Нандгаон (англ. Nandgaon) или Нандаграм — маленький городок в округе Матхура в штате Уттар-Прадеш, Индия. В 2001 году население составляло 9956 человек. Нандаграм является местом паломничества для последователей вайшнавизма, так как, согласно Пуранам, в этом место прошло детство Кришны.
Нандаграм это изначально это место Шивы. Здесь пасся бык Шивы — Нанди. Отец Кришны, Нанда Махарадж, построил дом здесь, чтобы уберечь сына от нападения демонов, которым страсть как хотелось избавиться от Кришны. Здесь, под покровительством Шивы, Кришна был в безопасности. Шиву называют Ашутош, потому что его легко удовлетворить. Здесь, во Врадже, Шива отличается особым могуществом, потому что здесь, во Врадже он может исполнить наши духовные желания в том числе. В храме на алтаре Кришна находится в окружении своей семьи и друзей. И тут же, немного в стороне — Шива-лингам, древнее божество Шивы, говорят, что ему поклонялся еще Нанда Махарадж 5 тысяч лет назад!
Храм в Нандаграме
Нандаграм находится у подножья холма Нандишвари. С этим местом связано несколько удивительных историй, о которых рассказал в одной из своих лекций Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махарадж:
Некогда на склонах этого холма поселился Парджанья. Он был сыном Девамитхи и он жил тут со своей женой, которую звали Вариясей гопи, но детей у них не было. В конце концов он решил совершать врату. Врата значит ограничение, добровольная аскеза, которую человек накладывает на себя ради достижения какой-то цели. Это древняя технология. Издревле люди знали: чтобы достичь какой-то цели, я должен в чем-то ограничить себя.
И Парджанья гопа сурово ограничивал себя, в течение многих-многих месяцев подряд он не ел никаких зерновых, он ел только фрукты и овощи. Врата значит прежде всего отказ от зерновых, потому что именно они дают силу нашему организму и нашему телу. В какой-то момент Нарада Муни пришел к нему и сказал: „Я слышал, ты совершаешь суровую аскезу? Но какой смысл совершать аскезу, если ты не повторяешь мантру? Аскеза без святого имени не имеет силы.” Акеза, может быть, имеет какую-то материальную силу, если человек просто голодает, то он приобретет какую-то силу. Но настоящую силу аскеза дает человеку, когда он он повторяет мантру. Нарада Муни дал ему мантру Лакшми-Ннарайаны. Парджанья гопа стал повторять эту мантру Лакшми-Нарайаны, продолжая поклоняться Махадеву, продолжая совершать свою аскезу. В конце концов он услышал голос: „Блажен ты, о, Парджанья, ибо у тебя родится пять сыновей и две дочерей.” Его сыновей звали Нанда, Сунанда, Упананда, Абхинанда и Нандана. Было предсказано, что у Нанды родится великий сын, который убьет много демонов.
И единственным источником несчастья было то, что у Нанды никак не рождался сын. Поэтому его семья переехала в Гокулу, в Махаван, на берег Ямуны и там, мы знаем, Нанду и Яшоду благословили и у них появился маленький Кришна. В течение трех лет и четырех месяцев они жили в Гокуле, в Махаване, затем в Четикаре, в Камьяване, в Капилаване, но в конце концов они вернулись на свою родину. Нанда Махарадж поселился во дворце, который был таким роскошным, что роскошь эта превосходила роскошь райских планет.
Нанда Махарадж поселился здесь, на этом холме, и он недаром носит имя Нандишвара. Нандишвара – это Сам Шива, он повелитель быка Нанди. В свое время Шива попросил благословения, чтобы он смог как-то послужить Кришне: “Пусть на мне будет дворец отца Кришны, пусть на мне останутся отпечатки Его стоп.” И он стал этим холмом Нандишварой. Когда Кришне было три с лишним года, Шива пришел сюда, чтобы увидеть Кришну. Он постучал в дверь Яшоды, и когда она увидела его — страшный йог, с длинными, спутанными волосами, вокруг шеи у него змия, он посыпан пеплом, то закрыла изнутри дверь на засов, чтобы он не входил. А Шива стал плакать, он стал говорить: „Какой смысл в моей жизни? Я пришел сюда для того, чтобы увидеть Кришну и не могу увидеть Его!” Он спустился с холма и стал здесь плакать. Из этих слез образовалось озеро, Ашишешвара-кунда. А в это время Кришна тоже заплакал и Яшода пыталась Его утешить, он подходила, она гладила, она давала Ему сладости – все было напрасно. Тогда все поняли, что дело в том йоге, которому не позволили увидеть Кришну. Тогда Яшода вместе с другими гопи нашли его и попросили придти в дом. Они отправились вместе туда, Шива бежал быстрее ветра. Он вошел и увидел Кришну, который лежал в Своей кровати и плакал. Шива посмотрел на него, Кришна посмотрел на Него и Кришна стал улыбаться.
