Нараяна Бхатта Госвами

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Итак, мы сидим рядом с замечательно устроенным самадхи Нараяна Бхатта Госвами. Это большая честь для нас — узнать о славе этого великого преданного. Нараяна Бхатта Госвами родился в Южной Индии, в Андхра Прадеше, на берегу Годавари. Имя его матери мне неизвестно, но отца известно. Его отца звали Баскара Бхатта. Баскара Бхатта описывается как брахман с замечательными качествами и великой мудростью. Они жили в очень простом доме. У него был старший брат — Гопал дас. Все они три раза в день, утром, днём и вечером, совершали омовение в реке Годавари. Вся вода, которую они использовали для домашнего хозяйства, для приготовления, для стирки, для уборки, была из реки. Они жили очень простой, но духовной жизнью.

Когда ему было всего лишь 5 лет, Нараяна Бхатта получал даршан семейного божества Кришны. Мать, отец и старший брат с большой преданностью смотрели на это прекрасное божество Кришны. Неожиданно божество заговорило с ним, и вся семья могла слышать божество. Кришна стоял, и прямо божество обращалось к этому маленькому пятилетнему мальчику. Интересно узнать,что Кришна сказал этому мальчику? Божество сказало: «Дорогой мальчик, ты являешься ни кем иным как Нарадой риши, Нарадой муни и поэтому ты самый разумный из людей. В соответствии с моим наставлением, ты должен делать всё возможное, чтобы усиливать настроение Враджа в других. Слушай внимательно, я дам тебе непосредственное наставление. О величайший из мудрецов! (Можете представить себе, что думала его мать в этом время. Божество обращается к её маленькому сыну, называя его величайшим из мудрецов). Отправляйся во Вриндаван немедленно. (Что теперь мать подумает?). Раскрой все места, в которых происходили особые игры Кришны, особенно игры танца раса. Потому что сейчас эти святые места покрыты влиянием времени». И маленький мальчик спросил: «А как я найду все эти места?». Божество улыбнулось: «Ты найдёшь всю необходимую информацию в Вараха-пуране, там объясняется, где находятся эти места. Когда ты приедешь во Вриндаван, я снова проявлю для тебя свой даршан через божество Камал-Гопала. Увидев меня снова в этой трансцендентной форме, ты будешь чрезвычайно удовлетворён и счастлив».

Получив это наставление, Нараяна Бхатта немедленно покинул дом и отправился в направлении Вриндавана. Говорится, что даже завтракать не стал в то утро. Просто взял какую-то одежду с собой и наставление Господа в своей голове. Если вам так повезло, что сам Господь, или его представитель дал вам наставление, о чём вам ещё мечтать? Вы можете быть счастливы. Но этот маленький мальчик думал: «Если у меня нет достаточно знаний, как я могу служить Господу с верой и преданностью?». И поэтому он подумал: «По пути во Вриндаван я должен зайти в Каши, в Бенарес для того, чтобы получить необходимые духовные знания».

В основном, как известно, Каши или Варанаси — это место, где изучают Веды майавади. Мы знаем, что когда Господь Чайтанья посетил Варанаси, там было столько много санньяси-майавади во главе с Пракашананда Сарасвати. Но там также живут много учёных-вайшнавов, и там есть божество Вишну, даршан которого получал Господь Чайтанья на берегу Ганги. Это божество называют Бинду Мадхава. Я посетил этот храм, и там очень дружелюбно расположенные пуджари и они позволяют посетителям наблюдать за церемонией утреннего омовения, абхишеки, на протяжении двух часов можно сидеть в метре от божеств и смотреть, как всё проводится. Мы ходили туда каждое утро. Ананта Вриндаван сделал даже небольшой фильм об этой абхишеке. Там также был Нароттам дас Тхакур прабху.

