Говиндаджи.
В Вараха-пуране есть прекрасная молитва, которая описывает эффект, который можно получить от даршана Радха-Говиндаджи. «Мой дорогой Васундара! Любой, кто отправляется во Вриндаван и видит прекрасное Божество Говинда-дева, навсегда освобождается от зала суда Ямараджи. Такой человек получает доступ на высшие планетные системы, туда, где живут полубоги, деваты».
Все жители Джайпура и Вриндавана, которые поклоняются Господу, прекрасно знают, что цель духовного развития находится намного выше, чем даже освобождение, что уж говорить о Сварга-локе. Любой истинный последователь всегда медитирует в своем сердце на молитву, которая освящает путь домой в духовный мир. Анйабхилашита шуньям гьяна-карма анавритам анукульена кришнану шиланам бхактир уттама. Стремящийся к совершенству преданный, должен предлагать служение Господу позитивным образом, без желания какой-то личной выгоды. Он должен избегать бесполезной деятельности и умственных измышлений. Это то, что называется чистым преданным служением. Чистое преданное служения соответствует желаниям Кришны и направлено на Его удовлетворение. Таков высший стандарт преданного служения, в соответствии с которым жители Джайпура стараются поклоняться Господу Говинда-деву.
Даже если кто-то приходит к Говиндаджи с какими-то посторонними мотивами: выдать дочь замуж, поправить бизнес, получить визу в Америку, то, поклоняясь Говинда-деву, люди постепенно избавляются от этих желаний и очищаются. Таково благо, которое получает любой человек, который приходит в любой храм ИСККОН и имеет материальные желания. Постепенно люди очищаются и пробуждают в себе желание служить Божественной Чете ради Их удовлетворения. Кто может сказать, что он пришел с чистыми мотивами? Мы пришли, потому что нам понравилась атмосфера в храме, потому что мы подружились с преданными, потому что нам нравилось петь и танцевать, и песня была хорошая и пели ее долго, мы пришли за прасадом. Но чем больше проходит лет, тем больше меняются наши стремления к чему-то более возвышенному.
В «Бхакти-расамрита-синдху» есть предупреждение Шрилы Рупы Госвами тем, кто хочет сохранить свои материальные желания. Он не просто резко говорит, он обращается к таким людям очень вежливо: «Мой дорогой друг! Если у тебя еще остались какие-то желания наслаждаться в обществе друзей в материальном мире, лучше не смотри на форму Кришны. Он стоит на берегу Ямуны на Кеши-гхате во Вриндаване. Он известен как Говинда, Его глаза очаровательны и огромны. Он играет на Своей вамши, флейте, и голова Его украшена прекрасным павлиньим пером. Все Его тело освещено светом полной луны». Кришна настолько очарователен, что, увидев Его, можно забыть обо всех своих материальных желаниях. Но, тем не менее, скорби при этом не будет.
Итак, существует целый ряд удивительных стихов, которые, за недостатком времени, мы не можем все прочитать. Эта удивительная личность поселилась здесь в Джайпуре. Когда я был молодым преданным, мы часто слышали объяснение этого стиха. Если посмотреть на Кришну-Говинда-дева ночью в лунном свете, играющего на флейте, то можно избавиться от всех своих материальных желаний. Я очень стремился приехать сюда в Джайпур, чтобы увидеть Его. Как сегодня помню свой первый даршан Говинда-дева, как меня ошеломила преданность тех, кто сюда приходит. Наверное, у тех, кто сегодня получил свой первый даршан Говинда-дева, было подобное чувство. Я тогда подумал: «Странно, я увидел Говинда-дева, но у меня до сих пор столько материальных желаний в сердце, а у этих людей никаких материальных желаний нет и, похоже, нам надо приезжать снова и снова, чтобы через общение с этими преданными также очиститься, чтобы набраться от них преданности».
Однажды в Лондоне Шрила Прабхупада проводил даршаны, и один преданный спросил, что значит арча-виграха. Прабхупада после паузы ответил, что арча-виграха означает воплощение милости Господа. Откуда же приходит это прекрасное Божество? Нам хочется узнать историю того, каким образом Говиндаджи попал сюда в Джайпур, почему Он не во Вриндаване? Некоторые из вас может быть помнят, что три недели назад, когда мы были в храме Мадана-Мохана, я говорил о том, как праправнук Кришны устанавливал Божества во Вриндаване. Он знал, что преданные очень сильно тоскуют в разлуке с Господом, и он решил установить несколько Божеств, которые передавали бы форму Господа. Он заказал, и эти Божества были установлены в разных местах во Вриндаване.
