Камьяван

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Мы находимся в Камьяване. Камьяван — это не только этот маленький дворик, в котором мы находимся, Камьяван — это лес. «Ван» на санскрите означает лес, и Камьяван — это один из двенадцати лесов, находящихся на территории Враджа Мандалы. Шрила Джива Госвами детально описывает леса Вриндавана. Он говорит, что на восточной стороне реки Ямуны находится пять лесов. И семь лесов находятся на западном берегу Ямуны. Так, семь плюс пять, получается двенадцать.

Итак, пять лесов на восточной стороне Ямуны: Бхадраван, Билваван, Лохаван, Бхандираван и Махаван. И семь лесов на западной стороне Ямуны: Мадхуван, Талаван, Камудаван, Бахулаван, Кхандираван, Вриндаван и Камьяван.

Камьяван. «Кама» означает желание. «Камьяван» означает лес, где все ваши желания будут исполнены. Конечно, имеются в виду не материальные желания, а ваши духовные желания. Всем нам хорошо знакомы наши материальные желания, они зачастую нас смущают. Но по милости наших духовных учителей мы начинаем понимать и осознавать свои настоящие духовные желания, дремлющие в наших сердцах. На самом деле, в «Шикшаштаке» Господь Чайтанья очень хорошо описал и помог нам разобраться, какие материальные желания нам стоит отвергнуть и избегать их, а какие духовные желания нам необходимо пробудить в глубине сердца.

на дханам на джанам на сундарим
кавитам ва джагадиша камайе
мама джанмани джанманишваре
бхаватад бхактир ахаитуки твайи

«О Всемогущий Господь, я не хочу копить богатства, мне не нужно ни прекрасных женщин, ни последователей.
Я хочу только одного — беспричинного преданного служения тебе, жизнь за жизнью.»

Если вы придете сюда, в лес Камьявана, и попросите Господа осуществить ваши духовные желания, они легко могут осуществиться. Все мы знаем, с каким трудом осуществляются наши материальные желания. И как нам тяжело пробудить нашу бхаву к Кришне, наши духовные желания. Но садху приезжают в Камьяван, потому что они знают о том, что здесь очень просто отпустить все свои материальные желания. Духовная атмосфера здесь такова, что очень легко избавиться от всех материальных желаний, просто сказав им: «Достаточно! Уходите!»

И та према, та бхава, то семя любви к Кришне, которое находятся у нас в сердце, подобны семенам, которые очень легко просыпаются, когда мы приезжаем в Камьяван и воспеваем: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

Мы часто слышим о том, что когда мы отправляемся в святые места, такие как Вриндаван, то, какую бы севу мы ни совершали, каким бы преданным служением мы ни занимались, тот результат, который мы получаем от такой деятельности, увеличивается в тысячу раз. Так что, если вы будете звонить своим родственникам домой, и они спросят: «Сколько ты кругов в день читаешь? — вы можете смело ответить: — Шестнадцать тысяч». Но будьте осторожны, потому что результаты оскорблений, совершенных в Святой Дхаме, дхама апаратх, так же увеличиваются в тысячу раз!

Итак, вы осматриваетесь вокруг и вы думаете: «И что, это духовное место? Оно не выглядит так, как я представлял себе в уме, оно не похоже на картинки в книгах ИСККОН, на те места с цветами, озерами, лебедями, Кришной…» Проблема заключается в том, что мы видим все вокруг своими материальными глазами, но когда наше видение будет очищено посредством процесса преданного служения, то однажды мы увидим Камьяван и Вринаван такими, какими они на самом деле являются.

Это хорошо описано Шрилой Бхактивинодом Тхакуром. Он написал книгу, которая называется «Навадвипа-бхава-таранга», где он говорит, что «тот, чьи глаза покрыты материальной иллюзией, видит лишь небольшое здание, находящееся здесь, плюс обычную землю, немного воды, и какие-то еще строения. Но если майя будет так милостива и снимет свое покрывало иллюзии, тогда он увидит настоящую духовную реальность. — Он продолжает, — квалификация видеть дхаму как нечто духовное, возможна только при условии одновременной милости Кришны и Его преданных». Он говорит: «Кришна очень милостив, но Его преданные еще более милостивы. Из-за сострадания садху позволяют обрести трансцендентную квалификацию другим преданным. И в тот момент, когда живое существо выходит из-под покрова материальной иллюзии, его глаза начинают видеть настоящий Шри Вриндаван Дхам». И он добавляет: «Когда же, когда, наступит этот день для меня?»

