Дорогие друзья, кто сейчас во Вриндаване, у вас есть уникальная возможность увидеть прекрасные Божества Бхактивинода Тхакура. Они находятся на алтаре Шри Шри Радха Шьямасундар в храме Кришна Баларам. Слева на алтаре, внизу у стоп Кришны, размера небольшого. Во Вриндаване увидеть их можно лишь в картику, в другое время они находятся в Ориссе.
Радха Мадхава — это семейные божества Бхактивиноды Тхакура. Изначально им поклонялся в Бенгалии Кришнананда Датта, ученик Господа Нитьянанды и отец Шри Нароттама Даса Тхакура. Когда Кришнананда отошел от дел, он переехал в Пури и обосновался в близлежащей деревне Чхоти. Поклонение божествам передавалось из поколения в поколение, пока не дошло до Бхактивиноды Тхакура и Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
К несчастью, после ухода Шрилы Бхактисиддханты поклонение божествам прекратилось. Примерно в 1950 году соседствующая семья решила заявить о своих правах на землю, которая принадлежала божествам. Они украли божеств и спрятали Их, сказав всем, что божества сломались, и поэтому Их было необходимо опустить в реку.
Несмотря на то, что Божества считались потерянными многие десятилетия, Их заново открыли в 2000 году. Сейчас Им поклоняются в Кендрапаре пока не построен Их храм в Чхоти. На каждую Картику Они совершают путешествие во Вриндаван, где предстают на алтаре вместе с Радхой-Шьямасундарой в Кришна-Баларам Мандире.
“Шрила Санатана Госвами дает различные толкования слову Мадхава. Обычно Мадхава переводится как «Господь, супруг Лакшми, богини удачи». Это имя также указывает на то, что Господь Кришна явился в роду Мадху. Еще одно значение слова Мадхава — «весна». Имеется в виду, что, как только Господь Кришна вошел в лес Вриндавана, все красоты весны не замедлили явиться Его взору — деревья украсились цветами, задул прохладный ветер и весь лес превратился в рай. Господа Кришну называют Мадхавой еще и потому, что Его влечет мадху, вкус супружеской любви”
ШБ 10.15.2
В 1893 году Бхактивинода Тхакур издал сборник песен и молитв под названием «Гитавали», куда входил бхаджан, который мы знаем как «Джая Радха Мадхава». У Шрилы Прабхупады была очень глубокая связь с этой песней, которую он впервые спел после наречения божеств Радхи-Мадхавы, которым сейчас поклоняются в Маяпуре.
Когда Шрила Прабхупада путешествовал по Индии в 1971 году, один джентльмен по имени мистер Дальмия подарил ему три пары божеств Радхи-Кришны. Одних божеств Прабхупада отправил в центр ИСККОН в Бостоне (Радха-Гопиваллабха), других – в центр в Беркли (Радха-Гокулананда), третьих (Радха-Мадхава) он оставил себе. 11 февраля 1971 года Шрила Прабхупада организовал церемонию установки Шри Радхи-Мадхавы в городе Горакхпур, где он впервые спел песню «Джая Радха Мадхава» перед преданными. С этого момента Шрила Прабхупада стал регулярно петь Джая Радха-Мадхава перед своими лекциями.
Три последующих дня он в деталях рассказал о её значении. Он объяснил, что эта песня описывает «Изначального Кришну» во Вриндаване.
“Это истинный образ Кришны, Радха-Мадхава гири-вара-дхари. Это изначальный Кришна. Радха-Мадхава гири-вара-дхари, Враджа-джана-валлабха. Он занимается тем, что доставляет удовольствие жителям Вриндавана. И только. У него нет иных дел. И враджа-джана тоже, у них больше нет других дел, кроме как радовать Кришну. И только. Это и есть изначальный Кришна.”
Комментарий к Джая Радха-Мадхава. 14 февраля 1971 г., Горакхпур