Но когда начались нашествия иноземцев, эти Божества были спрятаны в разных пещерах, на дне озер, в лесах, и Господь Чайтанья отправил Госвами во Вриндаван, Он просил их также найти этих Божеств и возобновить поклонение Им. Постепенно, 500 лет назад этих Божеств стали находить. Немного позже мы услышим от матушки Ситалы, как Шри Шри Радха-Винод появились перед Локанатхой Госвами. Мы также слышали, как Мадана-Мохан появился вначале перед Адвайтой Ачарьей как Мадана-Гопал, и затем Ему Санатана Госвами поклонялся уже как Мадана-Мохану. Позже мы посетим храм Гопинатхи, где увидим Божество, обнаруженное Мадху Пандитом.
Говиндаджи был установлен Баджанабхой/?/, и это Божество не сразу проявилось во Вриндаване, Оно было одно из последних. Говиндаджи – это Божество, которому вечно поклоняется Рупа Госвами. Откуда это известно? В конце киртана Бадахари прабху пел отрывок из одной вайшнавской песни ачарьев, в которой говорилось, что Радха-Говинда – это жизнь Рупы Госвами. У него нет другого мотива для жизни, кроме одного – служения Радхе-Говинде. Для нас, обусловленных душ трудно понять природу такой любви. Рупа Госвами приводит аналогию, чтобы мы смогли понять. Он говорит, что точно так же, как юноши спонтанно и сильно привлекаются девушками, и девушки спонтанно и сильно привлекаются юношами, он молится, чтобы точно также его привязанность к Господу была на трансцендентном уровне такой же сильной и спонтанной. Для материалиста чувственное наслаждение – это его жизнь, прана-дхана хе. Но сила бхакти намного более могущественна, чем любая привлекательность чувственных наслаждений. Мы только начинаем понимать, что это такое.
Шрила Рупа Госвами получил наставление от Господа Чайтаньи начать поклонение Божеству, но Говиндаджи так и не проявлялся перед ним. В то время другие Госвами уже нашли свои Божества, а Рупа Госвами плакал и молился Господу, чтобы Он проявился для него. В своих скитаниях он пришел на берег Ямуны, которая была более полноводная в то время 500 лет назад, и он плакал в разлуке с Господом.
Недавно я прочитал в «Нектаре преданности», как Шрила Прабхупада говорит, что человек должен научиться искусству плакать о Кришне. Шрила Прабхупада объяснял, что мы должны воспевать святые имена Кришны так же, как потерявшийся ребенок плачет по своей матери. Но воспеваем ли мы святые имена таким образом? По-настоящему так воспевать мы сможем только тогда, когда сердце наше очистится, и когда мы пройдем уровень анартха-нивритти. Шрила Прабхупада в одной лекции сказал, что настоящая любовь к Богу проявится только тогда, когда мы полностью избавимся от сексуального желания. Мы можем слышать о таких преданных, как Шрила Рупа Госвами или Шрила Прабхупада, которые были полностью свободны от всяких материальных желаний, поэтому они плакали в разлуке с Кришной, и у нас, учеников Прабхупады, была возможность видеть, как это происходило. Шрила Прабхупада по-настоящему плакал о Кришне. Это то, о чем мы размышляем. Это то, к чему мы стремимся в своем сердце и о чем молимся. Мы должны размышлять не о мирских новостях и политике, а думать о том, когда же наступит тот день, когда я заплачу по Кришне, потому что наша жизнь подходит к концу, осталось, может быть, лет 10. Так размышлял Шрила Нароттам дас Тхакур.
Рупа Госвами на берегу Ямуны плакал: «Где же мой Говинда?» Неожиданно один маленький мальчик-пастушок увидел его, подошел и спросил: «Баба, о чем ты плачешь? Почему ты такой худой, ты, наверное, голодный? В моей деревне голодать не принято». Рупа Госвами тогда спросил: «Какая у тебя может быть деревня? Иди, поиграй с друзьями». Мальчик подошел поближе и спросил: «Баба, ну почему ты такой грустный?» Тогда Рупа Госвами открыл мальчику сердце. Он сказал, что остальные Госвами нашли своих Божеств, а он не может выполнить наставление Господа Чайтаньи, и он не знает, где найти Говиндаджи, на что мальчик ответил, что он знает, где Его искать. Он сказал, что пасет коров на всех полях Враджа, во всех 12 лесах, поэтому он все знает. Он положил палец на подбородок и сказал, что когда он приходит сюда на Ямуну, он видит, как одна корова-сурабхи подходит к одному холму, и у нее из вымени рекой льется молоко в углубление в этом холме. Почему это происходит? Потому что давным-давно, более тысячи лет назад один священник спрятал в этом холме Божество Кришны, и корова приходит и омывает Его молоком. Почему корова? Потому что Говинда – это Тот, кто приносит наслаждение коровам.
