Санатана Госвами
Традиционно семь храмов Вриндавана, основанных шестью Госвами и их последователями, считаются основными:
1. Храм Радхи-Мадана-мохана, основанный Шрилой Санатаной Госвами
2. Храм Радхи-Говинды, основанный Шрилой Рупой Госвами (но возведённый под руководством Рагхунатхи Бхатты Госвами)
3. Храм Радхи-Гопинатхи, основанный Мадху Пандитом
4. Храм Радхи-Дамодары, основанный Шрилой Дживой Госвами
5. Храм Радхи-Рамана, основанный Гопал Бхаттой Госвами
6. Храм Радхи-Гокулананды, основанный Вишванатхой Чакраварти Тхакуром
7. Храм Радхи-Шьямасундары, основанный Шьяманандой Пандитом
Храмы Мадана-мохана, Говиндаджи и Гопинатхи подверглись нападению мусульман во времена Аурангзеба, примерно в 1670-ом году. Позже рядом с изначальными постройками были воздвигнуты новые храмы. Служители этих трёх Божеств перевезли Их в целях безопасности в Джайпур в Раджастане. С тех пор Говиндаджи и Гопинатха остались там. Мадана-мохану в наши дни поклоняются в Кароли. Дамодара также был вывезен из Вриндавана в 1670-ом году, но возвращён туда примерно в 1796-ом году. Приблизительно в 1821-ом году Он мог как вернуться в Джайпур, так и остаться — история не даёт нам однозначного ответа. Радха-Раман и Радха-Гокулананда всё время оставались во Вриндаване, так как это очень маленькие Божества и Их было легко спрятать в те трудные времена.
Радха-Мадана-мохан Мандир — «Визитная карточка» Вриндавана. Очень древний храм, построенный Санатаной Госвами. Когда Господь Кришна покинул эту планету пять тысяч лет назад, Его правнук, Ваджранабха, захотел воздвигнуть в Его честь храмы и установить там Божества. Первым было изготовлено божество Мадана-мохана. К тому времени остался всего один человек, который лично видел Кришну — это была Уттара, овдовевшая жена сына Арджуны, Абхиманью, который был убит во время сражения на Курукшетре. Поэтому Ваджранабха попросил её взглянуть на изготовленное мурти Мадана-мохана. Когда работа была окончена, она осмотрела Божество и сказала: «Да, выгладит в точности, как Кришна, от стоп до талии».
Во времена Господа Чайтаньи Мадана-мохану поклонялся Шрила Санатана Госвами. Перед тем, как Господь Чайтанья посетил Вриндаван, сюда пришёл Адвайта Ачарья и прожил здесь некоторое время. Говорится, что однажды утром к нему подошли местные девушки и рассказали о местоположении Божества Модана-мохана. Следуя их указаниям, он смог отыскать Его, и потом некоторое время поклонялся этому Божеству. Перед возвращением в Навадвипу, незадолго до прихода Махапрабху, он доверил поклонение Божеству Чаубе, брахману из Матхуры, от которого Его получил Шрила Санатана Госвами. В то время, когда Ему поклонялся Адвайта Ачарья, Мадана-мохан был больше известен, как Мадана-гопал.