Там он учился на протяжении семи лет. Не очень много рассказывается о том, что он конкретно делал, но говорится, что все были сильно вдохновлены. Таков вайшнав — он своим общением вдохновляет всех. Пока он изучал Веды, он радовал всех жителей Бенареса своим присутствием. Когда он получил достаточно образования, он решил выполнить наставления божества и отправился во Вриндаван. Можете представить, что 500 или 480 лет назад Вриндаван представлял собой сплошные джунгли. Как утверждает Вишвамбар Госвами из Радха-Рамана, что Багаджи, друг Шрилы Прабхупады, постоянно говорил, что в своё время можно было идти из Вриндавана очень долго и не увидеть даже одного луча Солнца, потому что всё было покрыто лесами. В Рамана-рети ещё 60 или 70 лет назад было много тигров. Сейчас если вы проводите парикраму вокруг Вриндавана, вам надо быть осторожным, чтобы не попасть под колёса какого-нибудь автомобиля или рикши, а 60-70 лет назад, обходя вокруг Вриндавана, вам надо было быть осторожным, чтобы вас не съел тигр.

Точно так же, как Рупа и Санатана Госвами получили наставления Господа Чайтаньи отправиться во Вриндаван для того, чтобы раскрыть снова все утерянные места игр Кришны, Нараяна Бхатта получил непосредственное наставление от божества на осуществление той же миссии. Он просто жил на берегу реки Ямуны под деревом. Через какое-то время одна местная семья сказала ему, что здесь в одном доме поклоняются такому очаровательному божеству Кришны, что даже Купидон впечатлён Его красотой.

Тогда Нараяна Бхатта вспомнил предсказание своего домашнего божества о том, что он увидит особое божество во Вриндаване — Камал-Гопал, который скажет ему, что нужно дальше делать. Он отправился на даршан и решил поговорить с этим божеством точно так же, как он разговаривал с домашним божеством, но когда он дошёл, двери храма были закрыты. Нараяна Бхатта был очень расстроен и сказал: «Господь, я такой долгий путь проделал, чтобы Тебя увидеть. Позволь мне получить Твой даршан». Слуга божества, пуджари, в это время делал подношение внутри, в алтаре. Он услышал такие крики снаружи: «Открывай! Хочу Тебя увидеть!» и понял, что у кого-то очень близкие отношения с Господом.

Пуджари подумал: «Кто это тут кричит, требует даршан во время подношения божеству, чтобы ему алтарь открыли?» Он вышел и увидел мальчика 12-и лет с чётками в руках и в набедренной повязке. Этот пуджари был возвышенным преданным по имени Кришна дас. Он отругал Нараяна Бхатту, сказав: «Почему ты так себя ведёшь? Господь обедает сейчас!» И пошёл продолжать подношение. Но Нараяна Бхатта не успокоился, поскольку ранее он уже получал даршан Господа, и Господь с ним общался, он очень стремился пообщаться с ним снова и начал плакать. Он проявил трансцендентный гнев и заявил: «Даже Господь обманывает.» Нараяна Бхатта был так расстроен, что Господь не хочет давать ему наставления о том, что ему делать во Вриндаване, что заплакал и закричал: «Даже Господь обманывает меня!» В этот момент, когда он закричал это, двери алтаря вдруг резко, автоматически распахнулись, а там рядом сидел растерянный пуджари, который дочитывал свою мантру гаятри, не понимая, что произошло. Но Кришна смотрел с алтаря на этого мальчика и улыбался. Кришна дас посмотрел на божество, затем посмотрел на этого мальчика, и в этот момент божество Кришны отложило флейту в сторону, сошло с алтаря и подошло к Нараяна Бхатте.

Итак, божество подошло к Нараяна Бхатте, положило ему руку на плечо и сказало: «Я не обманываю. Я сдержу своё обещание». Таким образом божество смотрело на мальчика, а мальчик смотрел на божество с большой любовью. Пуджари продолжал делать подношение, но божества уже не было. Он посмотрел — божество ушло. Он подумал: «Что же это такое?». Он сошёл с алтаря и сказал: «Что случилось? Со мной божество никогда не разговаривало. Мне уже 86 лет». Кришна дас спросил этого мальчика: «Ты вообще кто? Откуда ты появился такой? Может, чуть-чуть о себе расскажешь?» В это время божество поднялось обратно на алтарь и встало. Кришна дас не знал, что делать — продолжать подношение или беседовать с мальчиком. Он спросил: «Кто же ты такой?» Нараяна Бхатта не знал, что ответить Кришна дасу. Он сказал: «Ну, я мальчик. Мне 12-лет. В 5 лет я ушёл из дома. В Варанаси учился. Сейчас пришёл во Вриндаван». Кришна дас: «Ну, ты что-то явно не договариваешь…» Нараяна Бхатта: «Ну да, в пять лет со мной Господь пообщался и дал мне наставления отправиться во Врадж и открыть места игр Господа для того, чтобы в будущем люди знали, где и какие Его игры проходили».