Рупа Госвами побежал к этому холму и увидел, что там действительно есть углубление, в которое корова лила молоко. Он начал раскапывать землю и обнаружил верхнюю часть головы Божества. Тогда он позвал жителей деревни с лопатами, и они откопали Божество. Рупа Госвами так же, как и остальные Госвами ничего не имел. Он жил под деревьями. Первый храм, в котором начали поклоняться Божеству, была соломенная хижина, которую соорудили деревенские жители. Это было большое Божество. В то время у Божества ничего не было, никаких параферналий, даже посуды не было, но поклонение Господу было самое богатое и пышное, почему? Потому что самое главное, что удовлетворяет Божество – это чистая преданность, и Рупа Госвами поклонялся Говиндаджи с чистой преданностью. Но при этом Рупа Госвами понимал, что Господь Чайтанья хотел, чтобы этим Божествам поклонялись не просто в соломенных хижинах, что Его движение разойдется по всему миру и для того, чтобы привлекать обычных людей, нужно, чтобы поклонение Кришне было очень пышным и роскошным. Шрилу Прабхупаду один раз критиковал очень недалекий человек. Он сказал: «Свамиджи, зачем вы проводите поклонение Кришне с такой роскошью, если вы отреченный человек?» На что Шрила Прабхупада ответил, что ему самому ничего не надо, но для того, чтобы привлекались вот такие, как этот человек, нужно роскошное поклонение.
И что Рупа Госвами сделал? Он написал письмо Господу Чайтанье, который в то время был в Пури. Это письмо Господу Чайтанье передали слуги. В письме Рупа Госвами писал, что он, наконец, нашел Говиндаджи и хочет начать пышное поклонение Ему, но для этого ему нужны пуджари. Можно ли прислать кого-то? Историки говорят, что когда Господь Чайтанья получил это письмо от Рупы Госвами, Он погрузился в экстаз. Было очевидно, что эти события были важными вехами продвижения вперед. Ананда-буддхи вардханам. Шрила Прабхупада подчеркивает – что такое счастье в сознании Кришны. Это ананда-буддхи вардханам – вечно увеличивающийся океан блаженства. Движение сознания Кришны не будет Движением, если проповедь уменьшится или исчезнет совсем. Бадахари прабху процитировал Шрилу Прабхупаду, что если проповедь остановится, то больше не будет «Харибол!» Все будут спрашивать: «А где моя комната с прасадом, и где я буду спать?» Будьте осторожны. Это не смешно. Бхактисиддханта Сарасвати в свое время говорил, что для того, чтобы проповедь продолжалась и печатались книги, он готов снять весь мрамор с храмов и продать их. Конечно, храмы нужны, но проповедь намного важнее. Это то, что радует ачарьев. Когда Шрила Прабхупада получал новости о том, что все больше книг распространяется, и все больше людей становятся преданными, он очень радовался и благословлял своих учеников. Это то, как можно получить благословение духовного учителя на дальнейшее служение. Проповедь и према-бхакти неразрывно связаны друг и другом.
Господь Чайтанья сказал, что нужно отправить пуджари к Рупе Госвами, чтобы он помог, и Господь решил отправить туда Кашишвару, очень верного Своего последователя. «Кашишвара, немедленно отправляйся во Вриндаван и помоги поклоняться Говинда-деву». Но Кашишвара не хотел разлучаться с Господом Чайтаньей. В свое время один из учеников Прабхупады, Яшоданандана Махарадж рассказывал, что как-то они ехали с Прабхупадой на поезде, и на одной остановке в Южной Индии увидели, как люди подошли к поезду и стали кланяться преданным. Шрила Прабхупада сказал, что это очень благоприятное место для проповеди, и пятерым брахмачари он сказал, чтобы те сошли с поезда и начали здесь проповедь. Однажды кто-то меня спросил, что такое искренность? Я ответил, что искренность – это когда ты только что имел общение с Прабхупадой, и вот ты уже стоишь на перроне и смотришь вслед уходящему поезду, в котором уезжает Прабхупада. Можете себе представить, что вы едете на поезде вместе с Прабхупадой, вероятно, назад домой к Богу, и вдруг Прабхупада ссаживает вас с поезда и говорит: «Занимайся здесь служением». Это кажется ужасным, но именно таков правильный процесс возвращения обратно домой к Богу – следовать наставлениям духовного учителя, как бы это ни было тяжело.
