Этот знаменитый гхат находится в северо-восточной части Вриндавана восточнее Бхрамара гхата.
Именно здесь Господь Кришна расправился с демоном Кеши в образе гигантского коня. Это одно из самых популярных мест омовения во Вриндаване. Каждый вечер тут проходит арати Ямуна-деви.
Кеши-гхат – единственный из всех гхатов во Вриндаване, куда по-прежнему подходит Ямуна. Делая здесь поворот, она становится очень глубокой и быстрой.
В страхе перед Кришной Камса посылал во Вриндаван множество демонов, и последним из них пришел ракшас Кеши, принявший форму гигантского бешеного коня. Этот невиданный конь примчался в Гокулу со скоростью ума. Его копыта сотрясали землю, его хвост был задран так высоко, что разгонял облака. Кеши прискакал прямо к Кришне и попытался лягнуть Его своими передними копытами. Кришна схватил его за ноги и, раскрутив, отбросил на далекое расстояние так, что Кеши упал и потерял сознание. Затем он вскочил и вновь бросился на Кришну. Шри Нараджи говорил, что змею следует убить до конца, иначе она может ожить и отомстить. Такова и природа завистливых людей. Кришна не убил Кеши с первого раза, а только отбросил его. Поэтому Кеши пришел в еще большую ярость, его глаза горели гневом, и с разинутой пастью он несся прямо на Кришну. Кришна же спокойно ждал его и с легкостью засунул ему в пасть Свою левую руку. Кулак был горячий, как раскаленное железо и увеличивался в размерах, пока не перекрыл демону дыхание. Кеши дергал ногами, вращал выпученными глазами и в конце концов замертво рухнул на землю. Гопы ликовали, а полубоги сыпали с небес цветы.
После победы над демоном Кеши, Кришна пришёл сюда принять омовение. С тех пор это особое место носит название Кеши-гхат. Большое благо – быть здесь. На Кеши-гхате установлено божество Ямуны. Даже если дверцы алтаря закрыты, её всегда видно сквозь решётку, в любой момент можно получить её даршан – так она милостива, очень красивая и всегда улыбающаяся Ямуна. Каждый вечер, во время захода Солнца, для неё здесь проводится церемония арати: предлагают огонь, а затем тарелочки ставят в ниши в каждой из восьми граней четырех беседок, выступающих в воду и как бы ограничивающих гхат. И огонь горит по нескольку часов. Иногда вечером можно видеть горящие фитильки – огни, плывущие по течению, иногда оранжевые пояски шафрановых гирлянд, а на берегу, у самой воды – чашечки со сладостями и фруктами. Всё это – подношения священной реке. Если долго сидеть на ступеньках Кеши-гхата, можно познакомиться со всеми обитателями этого особенного места.
На Кеши-гхате – лодочная переправа. Отсюда можно прокатиться вниз по течению реки до Матхуры и дальше. Лодки индусы украшают разноцветными флагами, установленными на корме, и красят в яркие цвета, чтобы судно привлекало внимание. Ведь у Кришны много историй с лодками, и сам Он превращался в лодочника. Слегка колышущиеся отражения создают настроение праздника. На противоположном берегу зеленеет травка, пасутся стада коров. Маленькие цапли гуляют по мелководью или, замерев, стоят в воде: чёрные и белые – Кришна и Баларама. Взлетают и снова садятся на берег стаи диких голубей, отражаясь в зеркальной глади реки. Летают ласточки, трясогузки, чирки, реют чёрно-синие стрижи. Высоко полетели журавли колеблющейся в небе цепочкой. Потом – вороны. Солнце благодатное, оно светит сквозь марево, не обжигая. Прямо у ног, над ступенькой, уходящей под воду, повторяя рисунок волны, проплыла метровая змея, золотистая в чёрной воде – Радхарани и Кришна. Поминутно, подобные блёснам, плещут рыбы, показывая белые бока. А кукушки здесь поют – не кукуют. Всё вокруг прославляет Кришну. Всё служит Его удовлетворению.
