо снося любую непогоду. Взгляните на эти деревья — они дают всё необходимое каждому! Их жизнь не проходит зря. Их поведение подобно поведению великих людей, ибо ни один нуждающийся не уходит от дерева с пустыми руками!» (Бхаг., 10.22.30)

«Можно сетовать на то, что там нет калпа-врикш, деревьев желаний, но когда Госвами были там, то были и калпа-врикши. Не так, что всякий может пойти к этому дереву и потребовать что-то от него, — прежде человек должен стать преданным. Госвами каждую ночь проводили под новым деревом, и деревья выполняли все их желания. Для обычного человека это может показаться чудом, но по мере духовного развития человека все это может осуществиться» («Учение Шри Чайтаньи», введение)

«Шрила Шридхара Свами объясняет, что древо желаний не имеет материальных привязанностей и пристрастий, но просто дарует свои фрукты тем, кто заслуживает их, и не делает этого в противном случае. Джива Госвами Прабхупада добавляет, что древо желаний не думает: «Этот достоин поклоняться мне, а тот нет». Скорее, древо желаний удовлетворено всеми, кто должным образом служит ему» (Бхаг., 10.72.6, комм.).

Обнимание деревьев

Сегодня во Вриндаване каждый день можно увидеть мужчин, женщин, мальчиков и девушек, с преданностью поглаживающих разные деревья, которые даже стали гладкими и приобрели ровные очертания из-за этих постоянных объятий. Преданные предлагают молитвы этим молчаливым друзьям и чувствуют удовлетворение, получив ответ в глубине сердца. Враджаваси особенно любят эвкалипты и деревья тамала, растущие сбоку от бхаджан-кутира Шрилы Рупы Госвами у храма Радхи-Дамодара, также божественные деревья в Сева-кундже.

«Когда Шри Чайтанья Махапрабху проходил через лес Вриндавана, все растения, деревья и травы были очень рады видеть Его и ликовали в Его присутствии. Жизнь растения там подобна жизни растения в духовном небе —полностью сознающая» («Прабхупада-лиламрита»).

«Великолепные деревья во Враджабхуми абсолютно духовны по природе и напоены энергией. Они подобны инкарнациям Верховной Личности Бога. В какой степени обусловленные души неправильно понимают духовную природу инкарнаций Всевышнего Господа, настолько же неправильно они понимают славу этих трансцендентных деревьев во Врадже» («Враджа-рити-чинтамани»).

Деревья кадамба и тамала

Дерево кадамба, которое, как правило, встречается в пределах Вриндавана, — это высокое дерево с большими круглыми желтыми цветами, источающими пьянящий травяной запах. «Дерево кадамба означает Шримати Радхарани, — говорил Нараяна Махарадж, — а дерево тамала означает Кришну». Столь дорогие Шри Кришначандре деревья кадамба участвуют во многих веселых играх Кришны.

Однажды утром, когда гопи купались в Ямуне у Гири-гхата, Кришна схватил их одежды. Обычно Шри Кришна забирался на высокие деревья кадамба у Кадамба-кханди и играл на Своей флейте, привлекая трансцендентных коров сурабхи. Завязав Свои прекрасные волосы в узел и по-борцовски размахивая руками, Кришна спрыгнул с дерева кадамба в Ямуну, где некогда Он покорил демона-змея Калию. Поскольку дерево сохранилось благодаря нектару, пролитую орлом Гарудой, вечно носящим на себе Господа Вишну, оно по-прежнему стоит во Вриндаване рядом с Радха-Мадана-Мохан-мандиром.

«Шри Кришна явился на эту Землю в Своем трансцендентном теле, по цвету напоминающим синее тамаловое дерево» ( Бхаг.. 1.9.33). Шри Чайтанья Махапрабху сказал Валлабхе Бхатте: «Единственный смысл святого имени Кришны заключается в том, что Он темно-голубой, подобно дереву тамала, и приходится сыном матери Яшоде» (Ч.-ч., Антья, 7.76).

«Поскольку цвет точно походил на цвет Кришны, Шримати Радхарани обычно всегда отдыхала под деревом тамала, когда чувствовала разлуку с Кришной» (магнитофонные записи Шрилы Прабхупады, 70.5.3).

