Храм Банке Бихари

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Храм Банки-бихари, построенный в раджастанском стиле в 1874 году, возможно, является самым популярным храмом во Вриндаване. «О его Божестве ходит множество историй, и изображения Банки-бихари можно увидеть по всему Вриндавану — в магазинах, в чайных лавках, над дверными проемами. Банки-бихари чёрного цвета и стоит в позе трибханга (поза — трибханга, при которой тело сгибается трижды, таким образом, что линии рук и ног образуют треугольники. Линия тела изламывается в коленях, в талии и в шее. А кисти руки, щиколотки и ноги образуют треугольники различных размеров.). Когда Он так стоит, широко открыв глаза и держа у Своих губ флейту, Он действительно выглядит счастливым. Кажется, что Его ноги, которые видны сквозь прозрачное дхоти, вот-вот увлекут Его в танце на улицу» рассказывает Хаягрива Свами в своей книге «Вриндаван».

Банке значит «согнутый в трёх местах», а бихари значит «верховный наслаждающийся». Первоначально этому божеству (под именем Кунджи-бихари – тот, кто являет Свои игры любви в рощах Вриндавана) поклонялся Харидас Свами, учитель знаменитого музыканта средневековья, Тансена.

Находится храм в центре старого города между Лoй Базаром и набережной, рядом с храмом Радхаваллабхи. Храм Банке Бихари был установлен современником шести Госвами Свами Харидасом, принадлежавшим нимбарка-сампрадае (не путать с намачарьей Харидасом Тхакуром). Говорится, что он обнаружил это божество в Нидхи-ване где-то в XVI веке. Банке Бихари доставили в храм, когда тот был достроен. На официальном сайте указано, что в 1864 году (по некоторым данным в 1874 и 1862). По-началу служение проводилось лишь для одного Банке Бихари, но позже добавили небольшое божество Радхарани.

Также говорят, что Банке Бихари не нравится звук колокольчиков и раковины, так что вы не услышите их в этом храме. Здесь только поют «Радха Наам».

В наши дни Банке-Бихари Мандир является наиболее популярным индийским храмом Кришны на святой земле Вриндавана, особенно в месяц шравана (июль-август). Особенно многолюдно здесь в Джулан-ятру, когда божественную чету катают на красивых серебряных качелях, инкрустированных драгоценными каменьями. Некоторые качели полностью покрыты серебром, а у некоторых лишь серебряная гравировка. Главным днём Джулан-ятры является третий день растущей луны, во время которого Банке-Бихари помещают на золотую качель (хиндола). Популярность Банки-бихари сделала храм очень богатым. Как следствие, Божество имеет роскошные украшения, а Его одежды меняются несколько раз в день.

Служение Банки-бихари уникально в своем роде. Оно состоит из 3 частей каждый день: Шрингар, Радж бхог и Шаян. Шрингар (который включает в себя омовение, одевание и украшение такими драгоценностями как корона и ожерелье) и Радж бхог (предложение пищи) происходят утром, Шаян (Шаян означает спать) – вечером. В храме нет традиции Мангала арати – ранней утренней службы. Свами Харидас хотел, чтобы его возлюбленное дитя, Господь,хорошенько отдохнул, и не хотел тревожить его рано утром.

Божества не просыпаются до 9 утра, так как есть поверье, что Банке-Бихари развлекается до очень позднего времени. В этом храме мангала-арати проводится лишь раз в год, на Джанмаштами. Лотосные стопы божества можно увидеть лишь раз в году, на Акшая-тритью (Чандан-даршан), на третий день светлой половины месяца вайшакха (апрель-май). Осенний день, когда в небе полная луна — это единственный день, когда божество держит флейту, а также надевает особый мукут (корону). Во время фестиваля Холи, пяти последних дней месяца пхальгуна, Банке-Бихари сходит со своего алтаря, и каждый может лицезреть его в полном обличии. Только в это время его можно увидеть вместе с четырьмя гопи.

Порой люди ждут с полудня открытия дверей, которое происходит в 17:00. Очень много желающих попасть на даршан к Божеству! Когда занавеси на алтаре открываются, толпа взрывается ликующим криком — «Бaнки-Бихари Лaла Ки-Джай!», кричат они. Повсюду гирлянды из маленьких белых цветочков — красота неописуемая: весь алтарь, потолок, стены!

Банке-Бихари, или Высший наслаждающийся, запечатлен в момент, когда Он вместе со своей вечно юной спутницей Радхой, отправляется отдыхать в лес Нидхуван. Там в беседке из сияющих самоцветов, которыми славится этот лес, их ждет роскошный обед из множества разнообразных блюд, любовно приготовленных их верными подругами, Гопи. (рассказывает Адвайта Ачарья дас).