На тот случай, если у нас остаются еще сомнения на этот момент, описание жизни чистых преданных доказывает, что это истина. Кашишвара сказал Господу Чайтанье: «Зачем мне ехать куда-то во Вриндаван поклоняться Кришне, когда у меня есть возможность поклоняться Тебе, Ты – Сам Кришна». Шри Кришна Чайтанья Радха- Кришна нахе анйя. Мы знаем, что Господь Чайтанья не отличен от Радхи-Кришны, но когда Он услышал, что Его прославляют как Верховного Господа, Он заткнул уши и стал кричать «Вишну, Вишну», Он не хотел, чтобы Его прославляли как Бога. Не смотря на то, что Господь Чайтанья был Верховным Господом, но в тот день Господа Брахмы у Него было другое настроение. Он хотел наслаждаться ролью преданного. Шрила Прабхупада говорил, что мы не должны беспокоить Господа Чайтанью и дать Ему возможность совершать Свои игры как преданного Господа. Затем Он почувствовал сострадание к Кашишваре. Кашишвара сказал, что он не может разлучиться с Господом. Господь Чайтанья сказал, что даст ему личное Божество Говардхана-шилу. Господь Чайтанья дал Рагхунатхе дасу Госвами Говардхана-шилу, которой Он поклонялся, и также у Него было еще одно Божество, которому Он поклонялся, которого звали Гоур-Говинда, и Он отдал это личное Божество Кашишваре.
Шрила Прабхупада однажды сделал мне подарок и сказал, что подарок от вайшнава – это очень особая вещь, что уж говорить о том, если подарок будет от Самого Господа, это не просто подарок, это знак определенной признательности, поэтому мы так радуемся, когда получаем такие дары. Кашишвара поехал во Вриндаван с Божеством Гоур-Говинды. Он поставил это маленькое Божество Гоур-Говинды рядом с Божеством Говинды и поклонялся Им в соломенной хижине. В то время не было величественного храма. И в то время у Говинда-дева еще не было Радхарани, Она появилась позже. Когда в следующий раз вы пойдете на даршан Говинда-дева, посмотрите, прямо у стоп Говинда-дева, с левой стороны стоит маленькое Божество Кришны, играющего на флейте. Это то самое Божество, которому поклонялся Господь Чайтанья, которое получил Кашишвара Пандит, и даже сегодня вы можете получить Его даршан. Этот факт должен заставить резко проснуться тех, кто сейчас спит. Я знаю, что вы устали от путешествия, но мы приехали сюда, чтобы духовно наслаждаться, поэтому старайтесь не спать.
Те, кто будут в последствии слушать эту лекцию в записи, будут удивляться, что такие вещи здесь возможны, и как способны преданные вообще засыпать на таких моментах. Они, конечно, не знают, что вы тряслись 5 часов в автобусе, поздно вкусили пир, рано встали, но, тем не менее, надо стараться не засыпать. В «Бхагаватам» говорится сваду-сваду паде-паде – мы чувствуем нектар на каждом шаге, нам очень интересно, поэтому мы хотим слушать дальше. Засыпать не надо. Представьте себе, если я сейчас засну. Почему, как вы думаете, я постоянно принимаю леденцы? Не для того, чтобы горло прочистить, а для того, чтобы не заснуть.
Преданные знали желание Махапрабху, и понимали, что этой хижины для Божества не достаточно, что Божеству нужно пышно поклоняться, и мы также должны стараться удовлетворить Господа и духовного учителя, и не успокаиваться, пока это не произойдет.
Кашишвара пошел по домам. В то время Врадж не был так густо населен, как сейчас, но он прошел по домам состоятельных людей, собрал деньги, и преданные построили небольшой храм. Конечно, он не идет в сравнение с тем храмом, который сейчас у Божества, но уже тогда это был нормальный, небольшой храм. Бадахари прабху делился воспоминаниями того времени, когда он был президентом храма в Лагуна-бич, Калифорнии. В то время все начиналось с маленького домика, который стоял на въезде, рядом с трассой. Сейчас Божествам поклоняются в большом здании бывшей церкви, там стоят большие Божества Панча-таттвы. В сознании Кришны все постепенно разрастается и увеличивается. В конечном итоге Говинда-дев получил храм, который должен был быть у Него. Я быстро расскажу эту историю, потому что она интересна. Она началась в 1590 году.
