Госвами Вриндавана

Опубликовано Опубликовано в рубрике Святые Вриндавана

Я в глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана: Рупой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Госвами, Шри Рагхунатхой Дасом Госвами, Шри Дживой Госвами, Шри Гопалой Бхаттой Госвами, – которые танцуют в экстазе, поглощенные пением святых имен Кришны. Они – океан любви к Богу, и, поскольку они ни к кому не питают вражды, они пользуются любовью и негодяев, и честных людей. На них лежит благословение Господа Чайтаньи, и что бы они ни делали, каждому они приносят радость. Они целиком посвятили себя миссионерской деятельности, цель которой – спасти все обусловленные души материальной вселенной.

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые тщательно изучили богооткровенные писания, желая ради блага всего человечества установить вечные религиозые принципы. Почитаемые в трех мирах, они – истинное прибежище для всех живых существ, поскольку охвачены чувствами гопи и поглощены трансцендентным любовным служением Радхе и Кришне.

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые глубоко постигли Господа Чайтанью и потому замечательно описывают Его трансцендентные качества. Они способны очистить все обусловленные души от последствий их греховной деятельности, пролив на них дождь трансцендентных песен о Говинде. Они вызволяют живых существ из всепожирающей пасти освобождения и обладают искусством углублять океан трансцендентного блаженства.

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые отвергли любое общение со знатью, считая его бессмысленным. Чтобы спасти несчастные обусловленные души, они отреклись от всего, оставив себе лишь набедренные повязки. Однако, хотя они и ведут образ жизни нищих, они всегда погружены в океан экстатической любвигопи к Кришне и постоянно купаются в его волнах.

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами, которые были поглощены поклонением Радхе-Кришне на трансцендентной земле Вриндавана, в чьих рощах эхом раздаются голоса кукушек, лебедей, журавлей, где танцуют павлины, где растет великое множество прекрасных деревьев, усыпанных цветами и отягощенных плодами, и где недра под корнями тех деревьев хранят в себе драгоценные камни. Эти шестеро Госвами способны даровать живым существам величайшее благо, ибо могут указать им цель жизни.

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые строго следовали своим обетам повторять определенное количество святых имен на четках и приносить поклоны преданным. Они посвящали преданному служению каждую минуту своей бесценной жизни и так победили сон и потребность в пище. Кроткие и смиренные, они приходили в восхищение, вспомнив о трансцендентных качествах Господа.

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые порой появлялись на берегу Радха-кунды или Ямуны, а порой приходили в Вамшивату. Переполненные восторгом сознания Кришны и любви к Кришне, они выглядели как безумцы, проявляя различные признаки трансцендентных эмоций.

В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами Вриндавана, которые, ходя по Вриндавану, громко взывали: «О Радхарани, царица Вриндавана! О Лалита! О сын Нанды Махараджи! Где вы теперь? Быть может, гуляете сейчас по холму Говардхана, а может, отдыхаете под сенью деревьев у Ямуны? Где же вы?» В таком состоянии духа служили они Кришне.

Шесть Госвами Вриндававана – это следующее поколение преданных после Господа Чайтаньи и Его ближайших спутников. Все они были выходцами из аристократических семей, но по указанию Господа на каком-то этапе оставили все и пришли во Вриндаван. Их общей миссией было:

1. Восстановить утерянные места, связанные с играми Господа Кришны (в те времена Вриндаван был непроходимыми джунглями).
2. Строить во Вриндаване храмы для поклонения Господу.
3. Писать произведения, объясняющие науку преданного служения (бхакти-шастры)

Точно также как Господь Чайтанья – это воплощение Радхи и Кришны, Шесть Госвами – это воплощения манджари, близких служанок Шримати Радхарани, которые вечно совершают самое сокровенное служение Божественной Чете на Голоке Вриндаване.

