Двенадцать основных лесов представляют собой место, где проходят божественные игры Радхи и Кришны. Пять из них украшают восточный берег реки Ямуны: Бхадраван, Бхандираван, Билваван, Лохаван и Махаван. В этих лесах Господь Баладева главное божество и самая выдающаяся личность во всех играх. Шримати Радхика и Шри Кришна повелевают остальными семью лесами, расположенными на западном берегу Ямуны: Бахулаван, Камйаван, Кхадираван, Кумудаван, Мадхуван, Талаван и Вриндаван. В Вараха Пуране описывается, что между Матхурой и холмом Говардханом находится лес Талаван. Это на запад от Матхуры.
Шрила Джива Госвами описывает в «Сандарбхах», что Вриндаван представляет голову Кришны, Кумудаван и Талаван представляют его грудь, Бахулаван и Махаван представляют его руки, деревня Нандаграм — это пальцы Господа, а лес Бхандираван представляет лотосные стопы Кришны.
Также описывается, что кроме 12 основных существует бесконечное количество лесов Вриндавана, и у каждого из них особые качества. Лес Талаван особенно знаменит фруктовыми деревьями тал с очень вкусными плодами,ровной и гладкой землей. Она здесь тёмного цвета и очень густо покрыта травой дурва.
Также этот лес знаменит своими очень чистыми озёрами прозрачными с голубыми лотосами. В других лесах есть озера с красными, жёлтыми, розовыми лотосами, но в этом лесу Талаван лотосы голубого цвета. И если кто-то принимает омовение в озёрах Талавана, он выполняет все свои духовные желания. Шрила Джива Госвами говорит, что омовение в прозрачных озёрах Талавана, покрытых голубыми лотосами, приводит к успеху в любом духовном начинании. И если у вас есть какое-то желание в сознании Кришны — может быть, вы хотите поступить в университет для того, чтобы стать учёными для Кришны, или же хотите новую политическую партию организовать, чтобы вас выбрали и вы стали очередным раджа-риши, святым царём, — что бы вы ни захотели сделать для Кришны, мы рекомендуем перед уходом принять омовение в одном из озёр Талавана с голубыми лотосами, и вам гарантируется успех. И если вы вдруг не сможете найти таких озёр, то тогда вы можете принять в них омовение в уме, потому что преданное служение в уме считается настолько же эффективным, как и физическое. Как например, если вы своим божествам по какой-то причине не можете поклоняться физически, вы проводите манаса-пуджу. И если вы в уме примете омовение в таком озере с голубыми лотосами, тогда по милости гуру и Гауранги вы достигнете успеха.
Талаван, был местом игр Господа Баларамы, изначального духовного учителя. Без милости духовного учителя невозможно идти по пути бхакти. Это также относится к Господу Нитьянанаде, непосредственному проявлению Господа Баларамы. Шри Кришнадас Кавираджа Госвами пишет в «Чайтанья-чаритамрите»: «Милость Мадана-Мохана, Говиндаджи, Гопинатхи, Шри Чайтаньи Махапрабху и Кришны, а также трансцендентное видение Враджа, я обрел только по беспричинной и непостижимой милости Господа Нитьянанды, неотличного от Господа Баларамы, изначального духовного учителя». Главная обязанность духовного учителя состоит в том, чтобы помочь ученику очистить сердце от всех анартх и неблагоприятных желаний, мешающих ему должным образом заниматься преданным служением. Сердце ученика полно гордыни, лжи, лицемерия, невежества, гнева, вожделения и забвения своей изначальной духовной природы. Поэтому он целиком зависит от милости духовного учителя, которую можно получить здесь, в Талаване, у Господа Баларамы. Без Его милости невозможно успешно завершить Враджа-мандала-парикраму, практиковать любую составляющую бхакти или обрести прибежище лотосных стоп Шри Шри Радхи-Кришны.
Самое главное, чем известен лес Талаван, это та самая история ,про то, как Кришна, то есть Баларама, убил здесь Дхенукасуру.
