Явление Говардхана

Опубликовано Опубликовано в рубрике Говардхан, Храмы и святые места

Однажды Нанда Махараджа спросил у своего брата Сананды: “Откуда Говардхана взялся на Голоке Вриндаване?”

Сананда ответил: “Нарада Муни уже рассказывал об этом Бахулашве. Кришна проявил Вриндаван и всё Своё окружение из разных частей Своего тела. Говардхана изошёл из Его груди. Как-то раз, когда Кришна был с гопи на лугу танца раса, Радхика бросила на Него взгляд из уголков глаз и сказала: “О Властелин всех миров, если Ты доволен Моей любовью в танце раса, то исполни одну Мою просьбу”. Кришна ответил: “Моя дорогая пышнобёдрая подруга, проси, чего душа желает”.

Радха попросила: “В великолепном лесу Вриндаване, в уединённом месте у берега Ямуны, пожалуйста, устрой новое место для блаженного танца раса”. Кришна кивнул и замер в медитации. Своими лотосоподобными глазами Он заглянул Себе прямо в сердце. Тут Радха и все окружавшие Её гопи увидели, как любовь Кришны к Радхике вырвалась из Его груди в виде потока огня и воды, подобно тому, как молодой росток пробивает землю и выходит наружу. Упав на луг, эта олицетворённая любовь превратилась в гигантскую гору с множеством пещер, быстрых ручейков, деревьев кадамба, ашока, бакула, цветущих лиан, птиц и зверей. В мгновение ока гора стала 800 тыс. миль в ширину, 8 млрд. миль в длину и 4 млрд. миль в высоту. Она напоминала ещё одного Ананта-Шешу, горные пики возвышались на 180 млн. миль. Ещё эта гора напоминала громаднейший замок с золотыми куполами.

Одни стали называть её Говардханой, другие Шаташрингой, т.е. “Сто вершин”. Гора взметнулась так высоко, как только могла. Она стремительно росла в размерах, и все, видевшие эту немыслимую картину, переполошились и закричали. Господь Кришна, не медля ни секунды, пришлёпнул её сверху ладошкой и сказал: “Что это ты разошлась, заполнила всё Моё царство! Ану-ка прекрати!” Так Кришна остановил её безудержный рост. Удивив Радху, Он сиял от счастья, и та теперь была очень довольна.

Божественные возлюбленные много раз наслаждались играми в пещерах этой горы. Так Господь Кришна проявил холм Говардхану, тёмный, как и Он Сам и вмещающий все святые места”.

Нанда спросил: “А как Говардхана попал в Гокулу Вриндавану?”

Сананда ответил: “Раньше Махараджа Панду задал этот же самый вопрос деду Бхишме, и тот рассказал следующую историю. Как-то раз на Голоке Вриндаване Кришна попросил Радху явиться на Земле. Она сказала, что если там не будет Враджи с любимыми холмом Говардханой и рекой Ямуной, то не видать Ей счастья. Кришна заверил Её, что уже повелел им низойти на Землю”.

На западе Бхарата-варши, в области под названием Салмали-двипа жена Нанда Дроначалы, одного из горных хребтов в Гималаях, родила холм Говардхану. В этот день полубоги сыпали цветочный дождь, а все олицетворённые горы во главе с Гималаями и Сумеру пришли выразить ему почтение. Они обошли вокруг него, поклонились, вознесли молитвы и приняли Говардхану своим царём, сказав: “Ты явился с изначальной Голоки Вриндаваны и ты — драгоценность Враджи”. Затем они удалились.

У Брахмы есть 7 сыновей, которые изошли из его ума, манаса-путра. Их имена — Маричи, Пуластья, Ангира, Пулака и другие. Пуластья Муни, придя на Землю, поселился в Каши, в Бенаресе, и совершал там аскезы. Затем он захотел посетить различные святые места. Совершив паломничество по всем святым местам Бхараты, он, наконец достиг острова Шалмани и был поражен видом прекраснейшей горы. «Замечательное место — столько цветов и фруктов; красивые виды, ручьи с чистейшей водой! Чудесная гора! Благоприятная обитель! Я должен совершать аскезы, живя на этой горе в Бенаресе».

Он обратился к отцу, так как без его позволения не мог забрать Говардхан. Он пришел к Дроначалу, и тот, увидев его, поднялся, предложил поклоны его стопам и спросил:
— Чем я могу послужить тебе?
— Я пришел просить подаяния.
— Конечно, я постараюсь удовлетворить тебя. Чего ты хочешь?
— Я пришел за твоим сыном, за Говардханом. Отдай его мне.

Дроначал охватило волнение. Говардхан был его единственным сыном, но, невзирая на боль разлуки, он решил: «Я уже дал слово, что выполню любое желание муни. Если я откажусь, муни проклянет нас, и это причинит вред моему сыну. Я не хочу навредить ему — лучше я буду терпеть разлуку!»
— Хорошо, ты можешь забрать моего сына.
— Как же ты заберешь его?
— Я унесу его на своей правой ладони.
— Хорошо, я не возражаю.