Сложность даршана — свидания с Божеством — состоит в том, что в обычные дни, оно находится в глубокой темной нише. Увидеть его можно только на мгновенье, если медленно движущаяся по часовой стрелке человеческая карусель вынесет вас к «авансцене» в момент, когда алтарный занавес открыт. А открывается он раз в минуту на несколько секунд. В противном случае придется уходить на следующий круг. Так вырабатываются важнейшие человеческие качества: терпение и смирение.

Версий происхождения столь затрудненного даршана несколько. По одной из них, Божества постоянно пытаются сбежать из храма в лес, к своим любимым друзьям и подружкам.

«Однажды Банки-бихари сошёл с алтаря, чтобы уйти из храма вслед за великим преданным, — рассказывает нам Ачьютананда. — С тех пор во время даршана занавес открывается всего на несколько секунд и быстро закрывается, чтобы Божество не сделало этого снова.» рассказывает Хаягрива Свами в своей книге «Вриндаван».

По другой — священнослужители (Пуджари) просто боятся похитителей. Третья версия — мистическая. Согласно ей, если человек будет долго смотреть в бриллиантовые глаза Банке-Бихари, то он обретет чистую любовь к Богу и уйдет в духовный мир. По этой же причине пуджари на время даршана отбирают у Божества флейту: тот счастливчик, кто даже случайно услышит звук флейты Кришны, сразу лишается всех материальных желаний, и ему просто ничего не остается, как покинуть нашу полную страданий вселенную. Поскольку большинство посетителей храма попасть в духовный мир не спешит, то Божество предстает перед ними без своей знаменитой флейты и охотно удовлетворяет их незамысловатые просьбы: здоровья, процветания, семейного благополучия.О сказочной щедрости Банке-Бихари ходят легенды. Божеству много и охотно жертвуют. Каждая рупия, говорят, возвращается сторицей. На Его банковском счету миллионы, если не миллиарды долларов, и счетом этим еще никто ни разу не воспользовался. Для поддержания здания храма и богослужений вполне хватает наличных денег. С последней версией также связана и история о том, как одна царица долго любовалось Кришной (в то время даршаны были длинными), что после возвращения домой попросила мужа пойти войной на Вриндаван и отобрать Банке-Бихари. Возник очень серьезный конфликт, который с трудом удалось уладить. После этого священниками было принято решение о проведении коротких даршванов.

История появления Божества потонула в веках. Известно только, что изящная фигурка пережила многих сильных мира сего. Ее неоднократно похищали, находили, прятали от завоевателей и вновь теряли. Храмы, в которых Божество устанавливали, под влиянием времени разрушались и исчезали в джунглях. Одно оставалось неизменным — превосходно сохранившееся изваяние Кришны из черного базальта в позе танцора с флейтой в руках непостижимым образом вновь и вновь проявлялось в этом мире, даруя людям возможность созерцать Его чарующий лик с огромными бриллиантовыми глазами (рассказывает Адвайта Ачарья дас).

Банки-бихари также считается самопроявленным Божеством. Харидас Свами (144 1-1537), великий музыкант, служивший при дворе Акбара, однажды увидел сон, Божество Кришны обратилось к нему с просьбой выкопать Его в Нидхуване со дна Вишакха-кунды. Когда Харидас отправился проводить раскопки, он нашёл Банки-бихари. Харидаса Свами из Нимбарка-сампрадаи описывали как верного последователя Чайтаньи Махапрабху. Говорят, что когда он нашёл камень чинтамани, превращающий всё, чего он коснется, в золото, Харидас Свами выбросил его в Ямуну. Речной песок мгновенно стал золотым, а Свами приобрёл славу отшельника. Однажды воры украли шалаграма-шилу Харидаса Свами, думая, что это чинтамани, но позднее выкинули, обнаружив, что с материальной точки зрения камень бесполезен. Харидас отправился на поиски шалаграма, и тот заговорил с ним из-под куста, чтобы обнаружить своё местонахождение. С этого дня Харидас чудесным образом каждое утро стал получать по золотой монете. Он использовал деньги на служение Божеству, а всё, что оставалось, тратил на зерно, чтобы кормить рыб, павлинов и обезьян. (Хаягрива Свами «Вриндаван»)

Последователи Свами Харидаса считают, что он был воплощением Лалиты Сакхи. Он явился на земле, чтобы пропагандировать философию чистой вечной любви и Истину Нитья Вихара (вечной близости Шри Радхи и Шри Кришны). Средствами его поклонения была музыка (система рага-рагини) и поэзия. В числе его последователей были император Индии Акбар и главный придворный музыкант Акбара Тансен.