В соответствии с авторитетным произведением, которое называется Бхакта мала Навадас, говорится, что Кришна дас был непосредственным учеником Шрилы Рупы Госвами. В один прекрасный момент Нараяна Бхатта получил инициацию у Кришна даса. Это то, что описывает Бхакта мала. Это авторитетное произведение, поэтому мы можем понять, что Нараяна Бхатта принадлежит к нашей парампаре. Некоторые говорят, что Кришна дас — ученик Гададхары Бхатта Госвами.

Нараяна Бхатта Госвами вместе с Кришна дасом пришли в Унчагаон. Поскольку это было одно из любимых мест Кришна даса, духовного учителя Нараяна Бхатта Госвами, они прожили здесь вместе много лет. Кришна дас познакомил Нараяну Бхатта с Деха-кундой, это место, где Кришна предложил золото, равное весу Его собственного тела. Он также показал одно особое место — холм с такой горкой, с которой скатываются гопи в играх Кришны. Чикана-шила — очень интересное имя, обозначает «горка», камень в форме горки. Говорится, что пока они ходили по всем этим трансцендентным местам игр Кришны, Нараяна Бхатта обнаруживал древние божества, которые были установлены в своё время Ваджранабхой, правнуком Кришны.

В один прекрасный день, когда Нараяна Бхатта отправился во Вриндаван, он во сне увидел Господа Балараму. Баларама сказал ему во сне: «Недалеко отсюда находится моё божество, совершенно белое, как осеннее облако. Оно закопано под особым деревом химса, такое дерево, которое полно колючек. Сверху божества Баларамы находится божество Ананта-шеши. Также рядом находится божество Ревати. Просыпайся и отправляйся выкапывать эти божества.» Когда Нараяна Бхатта проснулся, то он подумал: «Я всего лишь маленький садху, как я могу раскопать эти большие божества и вынуть их из земли?» Два часа ночи. Он сидит на кровати, совершенно тихо, ночь, никого нет. И вдруг он услышал акашавани. Что такое акашавани? Акашавани — глас небесный, божественный голос. Этот голос сказал: «Не беспокойся, божество находится недалеко от твоего дома. Всего лишь на глубине семи рук, т.е. это небольшая глубина и ты сможешь выкопать божество». В соответствии с этим вдохновением от Господа, он отправился и выкопал эти божества. Господь Баларама дал ему силу вытащить божества из земли. Он сказал Господу: «Ты выглядишь как олицетворённая сладость!»

Можете себе представить, что Нараяна Бхатта стал известен, как тот преданный, с которым в пять лет божество уже разговаривало, который получил миссию от самого Господа, пришёл во Вриндаван, обнаружил столько божеств, столько утерянных мест игр Господа. Он стал таким известным, что люди начали приходить, чтобы увидеть его. Но Нараяна Бхатта не хотел, чтобы его беспокоили в его бхаджане. Поэтому он ушёл в это уединённое место, чтобы воспевать Харе Кришна мантру. Но одной личности он не смог избежать. Этой личности он не мог сказать нет. Личности, которая хотела получить его даршан. Кто это был? Император Индии, Акбар. Когда Акбар услышал о славе Нараяна Бхатты, то отправил сюда, в это место, множество тысяч слонов, коней, паланкинов и стражников для того, чтобы они взяли этого садху и привезли его в Дели. Можете себе представить, как этого маленького мальчика-садху взяли, посадили на паланкин, в окружении слонов, коней, армии, трубящих раковин понесли его в Дели. Сейчас по Ямуна-экспрессу можно доехать до Дели за 2,5 часа, а в то время это занимало не меньше недели. Он там сидел всю дорогу, повторяя джапу и пытался не отвлекаться. Акбар был так вдохновлён возможностью получить даршан Нараяна Бхатты, что когда вся эта процессия прибыла в Дели, на радостях он объявил национальный выходной день по всему Дели — никто не работал по случаю приезда Нараяна Бхатты. Нараяна Бхатта думал: «Почему вокруг меня столько шума? Лучше бы столько шума было вокруг Кришны. Я же не божество». Его едва ли можно было увидеть на большом слоне в набедренной повязке с чётками и с кувшином для воды. Это была громадная процессия.