Вечереет, вышли на охоту чайки – на темнеющем сине-сиреневом пейзаже белые штрихи – Кришна и Баларама. Люди рыбу не ловят, а чайки, охотясь, никогда не выныривают пустыми. Играя, подкидывают рыбёшку в воздухе и подхватывают её на лету. Черепахи то и дело высовывают из воды свои головы – видимо, подышать воздухом Вриндавана и посмотреть на Кеши-гхат. Водомеры скользят в разные стороны, и жучки-плавунцы кружат по поверхности, танцуя парами, вырисовывая восьмёрки и символы инь-ян. Слава Божественной чете! Вечером далеко слышны голоса на реке, краски становятся гуще и сложнее, палитра их богаче.
Кеши-гхат никогда не бывает пустым. Здесь можно видеть отдыхающих на верхних ступенях санньяси. Иногда кто-то из них стирает свои шафрановые одежды. Чтобы напиться, спускаются к воде обезьянки. Нежась на солнце, лежат собаки. Приходят западные преданные, иногда подолгу здесь оставаясь. Кружат птицы и большие ярко-рыжие дикие пчёлы. Порхают бабочки, стрекозы, опускаются на ступени крылатые лаковые жуки. Открытое небо над рекой и живая, исполненная благодатью вода, сладкая на вкус. Святое существо Ямуна. Она светится блаженством. Она не похожа на другие реки. А вода в ней и чёрная и чистая одновременно. Когда зачерпываешь её в ладони, повернувшись лицом к заходящему солнцу, она становится золотой, принимая его лучи. Иногда Ямуна играет с преданными, крадя у них какие-нибудь личные вещицы – чётки, солнцезащитные очки, ободки с волос матаджи. Может быть, для того, чтобы услышать: «Значит, ещё вернусь». Часто приходят к реке индусы. Принеся поклоны, молятся и принимают омовение. Приятные слуху звуки – мягкий шелест деревьев, шум крыльев над головой, плеск воды под веслом – всё служит тому, чтобы создать особое состояние безмятежного покоя. В таком состоянии легко просить о служении, об очищении от всех условностей этого тела, этого гхата.
Как говорит Бхактивинод Тхакур, Кеши представляет такую анартху, как привязанность к престижу и успеху, особенно, когда мы думаем, что являемся великими преданными. На каком уровне бхакти мы бы ни находились, майя всегда рядом и готова поймать нас в ловушку. Ложное эго очень сильно, оно пытается отравить нас. Когда мы повторяем джапу, оно нашептывает нам, что мы уже давно достигли уровня чистого преданного и повторяем Святые Имена лучше всех. Когда мы соблюдаем пост на экадаши, майя убеждает нас, что другие в это время едят прасад, а мы, стало быть, лучше их. Если вы обнаружите у себя это настроение, лучше спешите к прасаду и ешьте как можно больше…
Мы изучаем писания и запоминаем тысячи шлок, и это тоже иногда дает возможность считать себя великим затоком и махатмой. В таком случае лучше пойти помыть котлы и выполнить еще какое-нибудь такое же скромное служение — это будет лучше для духовного прогресса. Но даже здесь майя не отступится и скажет: «Ты моешь котлы лучше, чем кто-либо в этом храме». Как только мы делаем что-то хорошо, ложное эго тут же поднимает голову.
В нашем Обществе преданные-новички с большим энтузиазмом приходят на мангала-арати, высоко прыгают на киртане, очень строго следуют всем предписаниям. Это называется «синдром чистого преданного». Само по себе это все очень хорошо, но они при этом думают, что уже стали великими душами. Но критерий прогресса — «быть смиреннее травинки, терпеливее дерева, выражать почтение любому и не ожидать почтения к себе». Только это состояние сознания может полностью удовлетворить Кришну, и мы сможем постоянно повторять Святые Имена.
Кришна победил Кеши самым совершенным образом. Все знают, что лошадь управляется через удила во рту. И Кришне хорошо известны все наши слабые места. Гордость обычно проявляется через рот, когда мы возвеличиваем себя и принижаем других. Так рот становится причиной падения или даже духовной гибели. Впрочем, некоторые бабаджи принимают обет мауни — молчания, но носят с собой дощечку и на ней пишут свою критику в адрес других. Лучшая форма молчания — говорить о Кришне или на те темы, которые благоприятны для развития сознания Кришны.
Очень трудно, будучи старшим преданным и наставником, сохранять настроение слуги слуги слуги, но это первостепенно важно для нашей духовной жизни. Бхакти это не материальные достижения — Кришна доволен нашим умонастроением смирения и преданности, тем, что мы отдаем себя служению преданным. Это служение должно исходить из сердца.