«Однажды, увидев прогуливавшегося Кришну, одна из близких подруг Радхарани сказала Ей: «Дорогая подруга, не кажется ли Тебе, что тот, кто гуляет там, — дерево тамала? Впрочем, если это дерево тамала, то как оно может гулять и быть таким прекрасным?»» («Нектар преданности», гл. 30)

«Чувствуя сильную разлуку с Кришной, Радхарани однажды нарисовала привлекательный образ Кришны на земле соком дерева тамала. Затем Радха обняла этот образ за шею Своими подобными виноградным лозам руками и без сознания упала на землю» (Шри Хамсадутта). «Когда Вришасура, демон в облике быка, появился во Вриндаване, гопи очень испугались. В смятении они бросились обнимать деревья тамала» («Нектар преданности», гл. 29).

Барометр бхакти

При строительстве храма Кришны-Баларамы во Вриндаване подрядчик хотел срубить дерево тамала, которое походило на пень, чем на дерево. Шрила Прабхупада запретил ему делать это. Ежедневно получая даршан и кусочки махапрасада от Шри Шри Радха-Шьямасундары, дерево тамала стало сильным и здоровым. «Любуясь деревом тамала во внутреннем дворе храма Кришны-Баларамы, Шрила Прабхупада однажды заметил, что, поскольку дерево тамала пышно растет, это свидетельствует о том, что преданные практикуют настоящее бхакти» («Прабхупада-лиламрита», том 5).

Имли-тал — трансцендентное тамариндовое дерево

Бывало, Шри Кришна садился под это дерево на берегах Ямуны и Его трансцендентное тело становилось золотым из-за чувства сильной разлуки со Шримати Радхарани. 500 лет назад золотое тело Шри Чайтаньи становилось голубовато-черным, когда Он сидел здесь, вспоминая Шри Кришну.

Слава деревьев Вриндавана

«Деревья и растения необходимы для жизни человека и доставляют ему радость всегда, в любое время года. Природа Вриндавана такова, что деревья там радуют людей во все времена года, а не только в какие-то месяцы» (Бхаг., 10.13.59, комм.).

«Повсюду во Вриндаване и на берегах Ямуны есть деревья, которые наделяют даром чистой любви и заставляют каждого вспомнить о Господе, побуждая Его, подобно луне Враджи, внезапно взойти в сердце» («Враджа-рити-чинтамани»).

«Очень нежные, изящные, удивительно красивые, исполненные трансцендентного блаженства, очаровательные и роскошные, дарующие прохладную тень, украшенные прекрасными цветами, сладкими плодами, душистым нектарным медом, сияющими листьями и наполненные чистой любовью к Шри Кришне, деревья Вриндавана сверкают неотразимым великолепием. Собирая веточки и красивые цветы, делая из них короны и украшая друг другу волосы, создавая цветочные домики и цветочные ложа, вкушая сочные плоды и наслаждаясь вкусом ароматного меда, дав юных Божества чистой любви, цвета молнии и грозовой тучи, в блаженстве наслаждаются Своими любовными играми в окружении возвышенных деревьев Вриндавана» («Вриндавана-махимамрита», 10.102 и 3.27).

Молитвы

«Поклоняйтесь деревьям Вриндавана, которые вечно наслаждаются общением с божественной четой… Бутоны и листья этих деревьев от экстатической любви к Радхе и Кришне, словно волосы, встают дыбом. Мед с этих деревьев течет слезами любви, ветви, раскачивающиеся на прохладном ветру, в опьянении танцуют. Их распустившиеся цветы улыбаются и смеются. Эти деревья возносят молитвы гирляндами птиц и склоняются в глубоком почтении под тяжестью спелых плодов. Пусть же эти деревья Вриндавана даруют мне трансцендентное блаженство. Своими руками, мягкими, как цветочные лепестки, Шри Шри Радха и Мадхава с любовью поливают проклюнувшиеся ростки и побеги молодых лиан и деревьев. Они поддерживают и заботятся о них, а когда приходит время, связывают лианы и деревца. Когда Радха и Мадхава видят вновь распустившийся цветок, Они несказанно радуются и обмениваются веселыми шутками. Давайте же предложим свои почтительные поклоны этим деревьям и лианам Вриндавана» («Вриндавана-махимамрита», 6.20, 6.13 и 2.11).