Итак, это преданные Господа, которые еще более милостивы, чем Сам Господь. И мы приехали сюда за милостью Кришны и получаем ее от Его преданной, Вринды дэви.

Величие Камьявана воспето нашими ачарьями, и вам даже может показаться, что слава его преувеличена. Но здесь нет никакого преувеличения, наши священные тексты описывают, что благодаря посещению этого леса даже единожды, все греховные реакции человека уничтожаются. Эти реакции происходят из желаний. Поэтому, какими бы плохими желаниями вы ни обладали, вы можете избавиться от них, просто придя сюда и пробыв несколько часов в этом месте.

Есть интересные данные об этом месте Камьяван, здесь, в этом лесу, очень часто встречается число 84. Здесь существуют 84 проявленных озера, 84 трона и 84 храма, и в каждом из них находятся по 84 колонны. Это и есть те самые детали, которые мы хотим помнить, медитирую на духовный мир. И когда вы приедете домой, кто-то спросит:

— Куда ты ездил?
— О, я ездил в Камьяван!
— Ну и как там было?
— Ну, там всего по 84! 84 колонны, 84 храма, 84 озера, всего по 84!
И у вас будет еще больше фактов. Центр леса Камьявана — это изначальный дом матушки Яшоды. Вас спросят:
— Прабху, а вам известно что-то о матушке Яшоде?
— Да, ее предки жили в Камьяване.
— О, вы так хорошо осведомлены, откуда вы узнали это?
— Ну, я бывал там неподалеку…

И когда Пандавы уходили в лес в изгнание, это было одно из мест, где они жили. И когда Господь Чайтанья прибыл во Вриндаван, ровно 500 лет назад, из шести биллионов святых мест, Он выбрал именно Камьяван и пришел сюда сразу после Говардхана. Он совершил полную Парикраму вокруг Камьявана и посетил каждое святое место в этом трансцендентном лесу. Джива Госвами говорит, что Он омылся во всех 84-х озерах. Махапрабху таким образом обучает нас, как правильно проходить Парикраму. Если запустить летающий дрон, такой аппарат для съемки с высоты, то будет хорошо видно, что на территории Камьявана находится очень много озер. Думаю, что одно из наиболее известных озер называется Бимала-кунда. Когда садху путешествуют по святым местам, то они очень часто останавливаются на берегах водоемов и озер, потому что им необходима вода для того, чтобы совершать омовения, для стирки, для пуджи, и так далее. В Сатья-югу Дурваса Муни пришел сюда, и он обосновался как раз на берегу Бимала Кунды. И как-то утром он совершил омовение и сидел на берегу озера, сушил свои длинные-длинные дреды. Знаете, у садху частенько бывают длинные дреды (они еще называются джата), но эти дреды Дурвасы тянулись отсюда до самого входа в храм.

Ну так вот, местные мальчишки начали потешаться над Дурвасой. Один из них сказал: «Посмотрите на этого человека, его волосы в пятнадцать раз длиннее, чем его тело! Ха-ха-ха!» Они пытались шутить над самим Дурвасой Муни! Мы говорим в Польше: «Увага! — Осторожно!» Дурваса, он как Шива, ашутоши, то есть, его можно легко удовлетворить и легко прогневать. Садху всегда такие. Если у тебя получится удовлетворить Дурвасу Муни, то вы получите все благословения, а, если расстроите, то берегитесь. И тогда Дурваса сказал мальчику: «Ну раз ты так любишь ползать и надо всеми насмехаться и всех беспокоить, то тогда ты будешь крокодилом на протяжении четырех эпох: Сатьи, Треты, Двапары и Кали». Кто бы хотел такое проклятие, быть крокодилом миллионы, миллионы, миллионы лет? Иногда мы совершаем ошибки, тогда путь избавления от них, — это раскаяние и тогда мы просим прощения. Так и этот мальчик, которому было всего девять лет, но он должен стать крокодилом на миллионы лет, взмолился: «Баба, простите меня, пожалуйста». Но когда садху или брамин проклинает кого-то, то такова природа жизни и то, как этот мир устроен, что он не может отменить своего проклятия. То есть, брамин обычно берет свой шнур, дотрагивается до воды, делает специальную мудру и создает проклятие.