Главным из Шести Госвами считают Шрилу Рупу Госвами Прабхупаду. В духовном мире он – Рупа Манджари, само воплощение рупы или облика Шримати Радхарани. Рупа Манджари является там главной из помощниц Шримати Радхарани. Рупа Госвами основал храм Господа Говиндаджи во Вриндаване и написал работы, систематически излагающие науку чистого преданного служения. Рупа Госвами – абхидхея-ачарья. Его произведения «Бхакти Расамрита Синдху» и «Уджджвала Ниламани» в мельчайших подробностях объясняют, что такое бхакти-раса, или трансцендентные взаимоотношения с Господом. Последователей Господа Чайтаньи называют Рупанугами, что означает, что мы все следуем по стопам Шрилы Рупы Госвами в нашем преданном служении. На стадии практики мы следуем изложенному им методу слушания, воспевания, поклонения Божествам и т.д., а достигнув совершенства, мы присоединяемся к вечным спутникам Шримати Радхарани и Шри Кришны в духовном мире, где совершаем служение Им, вдохновляемые наставлениями Рупы Манджари. Шрила Рупа Госвами написал множество книг. Из них заслуженной популярностью среди вайшнав пользуются: «Хамсадута», «Удхава-сандеша», «Кришна-джанма-тидхи-видхи» ( в двух книгах), «Ганоддеша-дипика» (Брихад и Лагху), «Ставамала», «Видагдха-мадхава», «Данакелл-каумуди», «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджвала-ниламани»,«Акхията-чандрика», «Матхура-махима», «Падьявали», «Натака-чандрика» и «Лагху-бхагаватамрита».

Если Шрила Рупа Госвами объяснил науку чистой любви к Богу, то Шрила Рагхунатха дас Госвами показал пример того, что на практике означает чистая любовь к Господу, према-бхакти. Шри Рагхунатха даса Госвами родился в 1416 году в семье вайшнава. Его предки были весьма богатыми людьми и, как водилось у аристократов, у них был семейный гуру. Его звали Ядунандана Ачарья. Хотя Рагхунатха даса был женатым человеком, он совершенно не имел привязанности к своей семье. Заметив за сыном тенденцию оставить дом, отец приставил к нему охрану, телохранителей, которые постоянно присматривали за ним. Тем не менее, отец не смог уследить за сыном. Рагхунатха дас улизнул из под стражи и в 1439 году присоединился к Движению санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху, полностью посвятив себя служению Господу. Рагхунатха дас Госвами прожил долгую жизнь и написал три книги: «Става-мала», «Дана-чарита» и «Мукта-чарита». Он вел жизнь полную воздержания, почти ничего не ел и был очень худым. Он сознательно сокращал время для принятия пищи и сна, постоянно повторяя святые имена Кришны. Его глаза были всегда полны слез экстатической любви к Господу. Он молил Кришну о милости проповедовать в Бенгалии. И вот, однажды, к нему пришел Шриниваса Ачарья и попросил благословения. Рагхунатха благословил его. Так миссия Шри Чайтаньи обрела новую силу. Иногда Рагхунатху считают воплощением Раса-манджари, а иногда — гопи Рати-манждари. Само имя Рати Манджари означает, что она является воплощением любви Шри Радхи к Кришне. Шрила Рагхунатха дас Госвами является прайоджана-ачарьей, совершавшим свое сокровенное служение на берегах Радха-кунды. Имя Рагхунатхи даса Госвами настолько неразрывно связано с именем Рупы Госвами, что Гаудия-вайшнавы называют себя последователями Рупы-Рагхунатхи.

Шрила Санатана Госвами, старший брат Рупы Госвами, является самбандха-ачарьей и основателем храма Радхи Мадана-Мохана. Санатана Госвами считается воплощением Рати-манджари и Лабанга-манджари. Его духовным учителем был Видьявачаспати. Когда он останавливался в Рамакели, Санатана брал у него уроки по ведической литературе. Будучи на службе у мусульманского правительства Санатана лишился брахманического достоинства и был отвергнут индуистским обществом. По законам трансцендентальной природы, впоследствии он встретил Шри Чайтанью Махапрабху и стал его учеником. Вдохновленный Господом, Санатана написал «Хари-бхакта-виласу» и «Вайшнава-тошани», комментарий к 10-й Песне «Ш р и м а д Б х а г а в а т а м». Несколько позже он сделал полный комментарий ко всему «Шримад Бхагаватам», который получил название «Брихадвайшнава тошани». К списку его наиболее известных трудов принадлежит и «Лагху-тошани». В своих произведениях он во всех подробностях разъяснил положение Господа и Его разнообразных экспансий и энергий. Он был самым старшим из всех Госвами и пользовался их уважением, подобно отцу.

Шри Чайтанья Махапрабху лично завещал двум братьям, Рупе и Санатане, писать книги по философии вайшнавизма, чему они и посвятили всю свою жизнь.