Однажды Санатана пришёл на восточный берег Ямуны и увидел, как мальчики играли в мяч. Один из них был особенно обаятельным и Санатана тут же подумал: «Должно быть это Кришна». Санатана Госвами последовал за этим очень темнокожим мальчиком к его дому в Матхуре и увидел, что он жил, как член семьи брахмана, которого звали Чаубе. Санатана рассказал семье Чаубе, что этот мальчик на самом деле Кришна, и что они не должны позволять Ему играть с другими детьми и пачкаться; они должны поставить Его на свой алтарь и поклоняться Ему. Хотя семья Чаубе была удивлена услышанному, но всё же они согласились последовать совету. Следующей ночью мальчик предстал перед Шрилой Санатаной Госвами и сказал, что Он на самом деле Мадана-мохан и хочет пойти вместе с Санатаной на парикраму по Враджа-мандале (в то время Санатана регулярно совершал такие парикрамы). На следующее утро Санатана вернулся в дом Чаубе и узнал, что отцу приснился точно такой же сон и поэтому тот был не против, чтобы он забрал Мадана-мохана с собой. Перед тем как забрать Его, Санатана объяснил Мадана-мохану: «Я очень бедный человек, которому почти нечего есть. Если Ты пойдёшь со мной, Тебе придётся принимать всё, что я Тебе предложу. Если Ты хотя бы раз пожалуешься, я сразу же отправлю Тебя обратно, чтобы Чаубе готовили Тебе хорошую пищу». Мадана-мохан пообещал принимать всё, что Шрила Санатана Госвами приготовит для Него. Единственное чего Он хотел — это отправиться вместе с ним на парикраму. Шрила Санатана Госвами взял Мадана-мохана с собой на Двадашадитья-тилу (холм, на котором расположен изначальный храм Мадана-мохана), откуда открывается вид на реку Ямуну. Он хранил Божество в корзине, свисавшей с дерева, и предлагал Ему любую бхогу (не предложенную пищу), которая доставалась ему без каких-либо особых усилий.
Санатана Госвами был очень отречённым и почти ничего не ёл. Каждый день он тратил немного времени на сбор подаяний и по возвращении предлагал Мадана-мохану всё, что ему пожертвовали. Обычно пожертвований было совсем немного. После чего он почитал прасад, остатки трапезы Божества. Иногда у него не было ничего кроме муки. Смешав её с водой из Ямуны, он делал шарики из теста и затем кидал их прямо в огонь. Через некоторое время он их вытаскивал, счищал почерневшую корку, и потом предлагал Мадана-мохану. Такой простой хлеб называют бати. В один из дней, когда Шрила Санатана Госвами предложил Мадана-мохану пресные бати, без овощей, риса, дала, и даже без соли, Божество посмотрело на бати и спросило: «Можно Мне хотя бы соли к бати?» Санатана ответил: «Я знал, что Ты станешь жаловаться! Я бедный человек, но Ты согласился принимать всё, что я смогу Тебе предложить. Если же Тебе этого не достаточно, я отнесу Тебя обратно к Чаубе». Но Мадана-мохан запротестовал: «Нет! Нет! Я съем эти бати без соли. Я просто хочу быть с тобой».
На следующий день по Ямуне плыла лодка, полностью гружёная солью для продажи в Агре. И как раз у подножья Двадашадитья-тилы она села на песчаную мель. Торговец по имени Кришнадаса Капур поднялся на холм и попросил Шрилу Санатану Госвами помочь ему высвободить лодку. Однако, Санатана сказал: «Я старый человек. Как я могу помочь тебе?» Затем он указал на Мадана-мохана: «Попроси Его. Может быть Он тебе поможет». Помолившись Маданамохану Капур вернулся к лодке и увидел, что лодка чудесным образом сошла с мели. Он тут же поклялся построить хороший храм для Мадана-мохана, и этот храм, открывшийся в 1581-ом году, был самым первым храмом в городе Вриндаван. В 1670-ом году многие храмы Враджа-мандалы были разрушены мусульманским тираном Аурангзебом.
Царь Джайпура, Махараджа Джай Сингх, распорядился, чтобы Мадана-мохан и другие основные Божества Вриндавана были перевезены в его столицу. Среди Них также были Говиндаджи и Гопинатха. Нескольколет спустя Махараджа Гопал Сингх попросил разрешения перевезти Мадана-мохана в Кароли, где правил он сам, так как его жена, приходившаяся сестрой Джай Сингху, была очень привязана к Нему и не могла жить без Его даршана. Джай Сингху это предложение не понравилась, и поэтому он придумал особое испытание для Гопала Сингха. Гопал Сингх должен был с завязанными глазами войти в комнату, где стояли Мадана-мохан, Говиндаджи и Гопинатха, и определить, кто из них Мадана-мохан. В истории сказано, что как только Гопал Сингх вошёл в комнату, он тут же направился прямо к Мадана-мохану и обнял Его лотосные стопы. Тут уже Джай Сингх никак не мог отказать.