Но если он даже захочет его отменить, это не сработает. Но они могут уменьшить силу этого проклятия, такой своеобразный компромисс. Итак, Дурваса сказал: «Подойдите сюда, молодой человек. Присядьте рядом. Хорошо, это Сатья-юга и мы сейчас с тобой в Камьяване. Но когда Господь этого леса Шри Бхагаван Шри Кришна явится в Навадвипе в Кали-югу, как сын Шачи, Он освободит тебя при помощи могущества Нама Санкиртаны».

Мальчик должен был ждать четыри юги, пока Чайтанья Махапрабху появится, и Дурваса сказал: «Когда Он прочитает: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, тогда ты освободишься от моего проклятия. Конечно, это компромисс, но так же шанс увидеть Махапрабху!». Мальчик сразу превратился в крокодила, и он жил в озере Годрум в Навадвипе. И делал то, чем занимаются обычно крокодилы, он терроризировал всех живых существ вокруг себя, всех животных: и лягушек, и рыб, кроликов, которые приходили попить воды. И когда люди приходили: хвать! Они был известен тем, что поедал людей на этой стороне озера, он был очень плохим крокодилом.

кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах

Это означает, что Господь Чайтанья пришел в этот мир, и Он появился в Майяпуре. И когда Он был маленьким мальчиком, Его звали?
— Нимай!

Нимай Пандит. Он был мальчиком, но был большим ученым, поэтому носил этот титул, пандит. Он не был просто пандитом, он играл роль человеческого существа, так сказать, и у Него были детские занятия, как и у остальных Его друзей, прямо как у Кришны. У Него тоже было детство. У Него есть игры, где Он — Дамодара, в месяц Картики, игры, которые плавят сердца всех преданных. И вот, однажды, Нимай и Его друзья играли, и было довольно жарко, и один из друзей Нимая сказал: «Давайте спустимся к тому озеру Годрум и искупаемся в нем». Неподалеку были пастухи, которые услышали этот разговор, и они сказали: «Нимай, не ходи туда, там живет большой крокодил, который кушает людей и особенно ему нравятся маленькие мальчики. Это очень опасное место, иди домой к маме». И Нимай повернулся, упер руки в боки и сказал: «Посмотрите на это!» И Он спустился к берегу озера и начал постепенно в него входить. И тут же крокодил всплыл, можно было видеть его большие глаза над водой и как они двигались в сторону Нимая. И все пастухи закричали: «О, нет! Крокодил собирается съесть Нимая!» И Нимай, Он сложил свои руки на подобие мегафона и громко произнес: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». И это имело необычный результат. Потому что Господь Кришна в своей инкарнации как Чайтанья Махапрабху устанавливает Юга Дхарму, а какова Юга Дхарма в Кали-югу? — Воспевание «Харе Кришна». Кроме Господа никто не может ввести и представить систему религии. И все мы знаем, что когда чистый преданный повторяет «Харе Кришна», происходит нечто волшебное. Когда Шрила Прабхупада воспевал «Харе Кришна», все, находящиеся в наркотическом опьянении хиппи, и все спящие просыпались и начинали танцевать в экстазе и плакать, и чувствовали себя благословленными. Но представьте, если бы вы услышали Святое Имя из уст Юга Аватары, Шри Чайтаньи Махапрабху, какой это возымело эффект!?

И как только крокодил услышал воспевание Святых Имен из уст Нимая, он закрыл свою пасть, медленно подплыл и погрузился под воду таким образом, что его нос коснулся лотосных стоп Нимая Пандита. И как только он сделал это, то обрел свою сиддха деху, изначальную духовную форму, и на глазах у всех взлетел из воды в своей духовной форме и вернулся на Голоку Вриндавану. Итак, эта история произошла здесь в Камьяване в Сатья-югу.

Сейчас мы опишем другие лилы, которые произошли здесь. Я уже говорил о том, что Пандавы жили здесь, находясь в изгнании, и они жили неподалеку от этого места.