Шри Рагхунатха Бхатта Госвами родился примерно в 1425 году в семье Тапана Мишры, будучи выходцем из Южной Индии, где всегда были очень сильны традиции вайдхи-садхана-бхакти, заложил основы этого аспекта практики преданного служения для последоватей Господа Чайтаньи. Он отличался уникальными поварскими способностями и непревзойденным искусством декламировать «Шримад Бхагаватам». Шри Чайтанья Махапрабху очень высоко ценил его дарования и советовал постоянно читать «Шримад Бхагаватам» и никогда не жениться. Живя в Джаганнатха Пури, он много времени провел в личном общении с Господом, а закончил свою жизнь во Вриндаване. Одному из своих учеников Шри Рагхунатха Бхатта приказал построить храм Говинды, а сам поселился в маленькой хижине на берегу Радха-кунды. Двадцать четыре часа в сутки он был занят прославлением Кришны. Он никогда никого не критиковал и был готов оказывать почтение любому вайшнаву. Шрила Рагхунатха Бхатта Госвами был олицетворением «Шримад Бхагаватам», души всех вайшнавов. В своих работах он изложил все подробности повседневной жизни преданного, поклонения Божествам. Шрила Гопал Бхатта Госвами стал духовным учителем знаменитого Шринивасы Ачарьи. В духовном мире он – Гуна Манджари.

Шри Джива Госвами приходился племянником Санатане и Рупе Госвами. После их ухода Джива Госвами стал ачарьей всех вайшнав Бенгалии. Еще мальчиком он начал изучать «Шримад Бхагаватам». Для этого он пришел в Бенгалию, чтобы выучить санскрит. Встретившись с Нитьянандой Прабху, он совершил парикраму по Навадвипа-дхаме, а после поселился в Бенаресе. Здесь под руководством Мадхусуданы Вачаспати он завершил свое образование и отправился во Вриндаван, где принял прибежише Рупы и Санатаны Госвами. Шрила Джива Госвами оставил после себя огромное количество трудов, в которых он систематически изложил всю философию ачинтья-бхеды-абхеды, приведя ее полное обоснование с позиции священных писаний и логики. После ухода Рупы и Санатаны Госвами он стал лидером всех вайшнавов во Вриндаване и шикша-гуру для следующего поколения наших выдающихся ачарьев: Шринивасы, Нароттама и Шьямананды. В духовном мире Шрила Джива Госвами – Виласа Манджари.В «Гаура-ганоддеша-дипике» говорится, что он был воплощением Рага-манджари.

Гопала Бхатта Госвами родился в 1503 году в Шрирангаме в семье вайшнавского брахмана Вьенкаты Бхатты, который принадлежал к шри-сампрадае. В 1510 году Гопала Бхатта впервые встретился с Чайтаньей Махапрабху, который, совершая паломничество по Южной Индии, несколько месяцев прожил в доме его родителей. Позже Гопала Бхатта получил духовное посвящение от своего дяди Прабодхананды Сарасвати. После смерти своих родителей Гопала Бхатта ушёл во Вриндаван и присоединился там к Рупе и Санатане Госвами. По их указанию он установил одно из семи главных божеств Вриндаваны — Радхарамана. Шриниваса Ачарья и Гопинатха Пуджари были двумя из его учеников. Шри Гопал Бхатта Госвами был дикша-гуру (дающим посвящение духовным учителем) среди Госвами. Он единственный среди Госвами, кто давал инициацию, не считая того, что Шри Рупа Госвами дал дикшу (посвящение) своему единственному ученику Шри Дживе Госвами. Давать дикшу Гопале Бхатте Госвами приказал Сам Махапрабху. Рупа и Санатана «запятнали» себя в глазах обсвятого. сотрудничеством с мусульманским правительством. Они стали для общества «неприкасаемыми». Но Гопал Бхатта происходил из знаменитого брахманического рода и имел прекрасную репутацию и широкую известность как ученый и преданный. Гопала Бхатта Госвами написал предисловие к «Шат-сандарбхе» Дживы Госвами. Он составил комментарий к «Кришна-карнамрите», а также написал «Шат-крия-сара-дипику», руководство по вайшнавским самскарам и ритуалам для церемоний по случаю рождения, посвящения с вручением священного шнура, свадебных церемоний, принятия санньясы, погребальных церемоний и т.д. Кроме того, его перу принадлежат многие другие писания. Гопал Бхатта Госвами сам постоянно совершал служение своему возлюбленному Радха-Раманадеву. При этом глаза его наполнялись слезами любви, подобными нескончаемому дождевому потоку. Гопал Бхатта Госвами известен своей великой преданностью Махапрабху, обширной эрудицией и смирением. Своим глубоким знанием Священных Писаний он снискал славу одного из наиболее почитаемого религиозного философа, а его любовь и преданность Махапрабху и Шри Кришне сделали его известным как святого. В духовном мире он Гуна Манджари.