В наши дни Мадана-мохан по-прежнему находится в Кароли, что примерно в двухстах километрах от Вриндавана и Джайпура. Храм Мадана-мохана в Кароли расположен в старой части города.
Однажды на Гопала Сингха напали солдаты Маратхи, и ему пришлось укрыться в крепости рядом с храмом. Там он молился Мадана-мохану о защите, и неожиданно городские пушки сами дали залп по нападающим, и им пришлось отступить.
Чтобы попасть в Кароли из Вриндавана нужно доехать до Махувы, а затем повернуть налево к Кароли, что около семидесяти километров на юг. Если дальше направиться в Джайпур, то лучше вернуться в Махуву и ехать уже оттуда.
После того, как изначальный храм Мадана-мохана был разрушен мусульманами, потомки учеников Санатаны Госвами, следившие за храмом, построили новый храм, вплотную прилегающий к старому. Там установлены пратибху-муриш (заменяющее Божество, равное по могуществу изначальному) Мадана-мохана и маленькая Говардхана-шиля, которой поклонялся Санатана Госвами.
Шрила Прабхупада пишет: «Шрила Санатана Госвами — идеальный духовный учитель, ибо он дарует человеку прибежище у лотосных стоп Мадана-мохана. Даже тот, кто забыл о своих отношениях с Верховной Личностью Бога и утратил доступ во Вриндаван, милостью Санатаны Госвами может поселиться там и извлечь из этого совершенное духовное благо». (Чайтанья-чаритамрита, Ади 1.47, комментарий)
Подобным же образом Кришнадаса Кавираджа Госвами молится:
«Слава всемилостивым Радха-Мадана-Мохану! Я хромой и опрометчивый человек, но они меня направляют и их лотосные стопы для меня всё».
КришнадасаКавираджа Госвами также говорит в Чайтанья-чаритамрите, Ади-лила 1.19:
«Эти три божества Вриндавана (Мадана-мохана, божество СанатаныГосвами; Говинда, божество РупыГосвами; и Гопинатха, божество РагхунатхиДасаГосвами) вобрали в себя всю сущность гаудия-вайшнавов (последователей Чайтаньи). Я поклоняюсь их лотосным стопам, поскольку они — повелители моего сердца».
Мадана-мохан — это Божество, отвечающее за ступень сознания Кришны, известную как самбандха, или восстановление своих забытых отношений с Господом. Мадана-мохан означает «Тот, Кто привлекает Купидона». Следует понимать, что если человек со всем вниманием поклоняется Мадана-мохану, особенно на ранних стадиях развития преданного служения, он будет защищен от всех материальных желаний, и таким образом сможет утвердиться в сознании Кришны, несмотря на свою духовную незрелость.
Мадана-мохана значит «очаровывающий Купидона, бога любви». Говинда — «радующий чувства и коров», а Гопинджанаваллабха — «трансцендентный любовник гопи».
Самого Кришну называют Мадана-моханой, Говиндой, Гопиджанаваллабхой и бесчисленным множеством других имён, когда он играет в различные игры со своими преданными. Тримурти — Мадана-мохана, Говинда и Гопиджанаваллабха — имеют особенные качества. Поклонение Мадана-мохану находится на уровне восстановления дживой забытых отношений с Богом. В начале духовной жизни рекомендуется поклоняться Мадана-мохану, чтобы он смог привлечь и искоренить привязанность к удовлетворению физических чувств. Эти отношения с Мадана-моханой необходимы для неофитов. Когда вайшнава хочет заниматься служением Богу и у него есть сильная привязанность, тогда он поклоняется Говинде, находясь на уровне трансцендентного служения. Говинда — источник всех удовольствий. Когда по милости Кришны и других вайшнавов человек достигает совершенства в бхакти-йоге, он может оценить Кришну как Гопиджанаваллабху (Гопинатху), божество, доставляющее удовольствие гопи Враджи.