В 1932-м году дорога, которая идет от Раман Рети до Говардхана, была настолько густо заросшей деревьями, такой здесь был плотный лес, что ни один солнечный лучик не мог пробиться сквозь их кроны. И из-за того, что лес был таким густым, Пандавы укрывались здесь в течение нескольких лет во время своего изгнания. И это была Трета-юга, когда Дурваса Муни, которому очень нравилось это место по ряду причин, пришел сюда с шестьюдесятью тысячами своих учеников.

И все они были голодны! Итак, они услышали, что Пандавы живут тут неподалеку, и Драупади, она готовит. Ну, вы знаете эту историю. И Дурваса Муни появляется: «Эй, Юдхиштхира, эй, Бхима, Накула, Сахадева, Арджуна! Как дела? Мы голодные. Ваша жена, она отличный повар. Пусть приготовит угощение для моих шестидесяти тысяч учеников…»

И как же Драупади собралась готовить для шестидесяти тысяч брахмачари? Вы знаете, брахмачари, когда они едят, то их тарелки выглядят как большая гора. Но это не было проблемой для Драупади. Потому что она получила благословение от бога Солнца, Сурьи Бхагавана. Бог Солнца передал Драупади волшебную тарелку. И при помощи этой тарелки она могла накормить столько людей, сколько хотела: десять, сто, тысячу, десять тысяч, десять миллиардов людей. Разве не было бы чудесно, когда вы приходите домой и приготовить ужин очень просто: чик! И все готово. Она могла накормить стольких, скольких хотела. Но бог Солнца сказал ей: «Как только ты сама вкусишь прасад и помоешь тарелку, сила этой тарелки пропадет до следующего восхода, до утра». Поэтому без проблем, она могла бы накормить Дурвасу Муни и 60 000 его учеников. Но в тот день она уже поела и как раз мыла тарелку, когда пришел Дурваса Муни. О-оу… Она подавала безмолвные знаки Юдхиштхире, что не нужно приглашать гостей. И Юдхиштхира тихо отвечал ей: «Ну что я могу поделать?» Такого рода общение происходило, а затем сообразительный Юдхиштхира, раджа-риши, обратился к гостям: «Хорошо, ребята, а почему бы вам не пойти сперва окунуться в озеро? Потому что чистота сродни благочестию. Омойтесь, и, когда закончите омываться в Бимала-кунде, приходите, Драупади приготовит прекрасный прасад».

И когда они все ушли, Драупади обратилась к мужу: «О, Царь! Я не только уже вкусила с волшебной тарелки, но я и уже помыла ее. Что же мы будем теперь делать?» И Юдхштхира задумался и ответил Драупади: «Мы будем молиться Кришне». Некоторые из наших ачарьев комментировали «Махабхарату» и многие игры, такие как эту, и один из них сказал: «Так же, как мы, будучи преданными, попробовали все, и, в конце концов, исчерпав все свои попытки, которые не сработали, мы поворачиваемся к Кришне и просим Его помощи». В этом ключе, трудности и даже трагедии, которые возникают, могут считаться благословением от Кришны, потому что они заставляют преданного обратиться к Кришне и по-настоящему воспевать от самого сердца: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе! Кришна, помогиии!». Кришна говорит Юдхиштхире в одиннадцатом томе «Бхагаватам»: «Эй, Юдхиштхира! Моя первая милость, которую Я проливаю на Своего преданного, это то, что я забираю все до последнего у этого бедного глупца, чтобы у него не осталось никакого другого выбора, кроме как принять полное прибежище во Мне». И что же сделала Драупади? Она немедленно сложила руки и начала молиться: «Кришна, помоги пожалуйста! Иначе Дурваса Муни очень разозлится… он проклял маленького мальчика и тот стал крокодилом… на миллион лет…»

И в тот момент Господь Кришна был в Двараке. Он отдыхал на диване со своей царицей Рукмини. И, услышав молитвы царицы Драупади…Кстати, как Он их услышал? Он смог это сделать, потому что Он находится в сердце каждого живого существа.

Итак, Он услышал ее молитву, будучи в Двараке, когда отдыхал и беседовал со своей царицей Рукмини:

— Оу…
— Что такое?
— Драупади зовет Меня. Ей нужна помощь.

Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, что Кришна прибыл в Камьяван из Двараки за 2,5 секунды. Так быстро, что у Него были растрепаны волосы и одежды не успели расправиться, пот выступил у Него на лбу от беспокойства за свою преданную.

