Мы прибыли в ашрам очень особого мудреца, которого зовут Саубхари Муни, о котором пишется в «Шримад-Бхагаватам». Шрила Прабхупада также говорит о нем в книге «Кришна». Мы не будем сегодня погружаться в подробности его жизни. Но мы вспомним о том, что это был садху, который здесь жил. Он еще не достиг совершенства, у него были материальные желания в сердце. Он не был таким строгим в своей садхане, как должен был быть, и поэтому пал жертвой полового влечения. Саубхари Муни пожертвовал своим целибатом и женился. В этом нет никаких проблем. Шрила Прабхупада считает, что это самый безопасный ашрам.
Шрила Прабхупада говорит, что нам необходимо найти тот ашрам, который нам больше всего подходит, неважно какой это ашрам: брахмачари, грихастха, ванапрастха или санньяса. Самое главное, чтобы мы могли без проблем практиковать свою духовную жизнь и заниматься служением. В результате сильного влияния века Кали 90-95% практикующих сознание Кришны занимаются служением Господу в грихастха-ашраме. Мы видим, что в основном грихастхи развивают проповеднические проекты и открывают храмы. Поэтому Шрила Прабхупада с гордостью заявил: «Мой Гуру-Махарадж создал армию санньяси, а я создам армию грихастх».
Через какое-то время Саубхари Муни покинул грихастха-ашрам. Он снова принял отреченный образ жизни и так достиг совершенства. То есть это стандартный процесс: брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса. Истинный смысл санньясы — это не просто сменить одежду, а видеть все в связи с Господом и использовать все в служении ему. Мы говорим об этом, потому что это лила, которая произошла здесь, и это уроки, которые мы можем извлечь из жизни Саубхари Муни.
Мы видим здесь два алтаря. Вот здесь, на центральном алтаре, Саубхари Муни в одиночестве. Не знаю, так он выглядит до или после семейной жизни. А здесь, на другом алтаре, он в окружении двух прекрасных жен. Рядом вы можете видеть шива-лингам, которому поклоняются местные тьяги.
Садху, которые здесь живут, принадлежат к Рамананда-сампрадае, которая является частью Раманаджа-сампрадаи. А Махант, который здесь живет, сейчас уехал в Мадхья-Прадеш на какую-то трансцендентную миссию. Все садху ушли на Вриндаван-парикраму. Но они открыли для нас свой дом. Я уже упоминал раньше о том, что невозможно себе представить как где-нибудь в Нью-Йорке, Париже или Лондоне кто-то вам даст ключи от своего дома и туда вломятся 300 человек и будут делать все, что захотят. Но они это сделали — они вручили нам ключи от своего ашрама. Поэтому мы должны быть им благодарны. Несмотря на то, что они все на Вриндаван-парикраме, мы можем выразить им свою благодарность как садху громкими аплодисментами.
Находясь в этом месте, мы можем понять, как Вриндаван выглядел раньше. 30 или 40 лет назад, когда мы первый раз приезжали сюда, все здесь было также естественно. Мы прошли по такой же густой пыли. Есть фотография, на которой матушка Ситала и еще несколько преданных идут по щиколотку в пыли очень счастливые, повторяя джапу. Пыль была везде, включая область вокруг моего дома. Поэтому, проходя через эту естественную природу, вы можете увидеть Вриндаван таким, каким он был раньше. Здесь та самая Враджа-рену — пыль Вриндавана, о которой мы говорили. Она дарует нам благословение, поэтому иногда преданные набирают эту пыль в небольшую капсулу и поклоняются ей дома на алтаре. Это место является тайным не только для паломников, но для большинства ИСККОНовских преданных. Можно видеть, что во время парикрамы сюда никто не заворачивает.
Садху, которые здесь живут, очень отреченные. Они целый день занимаются духовной практикой, воспевают Святое Имя.
Самый лучший способ войти в настроение дхамы – через вибрацию Святого имени, которое открывает для нас дхаму.