шриман раса-расарамбхи
вамшивата-тата-стхитах
каршан вену-сванаир гопир
гопи-натхах шрийе сту нах
«Шри Шрила Гопинатха, явивший миру божественную сладость
танца раса, стоит на берегу у Вамшивата и звуками Своей
прославленной флейты созывает пастушек. Пусть же все они
даруют нам свои благословения».
(Чайтанья-чаритамрита, Ади 1.17)
После того, как Уттара получила даршан Говиндадевы, по заказу Ваджранабхи было изготовлено третье Божество Кришны — Шри Гопинатха. Когда позвали Уттару посмотреть на эту необычайную форму, она сказала: «Да, Он выглядит в точности как Кришна. Особенно Его грудь в точности, как у Кришны!»
Гопинатха — это Кришна, повелитель гопи. Поэтому Он считается самой высшей формой Господа. Он главенствует на уровне прайоджаны, или высшей цели жизни, кришна-премы, чистой любви к Кришне. Ещё до прихода Господа Чайтаньи, как и в случае с другими основными Божествами, Гопинатха был спрятан, чтобы спасти Его от нападений мусульман. В последствии Мадху Пандит и его близкий друг Парамананда Бхаттачарья (оба ученики Шри Гададхары Пандита, члена Панча-таттвы), прогуливаясь по берегу Ямуны в районе Вамшивата города Вриндаван, нашли Его закопанным в песке.
В «Бхакти-ратнакаре» сказано: «Так Шри Мадху Пандит стал слугой Шри Гопинатхи, Чьё сияние способно пленить ум любого. Сотни и тысячи людей бежали, чтобы увидеть Его, известного как олицетворённая сладость. Когда освежающая сладость Его очаровательной формы входила через глаза в их сердца, обжигающий огонь материального существования, который раньше пылал там, был потушен». (Бхакти-ратнакара, 2.478-482)
В 1589-ом году Мадху Пандит построил храм для Гопинатхи примерно в километре к северу от храма Говиндаджи. Гопинатхе поклонялись там до 1670-го года, после чего Он вместе с Мадана-моханом, Говиндадевой и другими важными Божествами Вриндавана был перенесён в Джайпур Махараджей Джай Сингхом.
Изначальный храм был повреждён, но позже построили новый храм, который вплотную прилегает к старому. Строительство вёл тот же Нанда Кумар Васу, который построил новый храм Говиндаджи во Вриндаване. Если идти по коридору, ведущему во двор нового храма, старый храм будет справа.
В новом храме Гопинатхи во Вриндаване Божества стоят несколько непривычно. Обычно, если смотреть на алтарь, Шримати Радхарани находится справа от Кришны, но здесь Шримати Радхарани стоит слева от Господа, а Её младшая сестра, Ананга Манджари, стоит справа от Него. Из любви к Своей младшей сестре Шримати Радхарани позволяет Ей занять самое привилегированное положение, чтобы та могла совершать самое сокровенное служение.
Преданные полагают, что Ананга-манджари неслучайно появилась на алтаре рядом с Господом Гопинатхой, имея свой собственный духовный план.
Другой интересный факт, что когда Господь Баларама явился как Господь Нитьянанда в Чайтанья-лиле, Он пожелал служить Господу, приняв участие в супружеских играх Кришны и, расширив Себя, стал младшей сестрой Радхарани, Ананга-манджари.
Когда изначальное Божество Гопинатхи ещё было во Вриндаване, Джахнава мата, супруга Господа Нитьянанды, посетила этот храм. В кришна-лиле Джахнава — это Ананга Манджари, и поэтому, испытывая сильную привязанность к Гопинатхе, она регулярно посещала храм.
Прибыв из Бенгалии, Джахнави провела несколько дней во Вриндаване. В то время Рагхунатха дас Госвами пребывал в очень угнетенном состоянии из-за сильного чувства разлуки с Господом Чайтаньей. Шрила Джива Госвами попросил Джахнаву-деви пойти на Радха-кунду и дать даршан Рагхунатхе дасу, чтобы вдохновить его на дальнейшее служение. Эта встреча подробно описана в «Бхакти-Ратнакаре».