Когда со всей этой пышностью его занесли в тронный зал, император Акбар соскочил со своего трона, скинул свою корону и распростёрся в поклоне перед этим маленьким садху. В правильном умонастроении квалифицированного императора он сказал Нараяна Бхатте: «Ты мне можешь дать любой приказ — и я выполню любое твоё желание.» Когда Нараяна Бхатта посмотрел на всю эту императорскую пышность: великолепие, золото, жемчуга, драгоценности и сказал: «У меня нет никакого желания получать что-то для себя мирского.» Когда Акбар услышал такие утверждения Нараяна Бхатты Госвами, что ему не нужно никаких мирских благ, на дханам на джанам на сундарим (Шри Шикшаштака, текст 4) — ни положения, ни богатств, ни общества противоположного пола, то он был очень впечатлён, потому что это было сказано от души. Тогда Акбар сказал: «Я хочу, чтобы для твоего удовлетворения там, где ты живёшь, был построен громадный храм, посвящённый ашта-сакхи, восьми гопи, главным подругам Кришны.»

Однажды одна из райских апсар пала с небес и родилась недалеко отсюда. Когда она выросла, она служила своей семье и посетила ашрам Нараяна Бхатта Госвами. Там она попросила Нараяна Бхатта благословения, чтобы он дал ей мантру, которая бы освободила её от обусловленности. Она сказала: «Я была апсарой, но это всё равно обусловленное состояние, поэтому я хочу освободиться. Благодаря своему мистическому могущество я могу тебе гарантировать, что все мои потомки будут твоими учениками. Каждый день они буду предлагать тебе молоко, творог и другие замечательные продукты». Он дал ей посвящение в мантру. В один прекрасный день, когда она посетила его, он выглядел очень угрюмым. Она спросила: «Гуру Махарадж, почему Вы выглядите таким?» Он ответил: «Я узнал, где находится божество, которое нужно извлечь из земли, но забыл из-за старости, где это место». И тогда она благодаря своему мистическому могуществу помогла ему найти это божество. Он был настолько доволен, что коснулся своим посохом её головы, и она обрела духовное тело и отправилась в духовный мир.

Однажды один вайшнав, Лал дас, у которого не было потомства, пришёл для того, чтобы увидеть Нараяна Бхатту в этом месте. Он начал просить его о благословении на рождение детей и обещал в награду служить Нараяне Бхатте со всеми своими потомками на протяжении многих поколений. Говорится, что Нараяна Бхатта дал ему такую мантру, что спустя много поколений его семья продолжает увеличиваться в количестве, и все они с энтузиазмом служат его самадхи. Ещё один брахман не мог иметь детей — он тоже пришёл к нему за благословением на рождение детей и тоже обещал бескорыстно служить всей семьёй. Нараяна Бхатта Госвами благословил их, у них появились дети. Они попросили занять их служением в знак благодарности. Нараяна Бхатта дал им наставление начать представление раса-лилы во Вриндаване. Говорится, что потомки этой семьи — самые лучшие артисты, которые демонстрируют раса-лилу во Вриндаване. В соответствие с Бхакта-малой этого брахмана звали Валлабха.

Однажды, когда Нараяна Бхатта стоял рядом со своим божеством, появилось множество людей. Они со сложенными ладонями начали молить о инициации. Он дал им инициацию, они служили ему очень искренне, и в конечном итоге, он их всех посвятил в санньяса-ашрам. Таким образом, многие ученики и последователи Нараяна Бхатты имели опыт удивительных игр.

Он написал более 50-и книг, некоторые из них известны. Например, «Бхакти Раса Тарангини», «Враджа Бхакти Виласа», известная книга; «Враджа Дипика», [«Враджа Сава Чандрика»], [«Враджа Моха Дадатти», «Враджа Сава Хладини», «Брихат Враджа Гунотсава», «Враджа Пракаша» и «Бхакти Бушана Сандарва»].

Теперь осталось только пойти к самадхи, предложить свои дандаваты, погрузиться в глубину сердца, и осознать глубину преданности этого великого вайшнава, по чьей милости сейчас нам доступны столько мест игр Господа, и благодаря которому мы можем приходить сюда.