Недалеко от храма Шри Чайтаньи Махапрабху находится храм Враджа-Мохана. Главные Божества на алтаре здесь — Радха-Враджа-мохан, были установлены Нароттамой дасом Тхакуром во время первого фестиваля Гаура Пурнимы, который проходил в Кхетури (в наши дни Бангладеш) примерно через 30 лёт после ухода Господа Чайтаньи Махапрабху.
«Бхакти-ратнакара» описывает, что рано утром в тот день Гаура Пурнимы, все преданные пошли в храм получить даршан Божеств. Старшие преданные, многие из которых были личными спутниками Самого Господа Чайтаньи, собрались во дворе храма, одетые в новые одежды и украшенные тилакой. Они сели на почётные места, и матушка Джахнава, жена Г оспода Нитьянанды, села на своё место поодаль. Шринивас Ачарья и Нароттама были довольны хорошо оформленной ареной и спутники Махапрабху разрешили Шринивасу начать абхишеку Божеств. Он поклонился великим преданным и другим Вайшнавам, прежде чем начать абхишеку, и осторожно посадил каждое из шести Божеств на отдельный трон. Он сообщал имена Божеств: «Шри Гауранга! Шри Валлабхи- канта! Шри Враджа-мохан! Шри Кришна! Шри Радха-канта! Шри Радха-Раман!» Спутники Господа Чайтаньи плакали от экстаза, наблюдая красоту шести Божеств, и даже полубоги на небесах сыпали на Них цветы. Все закричали: «Харибол! Харибол! Харибол!», и музыканты начали играть на инструментах. Брахманы пели гимны из Вед, пока Шринивас старательно одевал Божеств в великолепные одежды и предлагал Им душистую сандаловую пасту и цветочные гирлянды.
Во дворе храма находится большое дерево тамаринд (Имли-тала). Это дерево существует с давних времен. Здесь совершалась чудесная игра между Радхой и Кришной, свидетелем которой был Шрила Рупа Госвами.
Однажды Рупа Госвами пришел сюда и сел возле большого тамариндового дерева, чтобы проводить свой бхаджан. Через некоторое время он случайно мельком взглянул наверх на дерево и увидел прекрасные качели, свисающие с одной из веток дерева. Эти качели были сделаны таким образом, что две личности могли сидеть лицом друг к другу. Вскоре Радха и Кришна явились вместе со всеми Своими сакхи и манджари. Кришна сел на качели и попросил Радхарани присоединиться к Нему. Радхарани сначала отказалась от предложения Кришны, потому что Он всегда раскачивал качели слишком высоко и это ее пугало. Кришна снова попросил Радхарани сесть на качели, но Она снова отказалась. Кришна умолял Радхарани и пообещал, что не будет раскачивать качели слишком высоко. Сакхи и манджари тоже просили Радхарани, обещая, что они обязательно будут толкать их так, чтобы качели не поднимались слишком высоко. Радхарани смягчилась и присоединилась к Кришне на качелях. Сакхи и манджари начали нежно толкать качели туда-сюда, а Радхарани начала наслаждаться приятной атмосферой Радха кунды.
Когда Кришна увидел, что Радхарани расслабилась, Он очень мягко стал двигать ногами, делая так, чтобы качели пошли немного выше. Прежде, чем сакхи и манджари смогли понять, что случилось, качели уже были высоко над их головами. Шримати Радхарани очень испугалась, увидев, что качели раскачиваются так высоко и стала умолять Кришну остановить качели и разрешить Ей сойти. Кришна просто смеялся над просьбой Радхарани и раскачивал качели еще выше. Качели поднимались так высоко, что, казалось, сейчас сорвутся. Вдруг в сильном испуге Радхарани пронзительно закричала и ухватилась за руки Кришны, держась очень крепко. Кришна почувствовал себя очень счастливым, видя Радхарани, обнимающую его так крепко, и, будучи в приподнятом настроении, так качнул качели, что они совершили полный круг к удивлению всех сакхи и манджари, которые сразу начали петь, прославляя Радху и Кришну.
После всего увиденного Шрила Рупа Госвами в совершенном экстазе, упал на землю без сознания. Когда он пришел в себя, то увидел, что Радха и Кришна ушли, но качели были еще там и висели на этом дереве. В изумлении он заметил, что дерево изогнулось из-за сильного качания.