В то время большая часть Индии находилась под контролем императора Акбара, практически вся северная часть, за исключением юга, была под его управлением. Хотя он был мусульманином, для того, чтобы поддерживать свою армию, он содержал генералов-индусов. Это удивительно. Император – это царь царей, многие цари-индусы для того, чтобы избежать кровопролития, сотрудничали с императором Акбаром. Заключались браки между мусульманами и индусами с политическими целями. Многие служили под руководством Акбара. Одним из генералов-индусов был Ман Сингх. Он выиграл множество битв, сражаясь за Акбара. Пришло время продвинуть его по службе, он уже был генералом с двумя звездами, и должен был стать генералом с четырьмя звездами. Также у него появилась возможность получить в свое распоряжение большую часть земли. Ман Сингх был преданным Кришны, и более того, он был преданным Говинда-дева. Когда у него появилась возможность получить землю, он приехал во Вриндаван. Он пришел в маленький деревянный храм и предложил Божеству Говинда-дева полный дандават в полном обмундировании с саблей, при всех регалиях, и садху были удивлены. Он обратился к Господу с молитвой, и хотя, может быть, это не была молитва чистой преданности, тем не менее, это была удивительная молитва, в которой он сказал, что если он получит повышение и земной надел, что поставило бы его в положение правителя-царя, тогда он построит для Господа самый удивительный храм, который только видела Земля.
Господь находится в сердце каждого и выполняет все желания, поэтому через пару дней Акбар позвал Ман Сингха и сказал ему, что за то, что тот так отважно сражался за императора, он повышает его до генерала, дает ему 4 звездочки, надел земли и людей, которыми Ман Сингх будет управлять. Когда Господь выполнил желание Ман Сингха, Манн Сингх сдержал свое обещание. Преданные всегда сдерживают свое слово. Ман Сингх собрал невероятную сумму денег, огромную по тем временам, которую хватило на постройку одного из самых удивительных храмов не только в Индии, но и на всей планете. Одно из чудес, которые связаны с этим храмом, это то, что это здание увенчивал гигантский лотос, который был вырезан из цельного камня, до сих пор не понятно, как его вырезали и как водрузили на вершину храма. Мне всегда нравится изучать историю Гаудия-вайшнавизма, потому что там много всего удивительного. В библиотеках можно найти книги, в которых описывается история. Я нашел одну книгу, которая называется «Говинда-дева, диалог камня». Что это значит «Диалог камня»? Эта книга, не смотря на свое название, написана очень серьезной личностью, одной женщиной, доктором наук, которая была настолько очарована красотой Вриндавана и этим храмом, что сделала исследование каждого камня храма и написала очень глубокий труд на 350 страниц об истории всех частей храма.
Рагхунатха Бхатта Госвами руководил строительными работами, и это было настолько удивительное строение, что из Южной Индии последователи Рамануджа-ачарьи приезжали, чтобы увидеть его. Конечно же, Кришнадас Кавирадж Госвами описывает в «Чайтанья-чаритамрите» храм Говинда-дева на духовном уровне, потому что чистые преданные видят духовные измерения, которые не доступны для восприятия простых смертных. Но, тем не менее, тот храм был настолько прекрасным, что можно сказать, что он тоже был отражен в этих описаниях. Точно также в свое время Бхактивинод Тхакур увидел маяпурский храм, который должен проявиться. Сейчас он проявляется и можно сказать, что видение чистого преданного воплощается в реальности. Храм, который построил Ман Сингх и Рагхунатха Бхатта Госвами, ачарьи описывают, как золотой храм. Я процитирую для вас весь стих: «В лесу, в котором исполняются все желания, во Вриндаване, стоит золотой храм, в середине этого золотого храма находится украшенный драгоценностями трон. Это место, на котором восседает Господь Говинда, Враджендра-нандана, Шри Говинда-дев, воплощение Бога Любви, Купидона. Ему служат подобно царю. Он одет в царские одежды, украшен царскими украшениями и другими атрибутами. Ему служат безграничное количество преданных». Мы пойдем в этот храм, когда вернемся во Вриндаван.
Так был обнаружен Говинда-джи и так был построен Его храм. Все происходило замечательно, но чего-то не хватало. Не было Радхарани! Кришна не может существовать без Радхи, точно так же, как Радха не может существовать без Кришны. Господь живет ради любви, и символ Его любви – это Шримати Радхарани, и поэтому Кришна никогда не разлучается с Ней. Вначале Кришне поклонялись одному, но когда Мадхавендра Пури привнес мадхурья-расу, супружескую расу, Кришне начали поклоняться вместе с Радхарани. Но Радхи вначале не было, теперь Она есть, откуда Она появилась, в следующем году я вам расскажу.