Драупади была весьма удивлена Его такому быстрому появлению. Кришна сказал: «Драупади, отдай Мне тарелку». Она ответила, что тарелка уже помыта и благословения перестали работать. Когда Драупади отдала тарелку Кришна, рассмотрев ее внимательно, нашел одно зернышко риса, которое застряло под краем тарелки. Тогда Он взял это зернышко и жадно его съел. Почему? Потому что прасад был приготовлен Его преданной Драупади с бхавой, с премой. И если преданный жадно любит Кришну, то Кришна жаден в устремлении к Своему преданному. Любовь направлена в обе стороны, как сильно преданный любит Кришну, так же и Кришна отвечает на его любовь. И что же случилось после того, как Кришна съел рисинку? Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, потому что Он — Душа всех душ, не только Дурваса Муни с тысячами учеников внезапно почувствовали себя так, словно они вкусили большой пир, но каждое живое существо в материальном плане творения почувствовало себя объевшимся и сытым по самое горло, каждое живущее существо стало сытым. Кришна — Йогешвара, властелин мистической силы.

И Дурваса, и все остальные шестьдесят тысяч были в воде, когда почувствовали насыщение. И тут они услышали голос Юдхиштхиры: «Все, кто слышит мой голос, приходите и вкусите прасад!» И

Дурваса Муни сказал: «Нам нужно выбираться отсюда». Он не хотел никого обидеть тем, что не пойдет вкушать. Если кто-то приглашает вас отобедать, а вы отказываетесь:

— О, я не так голоден.
— Но я готовил целых пять часов!
— Да нет, мне просто стакан воды.
— Убирайся из моего дома!

И Дурваса Муни не хотел обижать Пандавов, он же садху, поэтому он тихонечко покинул это место. Кришна спас день!
И Вишванатха Чакраварти заключает, что есть три урока, которые мы можем почерпнуть из этой лилы, произошедшей здесь, в Камьяване.

Первый: Кришна всегда готов защитить своего преданного.

Второй: Кришна всегда удовлетворен тем, что предложено Ему с чистой преданностью.

Третий: Если Кришна удовлетворен, то все удовлетворены.

Так много интересных вещей случилось здесь. Это то самое место, где четверо братьев Пандавов выпили отравленной воды и, чтобы оживить своих братьев, старший брат Юдхиштхира должен был правильно ответить на десять вопросов Ямараджа. Я не буду пересказывать эту лилу, большинство из вас ее знают. Знаменит последний вопрос, заданный Ямараджем: «Юдхиштхира, что самое удивительное в этом мире?»

Юдхиштхира ответил: «аханй ахани бхутани, — знаменитая шлока, — в каждый момент времени миллионы и миллиарды живых существ отправляются в царство смерти, но я думаю, что буду здесь жить всегда. Что может быть удивительнее этого?»

И еще одна лила.

Следующая лила связана с Радхой и Кришной.

Есть еще одно озеро — Сейта Банду Кунда. Было лето, а летом тут становится по-настоящему жарко. Это одно из мест, где происходит раса лила, и Кришна пришел сюда с гопи и они танцевали, после чего им стало жарко, и они решили отдохнуть на берегах этого озера. Ветер приносил прохладный воздух с озера. И вы можете заметить, если пойдете гулять, большое количество обезьян. И Радха с другими гопи наблюдали за обезьянками, как они бултыхаются в воде, как они мило прыгают вокруг, их детеныши играют, в общем, они смотрели на обезьянок. Но это Вриндаван и здесь иногда обезьянка может выйти из воды и предложить поклоны лотосным стопам Кришны. Одна маленькая обезьянка завладела всеобщим вниманием, когда вышла из воды, подошла к Кришне, подсунула голову к стопам Господа, взяла большие пальцы Его ног и положила себе на голову. Все гопи засмеялись и запричитали, до чего же милая обезьянка. И тогда Лалита сказала Вишакхе: «Эта дружба Кришны с обезьянками напоминает мне о дружбе Господа Рамы с ними». И тогда Вишакха ответила: «Но Рама был таким великим, Он мог даже вдохновить обезьянок построить мост!» И Кришна, слушая это, немного заревновал: «Эй, девушки, подождите-ка минутку, Я — Рама. Я сын Дашаратхи, Я и есть Рам!» И гопи просто покатились со смеху, услышав это заявление. Но Кришна продолжал объяснять, что пару юг назад Он был Рамой. «Ну конечно, Ты же просто пастушок, который вечно теряет Свою флейту, бежишь, когда мамочка Тебя зовет, Ты называешь себя Рамой! Ну, конечно…» И тогда Лалита сказала: «Если Ты лидер обезьянок, Кришна, то Ты должен заставить их построить мостик через это озерцо. Хотя бы тут, мы не говорим об океане. Тогда мы поверим Тебе».