Итак, в Талаване, некогда прекрасном пальмовом (тала) лесу, жил злобный демон-осел по имени Дхенукасура. Он был другом Камсы и его шпионом, который ненавидел Кришну и при любой возможности чинил всякие беспокойства жителям Враджа. В то время здесь росли тысячи деревьев, плодоносивших сладкие вкусные фрукты, аромат которых разносился по всей округе. Дхенукасура охранял этот лес, возглавляя большую общину демонов-ослов, которую составили его многочисленные жены и дети. Каждый день они поставляли Камсе на стол свежие спелые фрукты, а остаток съедали сами. Можно не сомневаться, что они никогда ничего не предлагали ни преданным Господа, ни самому Господу, и более того, всей общиной днем и ночью бдительно охраняли от них этот лес. Поэтому никто из друзей Кришны никогда не пробовал плодов тала, так же как Нанда Махараджа и царь Вришабхану – все враджаваси обходили стороной это место, словно зачумленное.
Однажды Кришна и Баладева вместе с друзьями, пася коров, проходили мимо Талавана. Мальчики, наигравшись в соседнем лесу и накупавшись в реке, утомились и проголодались. Тут мягкий ветерок донес до них сладкий аромат спелых плодов тала, и пастушки сказали Кришне и Баладеве, что с удовольствием бы сейчас их поели. Кришна спросил, чей это лес, и мальчики ответили, что его охраняет демон Дхенукасура, позволяя есть фрукты только таким же демонам, как и сам. Кришна и Баларама с улыбкой переглянулись. Не раздумывая, Баларама решительно вошел в лес и стал трясти деревья Своими могучими руками. Фрукты со звуком дхап-дхап посыпались на землю. Счастливые пастушки, прыгая от радости, бросились собирать их и есть на ходу. Воцарилось радостное веселье, к которому присоединились сбежавшиеся на шум лесные жители, помогая мальчикам справиться с фруктовым дождем.
«Шримад-Бхагаватам» (10.15.27) так описывает эту лилу: «Услышав слова Своих дорогих спутников, Кришна и Баларама улыбнулись и, желая доставить им удовольствие, вошли с друзьями в Талаван». Звук падающих плодов и смех пастушков достиг ушей Дхенукасуры, и вместе со своими сообщниками он напал на Кришну и Балараму. В ярости ослы стали лягать Их с огромной силой и, громко крича, гоняться за пастушками. Видя, что Баладева не обращает на них никакого внимания и продолжает беззаботно трясти деревья, Дхенукасура обозлился еще больше. Подбежав к Нему сзади, он с гневным криком попытался лягнуть Его что было силы. Но Баладева ловко увернулся от удара и, с быстротой молнии схватив его за задние ноги, играючи раскрутил над головой и забросил на вершину огромной пальмы. Испуская мочу и испражнения, демон расстался с жизнью. Тогда остальные ослы напали на Кришну и Балараму, которые стали хватать их одного за другим за задние ноги, раскручивать в воздухе и забрасывать на верхушки пальм. Вскоре весь Талаван был залит ослиной мочой, испражнениями и кровью. Под тяжестью мертвых тел пальмы падали одна на другую, от чего лес вокруг превратилось в лесной завал. Расправившись со всеми демонами, Баларама омылся в пруду, который с тех пор стал известен как Санкаршана-кунда или Балабхадра-кунда. Новость о смерти Дхенукасуры достигла Камсы. Для него это означало, что никто больше не будет посылать ему свежих фруктов тала: общины демонов в Талаване больше не существовует, а сладкие и ароматные плоды теперь беспрепятственно собирают враджаваси. Это привело Камсу в ярость и усилило его решимость расправиться с Кришной и Баларамой.
В этой игре заключен глубокий смысл: Шри Баладева Прабху – это акханда гуру-таттва*, изначальный духовный учитель, а Дхенукасура – воплощение невежества. И Шри Баладева Прабху расправляется с ним. Это означает, что только по милости Шри Гуру практикующий ученик (садхака) может очиститься от десяти оскорблений святого имени, анартх, плохих качеств и порочных желаний, порожденных невежеством. Другими словами, только Шри Гуру может очистить сердце ученика от скверны и наполнить его сильной, устойчивой и глубокой бхакти к Кришне. Храм Баладевы в Талаване служит напоминанием об этой лиле.