Идею о том, что надо установить Божество Радхарани вместе с Кришной, подала Джахнава-мата, супруга Господа Нитьянанды. Она приехала во Вриндаван, увидела, что Кришна стоит в одиночестве, и она сказал, что надо установить Божество Радхарани, потому что без медитации на Божественную Чету мы не сможем развить полностью свое сознание. Это историческое событие, когда по всему Вриндавану пуджари стали планировать установление Божеств Радхарани, это было вдохновляющее. Божества, которым я поклоняюсь, которые пришли ко мне, Радха-Валлабха, можно заметить, как Божество Радхарани отличается от Божества Кришны, и видно, что Их делали не одновременно. Сначала в нашей традиции появлялся Кришна и позже Радхарани. Преданные знали, что у Говиндаджи нет Радхи, и Она должна появиться.
Махарадж Пратапарудра, о котором все вы знаете, услышал о том, что преданные хотят установить во Вриндавана Божества Радхарани, и он специально заказал два Божества Радхарани, побольше и поменьше. Побольше – для Говиндаджи, а поменьше – для Мадана-Мохана, и он отправил эти Божества во Вриндаван. эти божества были отлиты из латуни и Махарадж на лодке отправил их во Вриндаван. Как описывает история, эти два Божества Радхарани приплыли на лодке к храму Мадана-Мохана, там их выгрузили. Мадана-Мохан в то время тоже был один. Оба божества Радхарани хранились в одной комнате, и в одну ночь пуджари приснился сон. К нему во сне пришел Мадана-Мохан, Божество, которому он поклонялся. Мадан-Мохан сказал пуджари: «Баба, ты думаешь, что эти два Божества – это две Радхи? Ничего подобного! Та, что побольше – это Радха, а та, что поменьше – это Лалита! Поэтому, когда проснешься, поставь Божество Радхи по левую сторону от Меня, а Божество Лалиты по правую сторону, и Я буду удовлетворен».
Утром пуджари взял эти Божества Радхарани и Лалиты, поставил Их по обе стороны от Мадана-Мохана, и когда пуджари Говинда-дева пришли за своей Радхарани, они начали требовать свое Божество, но пуджари Мадана-Мохана сказал, что Божества Радхарани нет, что второе Божество – это Лалита, что Мадана-Мохан объяснил ему, что второе Божество – это Лалита, поэтому она тоже должна остаться у Него. Так Говинда-дев лишился Радхарани.
Однажды Прабхупада сказал, что «я вынашиваю свои планы, вы – свои, а Кришна – Свои». Когда Махарадж Пратапарудра услышал эту новость, он был поражен. Но спустя несколько дней, ему приснился сон. Во сне к нему пришла Радхарани. К священнику Мадана-Мохана пришел Кришна, а к Махарадже Пратапарудре пришла Радхарани. Она сказала: «Господин! В храме Джаганнатхи в небольшой комнатке Мне поклоняются как Лакшми на протяжении многих сотен лет. Все думают, что Я – Лакшми, но это не так, Я – Радхарани! Поэтому, проснувшись утром, отправляйся в храм Джаганнатхи, забери Меня оттуда и отправь во Врадж, чтобы Я была рядом со Своим вечным возлюбленным Говинда-девом».
Когда царь проснулся рано утром, он отправился в храм Джаганнатхи, подошел к Божеству Лакшми и сказал пуджари, что он забирает это Божество и отправляет его во Врадж, потому что это не Лакшми, это – Радхарани. Можно представить себе, как удивился пуджари, ведь они триста лет поклонялись этому Божеству как Лакшми. На что Махараджа Пратапарудра сказал, что Сама Радхарани пришла к нему во сне и сказала, что Она в этом Божестве Лакшми. Поскольку это был царь, пуджари ничего не могли сказать, поэтому Божество уехало во Врадж, таким образом у Говинда-дева появилась Радхарани. Это Та Самая Радхарани, которую вы видите на алтаре, поэтому в следующий раз, когда вы увидите эти Божества, вы уже будете с полным пониманием получать даршан, т.к. знаете историю этих Божеств, это усилит вашу преданность. Вы будете знать про Гоур-Говинду, про Радхарани, которая пришла из храма Джаганнатхи.
После того, как этот храм был построен, поклонение происходило уже какое-то время, и все было хорошо. Шрила Прабхупада говорил, что политические разногласия начались позже, а в то время индусы и мусульмане замечательно сотрудничали. Мусульманские правители в Дели наделяли огромными участками земли Госвами для того, чтобы те заботились о Божествах, выращивали цветы и проводили поклонение. Но в 1664 году появился настоящий демон, он отличался от предыдущих правителей, был настоящим тираном. Его звали Арангазеб. Он ненавидел индусов, и начал медленно вводить новые правила, чтобы как можно больше их ограничивать. Как только он стал императором, первый его указ гласил, что мусульмане не должны давать денег на восстановление индусских храмов.