Тогда Пуластья Муни пришел к Говардхану:
— Я получил позволение твоего отца, он отдал тебя мне. Садись на мою ладонь!
— Хорошо, я сяду. Но ты можешь опустить меня на землю лишь там, где хочешь поместить меня. Если опустишь меня посередине дороги, — я останусь там!
— Нет-нет, я заберу тебя в Бенарес, в Каши.

И вот эта огромная гора воссела на ладони Пуластьи Муни. Представляете, кто такой Пуластья Муни! Он понес гору. И когда они проходили через Враджа-дхам, Говардхан увидел Ямуну, и его потянуло к ней. Ямуна, павлины, кукушки — увидав всю эту чудесную обитель — Вриндаван, он решил: «Нет, я не хочу уходить отсюда». И тогда он стал настолько тяжелым, что Пуластья Муни уже не мог нести его дальше. Забыв об условии, он поставил гору на землю, и пошел совершать пуджу. Вернувшись, он сказал Говардхану:
— Садись на мою ладонь.

Но Говардхан не отвечал.
— В чем дело? Садись!
Никакого ответа. «Я никуда не пойду. Я не покину Враджа-Дхаму».
— Идем, или я силой заберу тебя!
Пуластья Муни приложил всю свою силу, но Говардхан не сдвинулся ни на волосок. Муни был разгневан:
— Я проклинаю тебя! Ты будешь уменьшаться на йоту каждый день! Каждый день!

В то время, в Сатья-югу, Говардхана был 64 мили в длину, 40 — в ширину и 16 — в высоту. Сейчас его высота примерно 25 метров, а через 10 тыс. лет Кали-юги он и вовсе исчезнет.

В Двапара-югу Господь лично показал, что холм Говардхану нужно воспринимать и поклоняться, как Ему Самому. Говардхане поклоняются как Радхе с Кришной, а также как Их великому преданному. Таково уникальное положение этой личности. В таком качестве ему поклоняются Сам Господь Кришна и Его преданные.

Как же мудрец Пуластья мог проклясть такую могущественную личность?

Дело в том, что Говардхана всё ещё страстно хотел расшириться от блаженства, и поэтому Господь Кришна устроил так, чтобы он стал меньше для проведения Своих игр на нём. Если бы он был огромный, как Радха с Кришной ходили бы по нему? Было бы очень странно видеть, как Они штурмуют ледники. Кроме того, внутренней причиной исчезновения холма является жгучее чувство разлуки с Кришной после Его ухода. У Говардханы нужно учиться памятованию о Кришне и чувству глубокой разлуки с Ним. Пока Ямуна и Говардхана будут видны, Кали не сможет развернуться во всю силу.

Говардхана стал терпеливо ждать Господа. В Трета-югу Господь Рамачандра строил мост на Ланку. Ему помогали полубоги, явившиеся на Землю в образах обезьян, медведей и других животных и птиц. Обезьяны и медведи срывали пики гор, выворачивали огромные валуны, писали на них имя “Шри Рам” и бросали в океан, складывая мост, как мозаику. Благодаря божественной силе написанного на них святого имени, камни не тонули, и по ним можно было смело ходить. Белки тоже в меру своих сил помогали строительству. Они переносили гальку. Животные-великаны засмеяли их и хотели прогнать, чтобы не путались под ногами, но Господь Рама отчитал гордецов и милостиво погладил белок по спине, оставив пальцами три светлые полосы. Эти полосы были в память о том, что даже за небольшое служение Богу, согласно наставлениям священных писаний, духовного учителя и святых мудрецов, Господь одаривает Своей беспричинной милостью.

Хануман полетел на поиски новых камней, поскольку поблизости ничего подходящего не осталось. Увидев Говардхану, он попытался поднять его, но из этого ничего не вышло. Тогда он понял, что перед ним великий преданный Господа. Хануман почтительно обошёл вокруг него, прославил молитвами и попросил послужить Господу Раме, чтобы убить демона Равану. Говардхана опять согласился лететь на ладони, но как только Хануман оторвал его от земли, раздался громкий звук раковины, оповещавший о том, что мост построен и начинается штурм Ланки. В спешке Хануман выронил холм на землю и тот растрескался. Говардхана успел попросить его замолвить за него слово перед Рамачандрой, поскольку был очень разочарован потерей возможности служить своему господину. Через некоторое время Хануман вернулся с ответом: “Господь очень доволен тобой, но ты наберись терпения и, памятуя о Нём, дождись Его явления во Врадже”. Услышав это, Говардхана был несколько успокоен.

Итак, Гирирадж ждал Господа Кришну. И он дождался Его, когда Господь 5000 лет назад пришел как Кришна в облике мальчика-пастушка.