Манаси-ганга

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Манаси-ганга находится на холме Говардхан, неподалеку от Вриндавана. Эта в прошлом река сегодня выглядит как озеро.

Вишванатха Чакраварти Тхакур так описывает Говардхану: “Холм выглядит сверху, как павлин. Пунчхари-кунда — его хвост, Манаси-Ганга — шея, Кусум-саровар — лицо, а Радха- и Шьяма-кунды — глаза. Радха с Кришной наслаждаются танцем раса, начинающимся в Раса-стхали рядом с Чандра-сароваром.

Считается, что в Радха-кунду гопи начали приносить из Манаси-ганги.

Существуют легенды о появлении Манаси-ганги. Maнa означает «ум», a Ганга соответственно река Ганга. Мы слышали с вами о славе Ганги Деви. Каждый, кто принимает омовение в ней, освобождается от всех грехов, а это священное озеро называется Манаси Ганга, потому что оно было проявлено из ума Кришны. Однажды Кришна пас коров с мальчиками пастушками. Демон Ватсасура появился, перевоплотившись телёнком, и хотел убить Кришну. Кришна как обычно был ловчее него, схватил его за заднюю ногу, раскрутил вокруг Себя и закинул вверх на дерево. Из-за того, что Кришна убил демона в образе телёнка, мальчики пастушки попросили Его принять омовение в Ганге, чтобы очиститься. Не желая покидать Враджу, Кришна объявил мальчикам пастушкам, что Он призовёт Гангу появиться во Врадже. Кришна вошёл в медитацию, и Ганга проявилась перед Ним в виде Манаси-ганги.

В другом случае Нанда и Яшода, услышав о славе реки Ганги, пожелали искупаться в ней. Они слышали, историю о Гаруде. Как-то раз в поисках пищи Гаруда наткнулся на огромную змею. Он схватил её когтями и полетел домой. Когда он летел над Гангой, хвост змеи коснулся священной воды и она немедленно обрела четырёх-рукую форму, как у обитателей Вайкунтхи. Гаруда изумился, посадил Вишнудута себе на спину и перенёс его в духовный мир. Нанда Махарадж и другие враджаваси так вдохновились, услышав эту историю, что решили поскорее отправиться в паломничество к Ганге принять омовение. Узнав об их желании, Кришна заявил, что в этом нет нужды, поскольку все святые места мира есть во Врадже. Но враджаваси не поверили Кришне, ведь Он был ещё ребёнком. Увидев же этот водоем, явленный из ума Кришны, они сказали:

«Он говорит, что это Ганга. Прекрасно, что внезапно у нас появился новый водоем. Но это всего лишь маленький мальчик, давайте не будем слушать его». Все присутствующие сидели на берегу этого водоема и думали: «Какая же это Ганга?». Тут на глазах у всех присутствующих внезапно из вод Манаси-Ганги явилось небесное существо. Это была красавица неповторимой красоты и великолепия, как и подобает небесному существу. Это олицетворение реки Ганги восседало, как и положено, на крокодиле. Поэтому, узнав ее как Гангу, все с радостью в ней омылись, убедились в эффекте этого омовения и предложили ей роскошные лампады. Это произошло в новолуние месяца Картики. С тех пор в Индии празднуют этот день как Дивали. Когда стемнеет, люди зажигают лампады и украшают ими крыши домов. Также они собираются у Манаси-ганги и пускают плавать глиняные чашечки с горящими фитилями.

Многие игры Кришны и гопи проходили на Манаси-ганге и наиболее известная та, где Кришна переоделся в старого лодочника. Однажды гопи пришли к Манаси-ганге, неся на головах горшки с молоком, маслом и йогуртом. У берега в единственной ветхой лодке сидел лодочник — юноша с павлиньим пером в волосах. Они попросили его перевезти их на другой берег, пообещав сластей и масла. Гопи сели в лодку, и юноша стал грести. Вдруг он отложил вёсла и спокойно уселся.

Радхарани спросила:
— Почему Ты перестал грести?
Лодочник ответил:
— Я устал и проголодался. Пока вы не покормите Меня, Я не возьмусь за вёсла.
Гопи возмутились, но поняв, что юноша не изменит решения, предложили Ему молочные продукты. Лодочник выпил всё до дна и сказал, что приляжет немного вздремнуть. Он попросил, чтобы две девочки помассировали Ему руки, а две — стопы.
Радхарани сказала:
— Хорошо, две девушки, несомненно, могут взять тебя за ноги, а две — за руки. Они вышвырнут Тебя за борт, если сейчас же не возьмёшься грести!
Лодочник взялся за вёсла. Скоро Он вновь оставил их и воскликнул:
— У нас перегрузка, лодка ветхая и протекает. Если вы не выбросите часть своих горшков, мы все утонем.
Гопи в страхе выбросили горшки с йогуртом.
Лодочник сказал:
— Этого мало, лодка всё равно опускается, выбросите ещё и свои золотые украшения.
Девочки запротестовали, но подчинились, увидев, что лодка действительно затапливается. Драгоценности скрылись под водой.
Тогда юноша крикнул:
— Беда! Нам грозит смерть. Выбросите за борт свои одежды!
Гопи разозлились:
— Мы выкинем Тебя, если не начнёшь скорей грести!