Он не мог сразу ограничить индусов, потому что в его армии было 2 могущественных индусских генерала, Джай Сингх и Яшаванти. Они могли противодействовать ему, поэтому он исподтишка «закручивал гайки». Когда Джай Сингх умер, то на следующий день после его смерти Арангазеб издал указ, распространявшийся на всю северную Индию. Этот указ, изданный в 1667 году, звучит так: «все индуистские храмы и школы должны быть разрушены немедленно. Индусская религия должна быть подавлена огнем и мечом». Также там говорилось, что брахманов и коров следует убивать, храмы осквернить и разрушить, осквернить Ямуну. Почему же второй генерал, Яшаванти, не воспрепятствовал этому тирану? К тому времени он был уже очень старым. В своих воспоминаниях он пишет о том, что он думал, когда услышал этот указ. Он писал, что «колокола больше не звонят в храмах, император-тиран никого не боится. Мой дорогой друг, Джай Сингх, почему же ты ушел так преждевременно? Вернись и восстанови справедливость!» Очень прискорбное бремя.
Столицей Арангазеба в то время была Агра. Из Агры он видел светильник на верху храма Говинда-дева. Это был самый прекрасный храм, и из зависти Арангазеб приказал немедленно ехать во Вриндаван, разрушить все храмы и уничтожить Божества. Но, к счастью, при дворе Арангазеба был один мусульманский вельможа, который дружелюбно относился к преданным-индусам. Он сел на лошадь и всю ночь скакал до Вриндавана, чтобы обойти все храмы и предупредить всех, что Арангазеб на следующий день пришлет своих солдат, чтобы разрушить храмы и уничтожить Божества, поэтому нужно спасать всех и спасаться самим, как можно быстрее.
Преданные Госвами за одну ночь собрали всех Божеств. Очень больших Божеств тайным образом вывезли из Вриндавана и спрятали, чтобы никто их не нашел. К сожалению, новости не дошли до Матхуры, Матхура так быстро не мобилизовалась, поэтому храм Кешавы в Матхуре, который описал один путешественник как самое прекрасное, что он когда-либо видел в жизни, был уничтожен вместе с Божеством. Вайшнавы были так привязаны к поклонению Божествам, что они пытались голыми руками или какими-то незначительными подручными средствами, которые у них были, остановить солдат Арангазеба, которые их уничтожали, убивали, они жертвовали собой для защиты Господа. Мужчины, женщины и даже дети сидели на дороге, чтобы остановить солдат, они жертвовали своими жизнями. Это очень печальная страница нашей истории.
Очевидно, что все они вернулись в духовный мир, но основные Божества – Говинда, Гопинатх и Мадана-Мохан были спасены и вывезены на Радха-кунду. Можно сказать, что до Радха-кунды ехать всего лишь полчаса. Почему же пуджари вывезли Божества на Радха-кунду? В то время Вриндаван представлял собой джунгли, через которые было нелегко пробиться. В джунглях жили местные фермеры, джунгли были практически непроходимыми. Эти фермеры-джаты имели боевой дух и всегда были готовы сражаться с мусульманами, хотя у них были простые секиры и ножи, но мусульмане их очень боялись, потому что они были готовы сражаться насмерть. Поэтому мусульмане не поехали на Радха-кунду.
На Радха-кунде для Божеств были построены три дома, не похожие совсем на храмы, поэтому, когда позже мусульмане стали спрашивать, где Божества, им отвечали, что храмов нет, поэтому тайным образом поклонение происходило в этих домах. Прошло 7 лет. Постепенно даже вайшнавы стали забывать, где Божества. Это называется «хорошо хранимый секрет». Мы знаем, что когда в наше время скажешь какой-то секрет самому лучшему другу, то уже на следующее утро по всему Интернету можно о нем прочитать, но в то время вайшнавы умели хранить секреты и держать язык за зубами, и поэтому даже через 7 лет многие вайшнавы не знали, где находятся Божества. Но каким-то образом мусульмане узнали, что Говиндаджи находится на Радха-кунде. Вайшнавы взяли Божества Говинда-дева, Гопинатхи, Мадана-Мохана, а также Вринда-деви, погрузили их в повозки с соломой и отправили в Камьяван. Камьяван находится на границе с Раджастаном. Там Им поклонялись 33 года.