Этот момент описывают ачарьи. Обезьяны, они не очень сговорчивы вообще. Они непослушные, носятся туда-сюда, воруют, прыгают. Как Кришна собирался их настроить на постройку плавучего моста? Что сделал Кришна? — Он взял Свою знаменитую флейту, один из любимых Своих инструментов, и начал играть, мелодией Он растопил сердца всех обезьянок в Камьяване. Они все стали очень послушными.

Это также как Кришна может контролировать Своих гопи, играя на флейте. И все обезьянки послушно выстроились перед Кришной со сложенными ладошками, подобно маленьким детям, которые выстраиваются перед учителем. «Дорогой Господь Кришна, мы Твои преданные. Что Ты хочешь, чтобы мы сделали, чем мы можем Тебе служить?» И Кришна скомандовал: «Принесите столько камней, сколько сможете найти в Камьяване, и сложите их у Моих лотосных стоп».

И вы знаете, дети долго не могут находиться в спокойном состоянии, так же и эти обезьянки начинали подергиваться, и они сказали: «Хорошо, Кришна. Но ты должен будешь сыграть для нас мелодию на флейте, чтобы вдохновить нас собирать камни». И Кришна подумал секундочку: «Так, мелодия, которая вдохновит обезьян собирать камни…» И начал играть. А обезьяны начали стаскивать со всех сторон камни. Гопи при этом наблюдали за происходящим и смеялись. И Вишакха сказала: «Да, словно Господь Рама, значит построишь плавучий мост!» И она взяла камень и кинула в воду, он со всплеском бухнулся туда и пошел ко дну озера. А Кришна посмотрел на Вишакху с улыбкой, поставил свою лотосную стопу на один из камней, дотронулся до него, после чего Он попросил одну из обезьянок отнести камень в озеро, и когда она кинула его, камень всплыл. Гопи все покраснели и смутились, а Кришна тронул каждый камень, и обезьянки продолжали их разбрасывать повсюду, и камней было столько, что они в конце концов построили мост. Обезьянки были счастливы, носились туда-обратно по мосту, прыгали с него, падали в воду, гордясь своим достижением. А гопи просто потеряли дар речи, они были побеждены Кришной. Вишванатха Чакраварти говорит, что в этом нет ничего неправильного, потому что в любовных играх Господа быть побежденным Им — огромное удовольствие. А все гопи, в конце концов, встали и воздели руки к небу и прокричали: «Джай Шри Рам! Джай Шри Рам! Джай Шри Рам!»

Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, что этикет прославления заключается в том, что, когда тебя прославляют, ты вместо того, чтобы возгордиться, должен принять очень смиренную позицию. И Кришна сделал нечто удивительное, Он сложил смиренно свои руки и поклонился Шримати Радхарани. Потому что Она — Вриндаванешвари, хозяйка Вриндавана, и Та, которая контролирует Кришну, Мадан Мохан Мохини.

Обезьянки занимались своими обезьяньими делами, а гопи решили сделать победную гирлянду для Рамы и они ушли в поля, чтобы собрать цветы для нее. И когда все удалились, только Радха и Кришна остались. И Кришна взял руку Радхарани и пригласил пройтись вместе по мосту. И после того как Они прошлись по нему, Они отправились дальше совершать свои любовные игры.

И мы можем подвести итог очень красивой строчкой, написанной Рагунатхом Дасом Госвами во «Враджа-виласа-ставе».

йатра кама-сарах сакшад гопика-раманам сарах
радха-мадхавайох прештхам тад ваннам камйкам бхадже

Я поклоняюсь лесу Камйавану, в котором находится озеро Кама-саровара, где Кришна наслаждался любовными забавами с гопи, и которое очень дорого Шри Радхе и Мадхаве.