Двадашадитъя-тила
Старый храм Мадана-мохана расположен на вершине Двадашадитья-тилы, «холма двенадцати солнц». Говорится, что после победы Кришны над змеем Калией и изгнания его из Вриндавана, Господь поднялся на вершину этого холма, чтобы обсохнуть и согреться после долгой битвы со змеем. Бог солнца, Сурья, хотел послужить Кришне. Понимая, как Кришна промок, Сурья
распространил себя в двенадцать солнц, чтобы высушить Господа и окружить Его комфортом. Святыня посвящена именно этой игре. Она находится позади старого храма Мадана-мохана на небольшом возвышении с видом на парикрамную дорогу и то, что раньше называлось озером Калии. Отсюда открывается хороший вид на Билваван и, по левую руку, на Бхандираван.
Бхаджан-кутир Санатаны Госвами
Бхаджан-кутир Шрилы Санатаны Госвами находится позади внешней части изначального храма Мадана-мохана, откуда открывается вид на Ямуну. Санатана Госвами пришёл в этот мир примерно в 1488-ом году и приходился старшим братом Шриле Рупе Госвами и Анупаме, отцу Шрилы Дживы Госвами. Мусульманский правитель Бенгалии, Наваб Хуссейн Шах, был настолько впечатлён качествами Санатаны Госвами, что назначил его личным секретарём, или старшим советником и помощником. Впоследствии решение многих государственных дел стало зависеть от Санатаны. Поэтому Санатана, а также и Рупа, который был министром финансов Шаха, были в то время изгнаны из общества кастовых брахманов. Ни Шрила Санатана Госвами, ни Шрила Рупа Госвами, не были заинтересованы в том, чтобы стать мусульманами. Напротив, они как можно больше времени проводили в обществе преданных, погружённых в слушание и воспевание славы Кришны. С разрешения Наваба, Рупа и Санатана переехали в Рамакели и там ещё больше погрузились в сознание Кришны. В одной кадамбовой роще они вырыли кунды, назвав их Радха-кунда и Шьяма-кунда, вокруг которых разрослись растения туласи. Когда Господь Чайтанья начал распространять Своё движение санкиртаны, эти двое братьев с нетерпением стали искать возможности встретиться с Ним и получить Его милость. В конце концов эта встреча состоялась, и с тех пор Рупа с Санатаной решили уйти со службы Наваба и полностью принять прибежище у Господа. Под предлогом болезни Санатана Госвами перестал выполнять свои государственные обязанности. Доктор, которого послал Наваб для лечения Санатаны, увидел, что тот абсолютно здоров и в окружении преданных слушает «Шримад-Бхагаватам». Наваб попытался убедить Санатану, что его помощь необходима государству, но Санатана вежливо отказался, и, как следствие, Наваб приказал его арестовать.