Что произошло потом? Арангазеб умер. Смерть Раване и его ракшасам!!! Вайшнавы возликовали, но ситуация все еще оставалась напряженной. Вайшнавы говорили, что в пределах Враджа опасно держать Божества, нужно Их перевезти в Раджастан, туда, где правят вайшнавские цари. И они отвезли Божества в Амбер. Вринда-деви осталась во Врадже, Она отказалась покидать Врадж. Говинда-дева перевезли в Амбер. От Камьявана до Амбера была проложена царская дорога, дорога древних моголов, по которой разрешалось ездить только царям, но поскольку царь умер, вайшнавы решили рискнуть, и они повезли Божество по этой дороге на телеге с соломой. Они доехали до Бхарат-пура. Они перевозили Божество из одной деревни в другую по несколько месяцев или даже по году, останавливаясь в каждом месте. Поклонялись Ему, затем ехали дальше. Мы ехали по этой дороге.
Сейчас это скоростное трасса, а раньше это была королевская дорога. Этот секрет хранился так хорошо, что мусульмане так и не узнали про передвижение Божества. Описывается, что преданные прекрасно знали, когда Божество будет проезжать через какую-то деревню, они все выходили и под предлогом поклонения реке или богу Солнца приносили цветы, лампады и поклонялись тайно телеге с Говинда-девом. Они не видели Его, только слышали о Нем, им рассказывали о Нем дедушки и бабушки. Очевидцы говорят, что они поклонялись этой телеге со слезами на глазах. Не смотря на то, что они никогда не видели Говинда-дева, благодаря слушанию они развили к Нему великую преданность, и когда проезжала эта телега, они с преданностью смотрели на стог сена и медитировали на Говинда-дева.
Вы сейчас можете получать даршан этого Божества каждый день. Шрила Прабхупада сделал нас настолько удачливыми, что мы даже не знаем, что делать со всей этой удачей. Те преданные, может быть, всего один раз в жизни поклонялись Божеству, увидев проезжавшую повозку, предложив этой повозке одно благовоние, и они считали, что их жизнь достигла успеха. В следующий раз, когда вам представится возможность получить даршан Шри Шри Радха-Говинды, представьте себе, насколько вы удачливы, видя Его. Мы можем теперь уже больше не отвлекаться ни на что другое и сделать Его Божеством, которому мы будем поклоняться в глубине своего сердца. Это станет возможным, если мы поймем, насколько мы благословлены.
Пошло много времени. Повозка отъехала на 50 километров до Эмбера, мусульмане каким-то образом узнали, что перевозят в повозке, и конница солдат решили напасть на повозку с Говиндаджи. Преданных предупредили заранее, поэтому они свернули на боковую дорогу, и через пустыню привезли Божество в ближайшую деревню, которая называлась Двари, там, на протяжении нескольких месяцев Говинда-деву проводилась полная пуджа, она никогда не прекращалась. Через несколько месяцев повозка продолжила свой путь в Эмбер, и через 9 километров им сообщили, что снова мусульмане их выследили, они снова свернули с основной дороги и через пустыню привезли Божество в деревню Бхарат-пур, и там продолжили поклонение Божеству. В то время цари Раджастана, раджпуты ждали, когда, наконец, появится Говинда-дев, и мусульмане не смели напасть на эти места, потому что те цари были очень могущественными.
Осталось 9 километров до Эмбера. Не смотря на то, что мусульмане пытались выследить эту повозку, тем не менее, преданным удалось проехать через все заставы, и уже в Эмбере царская семья ждала появления Божества. Как только Божество ввезли во дворец, зажгли все светильники, и начался большой фестиваль. С тех пор Божеству поклоняются здесь в Раджастане с такой пышностью, преданностью и любовью, что Говинда-дев решил остаться здесь навсегда. Он решил не возвращаться во Вриндаван.
Описывается, что когда повозка с Божеством заехала в ворота Эмбера, на горизонте появились мусульманские солдаты. Увидев их, солдаты Эмбера вышли им навстречу, и мусульманская конница повернула обратно в Дели. В 1715 году царь Эмбера пошел к Говинда-деву и сказал Ему: «О Господь, я хочу построить для тебя целый город». Это история того, как Джаяпур был построен, храм Божества был в центре, рядом с царским дворцом, чтобы первое, что царь мог видеть из окна своего дворца — было Божество. В начале, перед тем, как был построен большой храм, был построен временный храм в месте, которое называлось Канака-Вриндаван. Затем, когда был построен основной храм, Божество перевезли сюда и вместе с Божеством приехали пуджари, чтобы поклоняться Божеству. В 1735 году основной храм был закончен, с тех пор поклонение Радха-Говинде проводится замечательным образом, и мы обязаны им за то, что они так хорошо позаботились о Божествах.
Источник информации — http://ids-media.com