От этой знаменитой личности, Джахнави Маты, исходило золотое сияние ярче, чем от солнца. Рагхунатха дас только увидел ее, то сразу обезумел от сильной любви. Он кричал так сильно, что на время потерял зрение. Джахнави Ма могла понять сердце Рагхунатхи даса. Слезы божественной любви ручьями лились из его глаз. Рагхунатха дас не знал, что сказать и каким образом удовлетворить Джахнави-деви, чье сердце пылало, подобно горящим уголькам в разлуке с ее любимым Господом Нитьянандой.
Во время медитации на Радха-кунде Джахнави увидела чудесное видение: Господа Гопинатху, стоящего под деревом тамала и играющего на Своей флейте. В память об этом возле байтхаки Джахнави было установлено Божество Господа Гопинатхи. Во вриндавана-лиле, Джахнави Ма никто иная, как Ананга-манджари, младшая сестра Шримати Радхарани.
Другой интересный факт: с этого места медитации Джахнави- деви в апраката-лиле начинается мост из чистого хрусталя, который простирается до середины Радха-кунды, где расположена кунджа Ананги-манджари. Эта кунджа напоминает прекрасный цветущий лотос посредине Радха-кунды.
Возле байтхаки Джахнави есть ступеньки, ведущие вниз к воде. Это место известно как Джахнави-гхат. Здесь Джахнава Мата принимала омовение.
Говорится, что в один из дней Джахнава пришла на даршан, но алтарь был закрыт, и она зашла вовнутрь. Когда алтарь открыли, её нигде не было. Таким образом, матушка Джахнава завершила свои игры в этом мире.
В наши дни изначальное Божество Гопинатхи находится в Джайпуре, где Ему хорошо поклоняются Гаудия Вайшнавы. Он самое привлекательное Божество, по двум Его сторонам стоят Божества Шримати Радхарани. Божество справа от Него (если смотреть на алтарь) больше, чем Божество слева. Радхарани меньшего размера является изначальной, но в «Бхакти-ратнакаре» описывается, что когда матушка Джахнава была во Вриндаване, Гопинатха пришёл к ней во сне и сказал, что Ему странно видеть Шримати Радхарани настолько меньше Себя. Поэтому Он попросил её сделать Божество Радхи большего размера. Шримати Радхарани также явилась Джахнаве во сне и сообщила, что Она согласна, и что Джахнава должна немедленно сделать новое Божество. Она так и поступила. Однако, когда принесли новое Божество Шримати Радхарани, преданные не знали, что им делать со старым Божеством, которое было очень красивым. В итоге было решено, что оба Божества будут украшать алтарь Гопинатхи. Именно это мы и видим сегодня — Божества Шримати Радхарани стоят по обе стороны Гопинатхи.
Как и во многих храмах, вы можете получить вкусный прасад после арати — обычно ладду и сладости.
В одной книге о храмах Вриндавана говорится, что согласно Падма Пуране для того, чтобы получить полное видение Шри Кришны, паломники должны посетить и поклониться трем Божествам в течение одного дня, пока солнце все еще остается: Шри Говинда, Шри Гопинатх и Мадана-Мохан. Шри Говинда и Шри Гопинатха теперь находятся в Джайпуре, а Мадана-Мохан находится в Кароли, небольшом городке в Раджастане, в 182 км от Джайпура.
Гопинат — «Властелин гопи», а его руки, играющие на флейте, очаровательны не только для гопи, но и для обычных преданных.
Если зайти с улицы во двор храма Гопинатхи в Джайпуре, то по правую руку будет витрина с куртой, шапкой и частью чёток Мадху Пандита. Хотя прошли уже сотни лет, эти предметы сохранились и можно получить их даршан.