В «Чайтанья-чаритамрите», в двадцатой главе Мадхья-лилы, описывается как Санатана Госвами дипломатично обратился к охраннику с просьбой выпустить его. Он сказал: «Уважаемый господин, Вы святой человек и очень удачливы. Вы знаете весь Коран и другие книги. Согласно священным писаниям, если человек освобождает обусловленную душу или заточённого в темницу, его самого также освобождает от материальных оков Верховная Личность Бога. Пожалуйста, возьмите эти пять тысяч золотых монет. Освободив меня, Вы получите плоды благочестивого поступка, а также приобретёте материальную выгоду. Так Вы обретёте двойное благо от одного поступка». Глупый охранник ответил: «Мой дорогой господин, пожалуйста, послушай. Я бы и рад тебя освободить, но я боюсь правительственного наказания». Санатана тогда сказал: «Нет никакой опасности, Наваб уехал на юг. Если он вернётся, скажите ему, что я пошёл в туалет на берег Ганги, а как только я увидел Гангу, то сразу прыгнул в неё. Просто скажите: «Я искал его очень долго, но нигде не смог найти. Так как он прыгнул в оковах, он, должно быть, утонул и волны унесли его». Вам не нужно бояться, я не останусь в этой стране. Я переоденусь нищенствующим монахом и отправлюсь в Мекку». Несмотря на все эти объяснения, ум стражника не был удовлетворён. Тогда Санатана Госвами предложил ему семь тысяч золотых монет, и, будучи очень привязанным к золоту, охранник согласился выпустить Санатану. Той же ночью он освободил Санатану от оков и позволил ему переправиться через Гангу. Санатана Госвами ушёл со своим слугой, Ишаной. В одну из ночей они остановились на постоялом дворе, и Санатана попросил хозяина помочь им перебраться через горы, которые были на пути во Вриндаван. Друг хозяина обладал некоторыми мистическими силами и понял, что у Ишаны были золотые монеты (оставшиеся от суммы, отданной тюремному стражнику). Как только владелец узнал об этом, он решил убить и Санатану, и Ишану, чтобы заполучить монеты. Неожиданно он стал обслуживать Санатану с несвойственной ему учтивостью. Будучи экспертом в отношениях между людьми, Санатана понял, что зреет заговор. Он поинтересовался у Ишаны, не было ли у того с собой каких-нибудь ценностей. Ишана ответил: «Да, у меня осталось семь золотых монет». Санатана Госвами стал отчитывать его: «Зачем ты взял с собой эти вестники зла?»
Затем Санатана взял у Ишаны семь золотых монет и направился к хозяину постоялого двора. «Пожалуйста, возьми эти семь золотых монет, и проведи нас через горы во Вриндаван» — сказал Санатана. Хозяин ответил: «Ещё до того, как ты обратился ко мне, я знал, что у твоего слуги есть семь золотых монет. Этой же ночью я задумал убить тебя и завладеть деньгами. Очень хорошо, что ты отдал их добровольно, так как теперь мне нет необходимости совершать такой грех». После этого хозяин постоялого двора отказался от денег, но Санатана, оставаясь всегда дипломатичным, ответил: «Если ты не примешь эти монеты, то кто-то другой убьёт меня из-за них. Так что будет лучше, если ты спасёшь меня от такой опасности, взяв эти деньги». Хозяин постоялого двора помог Санатане Госвами переправиться через горы, и тот продолжил свой путь в Варанаси. По прибытии в Варанаси Санатана услышал, что Шри Чайтанья Махапрабху был в доме Чандрашекхары Ачарьи, поэтому он направился к дому Чандрашекхары и стал ждать у входной двери.
В «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лиле 20.47-63, это описано так: Шри Чайтанья Махапрабху сказал: «У твоих дверей сидит Вайшнав. Пожалуйста, позови его». Чандрашекхара вышел, но не увидел у дверей никакого Вайшнава. Когда Чандрашекхара сказал Господу, что никакого Вайшнава у дверей нет, Господь спросил его: «А кто-нибудь там есть?» Чандрашекхара ответил:«Там сидит один нищий-мусульманин». Шри Чайтанья Махапрабху сразу сказал: «Пожалуйста, приведи его сюда». Чандрашекхара обратился к сидевшему у дверей Санатане Госвами: «Зайди в дом, тебя зовёт Господь». Услышав это, Санатана Госвами очень обрадовался и вошёл в дом Чандрашекхары. Увидев Санатану Госвами во дворе дома, Шри Чайтанья Махапрабху бросился ему навстречу. Обняв Санатану, Он преисполнился экстатической любви. От прикосновения Шри Чайтаньи Махапрабху Санатана Госвами тоже погрузился в экстаз любви к Богу. С дрожью в голосе Санатана произнес: «О, Мой Господь, не прикасайся ко мне». Склонив головы на плечи друг другу, Шри Чайтанья Махапрабху и Санатана Госвами очень долго плакали, а Чандрашекхара изумлённо смотрел на них. Взяв Санатану Госвами за руку, Шри Чайтанья Махапрабху повёл его в дом и усадил рядом с Собой на возвышение. Своей божественной рукой Шри Чайтанья Махапрабху стал отряхивать пыль с Санатаны Госвами, но тот сказал: «О мой Господь, пожалуйста, не прикасайся ко мне». Господь ответил: «Я прикасаюсь к тебе для собственного очищения, ибо силой своего преданного служения ты способен очистить всю вселенную. Тот, кто видит тебя, прикасается к тебе или воспевает твои божественные качества, использует свои чувства совершенным образом. Так гласят богооткровенные писания. Мой дорогой Санатана, Кришна спас тебя от Махарауравы, ужаснейшего из адских миров. Кришна — океан милости, и все Его деяния исполнены глубокого смысла».