Там, наверху, есть храм Шивы, рядом с Нанда-бхаваном, ему приносят остатки прасада, предложенного Кришне и предлагают ему здесь. В память об этой лиле остался этот храм Ашишешвара-Махадева, который может исполнить все наши желания, если попросить у него.
Здесь недалеко находится Яват и по дороге из Явата каждый день в своей нитья-лиле Шримати Радхарани проходит в Нандаграм, чтобы готовить Кришне. Мы знаем, что Она входит в эту кухню в Нандаграме, кухня Яшоды находится рядом с Паван-сароваром. Там Она каждый день готовит завтрак для Нанда-нанданы. Дурваса Муни благословил Ее: „Отныне все то, что Ты приготовишь, будет подобно нектару и тот, кто будет есть это, никогда не будет болеть.” Яшода узнала об этом и попросила разрешения у Джатилы ( свекровь Радхарани). Джатила было согласилась в минуту слабости, но когда они ушли, она стала думать и она послала свою посланницу к Яшоде и сказала: „Передай этой Яшоде, что целомудренные замужние женщины не ходят в чужой дом готовить для чужих, особенно если эти чужие такие развратники как твой сын. И если ты будешь настаивать, то нам с моей невесткой придется переехать за пределы Враджа.”
Шримати Радхарани только услышала это, она упала в обморок. Ее подруги, которые были с Ней, переполошились страшно. А Вишакха выбежала и сказала: „Джатила, твою невестку укусила змея и она лежит без сознания и нужно что-то делать.” Все побежали к Пурнамаси за помощью. Но та сказала, что помочь не может, и посоветовала обратиться к Видьявали, которая знает сарпа-видью ( как удалить яд змеи).
Они нашли Видьявали, она была смуглоликой девушкой, и с трудом уговорили ее придти. Видьявали привели к Шримати Радхарани, и та стала читать мантры, особые секретные мантры. А потом сказала всем выйти. Все вышли, а Джатила припала к замочной скважине. Она ничего не видела, вдруг она услышала страшный голос Видьявали: „Царь змей, приди сюда!” Потом она услышала шелест и услышала шипенье: „Что тебе надо?” „Зачем ты укусил ее?” Дальше раздалось шипенье: „Я пришел сюда, посланный Шивой, чтобы убить Джатилу.” „Почему ты хотел убить Джатилу?” „Потому что Джатила совершила два оскорбления: она оскорбила Дурвасу Муни, частичное воплощение Господа Шивы, потому что она пренебрегла его благословением и второе, что она сделала, она назвала Кришну, которому поклоняется сам Шива, распутником.” „Почему же ты укусил ее невестку?” „Потому что Джатила уже старая. Если укусить ее, не будет никакого толка. Она просто умрет. Но если укусить ее сына, то она будет страдать еще больше. Однако яд не подействует на сына, потому что Шримати Радхарани готовит для него. Поэтому сначала я укусила Шримати Радхарани. Шшшшш.” Когда Джатила услышала это, она открыла дверь, она упала на колени и стала просить прощения. Видьявали взяла с нее два обещания: „Чтобы искупить свои два оскорбления, которые ты совершила, ты должна дать два обещания: отныне ты никогда не должна подозревать свою невестку, и ты никогда не должна плохо говорить о Кришне.” Джатила пообещала и вышла. И Кришна остался вместе со Шримати Радхарани. Потому что это был никто иной как Он. С тех пор сама Джатила каждое утро говорит Шримати Радхарани: „Иди быстрей, иди быстрей! Готовь для Нанда-нанданы, иначе несчастье упадет на наши головы.”