Как-то во время танца раса Шримати Радхарани внезапно убежала и скрылась. Кришна принялся ее искать, но безуспешно. Тогда Он пришел и сел под этим деревом на берегу Ямуны. Кришна в разлуке повторял имена Шри Радхики: “Радхе! Радхе! Радхе!” И из-за горячих эмоций разлуки со Своей возлюбленной Радхой, повторяя Ее имена тело Кришны постепенно становилось такого же золотистого цвета, как и у Шримати Радхарани. И Он начинал испытывать те же самые чувства, что и Она. Когда же появилась Шри Радха в окружении Своих подруг гопи, Она была поражена этой золотой формой Своего возлюбленного. Радха спросила: “Каково же значение этой Твоей удивительной формы? Я никогда раньше не видела Тебя таким”. Тогда Кришна объяснил, что скоро, в Кали-югу Он примет эту форму, переполненную Ее обственным чувством любви к Нему, и распространит любовь к Нему всем обусловленным падшим душам.
Почти 5000 лет спустя и чуть около 500 лет назад Кришна вновь пришел как Шри Чайтанья Махапрабху, золотое воплощение Кришны. При паломничестве во Вриндаван Он часто приходил под это дерево и воспевал Святые Имена Господа. По мере воспевания цвет его тела темнел, и Господь Чайтанья становился таким же темным, как Шьям.
Когда Господь Чайтанья здесь повторял свои собственные имена, испытывая разлуку с самим собой, один житель соседней деревни (на другом берегу была деревня и там жил человек по имени Кришнадас) шел мимо и увидел Чайтанью Махапрабху. Он увидел этого садху золотистого цвета и от него исходило очень сильное сияние и слезы текли у него из глаз. Кришнадас Раджпут, он был из касты кшатриев, влекомый какой-то неведомой силой, стал подходить все ближе, ближе и когда он подошел совсем близко к Чайтанье Махапрабху, Чайтанья Махапрабху улыбнулся ему. Он сказал: „Ты кто?” Кришнадас опешил. Он сказал: „Я падший человек из касты кшатриев. Я самый падший из всех, кто только может быть. Я падший грихастха. Но у меня есть одна мечта – я мечтаю, чтобы в один прекрасный день я смог служить какому-то вайшнаву.” Чайтанья Махапрабху был особенно милостив. Здесь, в этом месте, практически все время, пока Чайтанья Махапрабху был во Вриндаване, он провел в основном здесь и его милость бъет как источник из-под земли. Чайтанья Махапрабху, когда он услышал эти слова, „У меня есть одна мечта — чтобы когда-нибудь начать служить какому-то вайшнаву”, он вскочил со своего места, подбежал к нему и обнял его. Что происходит с теми, кого обнимает Чайтанья Махапрабху? Невозможно описать словами – волосы у него на голове стали дыбом, из глаз его брызнули слезы, язык его стал заплетаться, что-то нечленораздельное вырывалось из его уст, потому что он испытал то, что никто никогда в жизни не испытывал, счастье невероятной красоты. Он сказал: „Можно я уйду из дома?” (смех) Засмеялись брахмачари. Чайтанья Махапрабху пролил на него свою милость и с тех пор он стал неразлучен с ним, он ходил за ним повсюду, носил его камандалу. Чайтанья Махапрабху взял его с собой к Акрура-гхату и там он оставлял ему остатки своего прасада, этот Раджпут находился день и ночь рядом с ним. Он забыл обо всем. Он забыл обо всем, о семье, о том, как его зовут. Единственное, что он помнил – что я нахожусь здесь, рядом с Господом Чайтаньей. Это произошло здесь, под этим самым деревом, тут Кришнадас Раджпур получил милость Господа Чайтаньи. Каждый из нас может получить ее, если мы скажем что? — Хочу когда-нибудь начать служить вайшнаву.
В настоящее время паломники приходят сюда и получают даршан искривленного дерева Тамаринд. Изначальное дерево, под которым сидел Господь Кришна и Господь Чайтанья, недавно оставило этот мир. Это было большое разветвистое дерево, и одна большая ветвь простиралась на соседскую территорию. А по соседству, рядом с этим небольшим храмом, который воздвиг ученик Бхактисиддхаты Сарасвати Госвами Махараджа, жил мусульманин и ему не понравилось, что ветка от этого дерева достигает его двора. Он залез на эту ветку – моя ветка, на моей земле – и отрубил ее. Когда он стукнул топором, из ветки брызнула кровь. Ачарьи говорят, что здесь, во Вриндаване, деревья – это особые живые существа, которые приходят сюда, рождаются здесь, чтобы заниматься медитацеий на Кришну. Когда это оскорбление было нанесено Имли-тале, оно ушло, после того, как он отрубил эту ветку, все дерево засохло. Когда отрубили ветку, само дерево не должно было засохнуть, но дерево приняло это оскорбление глубоко к сердцу. Тут до сих пор в этом кожухе остался ствол от этого изначального дерева. Но преданные взяли его ветку и посадили у основания старого дерева.» ( из лекции Бхакти Вигьяна Госвами Махараджа). Новое дерево сейчас активно растет, а тело старого еще можно увидеть рядом. Под деревом находится Божество Господа Чайтаньи, смотрящего на Ямуну и повторяющего Харе Кришна.