Санатана ответил: «Я не знаю, кто такой Кришна. Я считаю, что вышел из тюрьмы лишь по Твоей милости». Далее, в 20-24-ой главах Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты», Господь Чайтанья дал наставления Санатане Госвами в отношении всех аспектов сознания Кришны. Получив наставления от Господа, Санатана Госвами продолжил свой путь во Вриндаван. Будучи старшим из шести Госвами, он был очень глубоко погружён в миссию Господа по возрождению святых мест и изложению Гаудия Вайшнавской философии. Автор «Бхакти-ратнакары» пишет: «Слава Санатане и Рупе. Они сама моя жизнь, и они дали наставления бесчисленному количеству людей. Во Вриндаване они были источником любви и милости. Они были океаном доброты и друзьями бедных. Они были выдающимися преданными. Только Санатана и Рупа знали, как нужно себя вести в соответствии с учением «Бхагаватам» и других бхакти-шастр. Их характер прославляли во всех трёх мирах. Пыль с их лотосных стоп остудила землю от палящих лучей солнца Кали. Они постоянно поклонялись Шриле Вьясадеве и святым стопам Шримати Радхарани. Слава Санатане и Рупе, бриллиантам среди аскетов, развившим непоколебимую преданность Шри Радхе-Кришне. Эти два брата были дарованы Шри Чайтаньей, они были океаном милости. В их отсутствии я стал сиротой». (Бхакти-ратнакара, 6.299-305)
Несмотря на то, что Санатана Госвами постоянно совершал парикраму по Шри Вриндавана-дхаме, он всё же иногда останавливался на Двадашадитья-тиле, где расположен старый храм Мадана-мохана. Шрила Прабхупада рассказывает историю о том, как однажды на Двадашадитья-тиле Шрила Санатана Госвами получил философский камень, с помощью которого можно было обычное железо превратить в золото. Однако, будучи освобождённым преданным, Санатана не видел никакой пользы от этого камня и поэтому выкинул его в мусорную яму за храмом Мадана-мохана. Один шиваит услышал об этом камне и попросил Санатану отдать его ему. Санатана с радостью согласился и указал на мусорную яму, где шиваит вскоре смог отыскать камень и с помощью него стал превращать обычные предметы в золото. Однако, спустя некоторое время, его стала беспокоить одна мысль: «Если Санатана Госвами выбросил философский камень в мусорную яму, должно быть у него есть что-то ещё более ценное!» Поэтому он вернулся к Санатане, и тот сказал ему: «Да, у меня действительно есть нечто намного более ценное, чем этот философский камень. Если ты выкинешь его, я дам тебе самую ценную вещь». С большим трудом шиваит заставил себя выбросить философский камень, и тогда Санатана Госвами дал ему маха-мантру:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Шрила Санатана Госвами является инкарнацией Рати Манджари, одной из основных спутниц Рупы Манджари.