Лодочник налёг на вёсла. Небо заволокли тучи, подул сильный ветер, заискрились молнии. На озере поднялись сильные волны, и вода стала захлёстывать через борт лодки. Лодочник увидел страх в глазах Радхи и Её подруг и, чтобы усилить их переживания, стал незаметно раскачивать лодку. Радхарани так испугалась выпасть в воду, что обхватила лодочника за шею обеими руками и прижалась к Нему. Тогда тучи быстро рассеялись, волны утихли и показалась луна. Тут Радха поняла, что лодочник не кто иной, как Её возлюбленный Шьямасундара. Гопи же удивились, увидев, что Радха обнимает какого-то чужого человека. Радхарани выхватила из-под полы одежды Кришны флейту и показала подругам. Те всё поняли, их лица озарились улыбками.

Затем Кришна долго плавал с гопи от острова к острову на Манаси-ганге. Тогда это озеро было огромным, но поскольку Говардхана уменьшается, то оно тоже уменьшается пропорционально.

Существуют несколько божеств Шивы, которые охраняют различные священные места Вриндавана Дхамы. Храм Чакалешвар Шива-линги находится возле Манаси-ганги. Это одна из пяти господствующих Шива-линг, которым поклоняются во Вриндаване. Как раз напротив этого древнего храма Чакалешвара Шивы находится бхаджан-кутир Шрилы Санатаны Госвами. Шрила Санатана Госвами провел здесь последние годы своей жизни, и его служение состояло в том, что он водил паломников вокруг Манаси Ганги, перед тем как они начнут большую парикраму вокруг холма Говардхан. Санатана Госвами практиковал Говардхана-парикраму как ежедневный обет. Когда Санатана задумался о том, чтобы покинуть это место из-за комаров, Шива (Чакалешвара) переоделся браманом и пришёл сказать ему, что комары не будут больше беспокоить его. Даже сейчас в этом месте почти нет комаров. В рядом стоящем храме находится божество Нанды Махараджа.

Чакра-тиртха, которая была создана Сударшана-чакрой, запечатлена на северном берегу Манаси-ганги. Это место называется Чакратиртха, потому что после того, как чакра, божественный диск Господа Кришны, стал свидетелем той удивительной игры, которую Кришна явил во время говардхана-лилы, он стал молить Господа о том, чтобы Тот даровал ему возможность жить в этом святом месте: «Дай мне, пожалуйста, прибежище где-то здесь на Говардхане». Кришна сказал: «Живи здесь».

Храм Харидева – знаменитый священный храм, расположенный на берегу озера Манаси Ганга. Когда гопи пребывали в разлуке с Кришной, они звали Его из глубины своего сердца, находясь на вершине этого холма, и Он появился в такой форме. Находясь на вершине холма, гопи страдали в разлуке и кричали. Они призывали: «Харидев, Харидев, Харидев!» И вдруг они обнаружили рядом с собой это удивительно прекрасное Божество Харидева. Обрадовавшись, гопи устроили большой праздник установки этого Божества. Они установили Его на вершине холма Говардхан, они установили Его здесь и приходили каждый день поклоняться Харидеву. Это место также непосредственно связано со Шри Чайтаньей Махапрабху. Когда Он пришел сюда, во Вриндаван, Он, омывшись в священной Манаси Ганге, явился сюда, в храм Харидева. Он танцевал и пел и здесь, говорится, на протяжении многих и многих часов. С тех пор сами браджа-баси, сами жители этих мест, всегда начинают парикраму таким же образом: они сначала принимают омовение в Манаси Ганге (хотя бы несколько капель на голову), затем они приходят к Харидеву и просят Его благословения, кланяются, оставляют какие-то пожертвования, а затем отправляются вокруг холма Говардхан.

Манаси-ганга также упоминается в Пурвахна лиле, которая происходит утром: «Говинда с друзьями ведёт телят к подножию холма Говардханы, чтобы накормить свежей травой. Мальчики резвятся в лесу, плещутся в Манаси Ганге и едят взятые с собой из дома фрукты и сласти. Скучая по Радхе, Кришна тайком от друзей ускользает к близлежащему Кусум Саровару. Там Он встречается с Субалой, Мадхумангалой, Дхаништхой и Вриндой, чтобы начать Свои игры с Радхикой».