Самадхи Санатаны Госвами
В 1558-ом году, в день Гуру-пурнимы (который обычно приходится на июль) Шрила Санатана Госвами ушёл из этого мира на Манаси-Ганге у холма Говардхан. Однако преданные перенесли его трансцендентное тело в город Вриндаван, где оно было сразу захоронено у западной стороны храма Мадана-мохана. Также на территории его самадхи находятся пушпа-самадхи великих спутников Господа Чайтаньи — Тапаны Мишры и Чандрашекхары Ачарьи. Эти преданные участвовали во многих играх Господа. Тапана Мишра был отцом Рагхунатхи Бхатты Госвами. Когда Господь Чайтанья остановился в его доме в Варанаси, Тапана Мишра организовал Его встречу с великим учёным майавади, Пракашанандой Сарасвати, которого Господь победил в философском диспуте. Иногда Господь Чайтанья участвовал в театральных постановках в доме Чандрашекхары Ачарьи, который был также известен, как Ачарьяратна. В одном из таких представлений Господь принял форму Маха-Лакшми и танцевал в умонастроении Её экстаза. Затем Он накормил грудью всех преданных.
В дальнем левом углу на территории сада самадхи находится грантха-самадхи, самадхи писаний. Говорится, что именно там Шрила Джива Госвами захоронил несколько трудов шести Госвами. Некоторые считают, что все оригинальные рукописи шести Госвами захоронены здесь, хотя
другие говорят, что здесь захоронены наиболее эзотеричные труды Госвами, которые, по мнению Дживы, не подлежали публикации.
Молитва Шри ШриРадха-Мадана-Мохану
Самбандхадхидевапранама
джайатамсуратаупангор мама манда-матер гати
мат-сарвасва-падамбходжаурадха-мадана-моханау
джайатам — слава; су-ратау — самым милостивым или очень привязанным друг к другу, любящим супругам; пангох — хромого; мама — меня; манда-матех — глупого; гати — прибежище; мат — мое; сарва-сва — все; пада-амбходжау — чьи лотосные стопы; радха-мадана-моханау — Радхарани и Мадана-Мохану.
Я выражаю свое почтение всемилостивым Радхе и Мадана-Мохану. Они ведут меня, хромого и неразумного по пути истины и для меня не существует ничего кроме их лотосных стоп. ЧайтаньяЧаритамрита. Мадхья Лила. 1.3
В этой молитве преданный обращается к Шри ШриРадхеМадана-Мохану, как к покровителям падших. Если вы хотите войти во дворец бхакти, вы должны пройти через дверь смирения, смиренную молитву Господу Кришне о милости. Если вы не сможете в своей жизни найти эту дверь смирения, тогда дворец бхакти останется навсегда закрытым для вас. Вы будете снаружи облизывать стены подобно пчеле, которая облизывает снаружи банку с медом.
Мадана-Мохан – тот, кто своей красотой победил Купидона. Обращаясь с этой молитвой к божествам Шри Шри Рада Мадана-Мохан преданный может смиренно попросить трансформировать вожделение в преданное служение.
До того, как были построены большие храмы, Госвами поклонялись Божествам очень безыскусно, храня их в ветвях дерева, под которым спали. Радха-Раман, самопроявленное Божество Гопалы Бхатты Госвами, также появившееся в 1542 году, хранилось внутри дерева на протяжении двух веков. Джагат Гуру Свами поясняет:
«На месте нынешнего храма Радха-Раман некогда было большое озеро, соединявшееся с рекой Йамуной. В течение двухсот лет люди поклонялись Радха-Раману, находящемуся в ветвях дерева, а на ночь опускали его в лодку, которая стояла на якоре посреди озера. Лодку охраняли стражи с луком и стрелами, а стрелы окунались в специально приготовленный яд. Всякий, кто пытался украсть Божество и был лишь слегка ранен отравленной стрелой, тотчас же шел ко дну. Служители храма Радха-Раман до сих пор имеют луки и стрелы.»