Нидхуван

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Одно из самых сокровенных мест во Вриндаване. Это место напоминает собой большой сад с тенистыми небольшими деревьями почти в центре Вриндавана.

Это место, где Шримати Радхарани и Кришна проводят ночь. Они встречаются на Йога Питхе около храма Говиндаджи, потом приходят на Сева Кундж, и там Они танцуют, а после того как Они натанцевались и утомились, Они приходят сюда на Нидхуван и здесь Они проводят ночь.

Слово нидху означает “любовные развлечения”. В “Говинда-лиламрите” и других произведениях можно найти прекрасные описания любовных услад Радхи и Кришны в Нидхуване. Там говорится, что кунджи Нидхувана — это место ночных (ниши) игр, а также предрассветного пробуждения (нишанты). С приближением рассвета Вринда-деви велит попугаям, павлинам, кукушкам и шмелям мелодичным пением разбудить Кишора-Кишори. Рагануга-бхакты, особенно выдающиеся рупануга-расика-бхакты, наслаждаются нишанта-лилой в своих сердцах, повторяя святое имя. Шрипад Вишванатха Чакравати Тхакур дает сладостное описание этой лилы в своей “Свапна-виласе”.

Как-то раз в кели-кундже Нидхувана Шри Вришабхану Нандини на исходе ночи увидела необычный сон. Проснувшись, Она разбудила Своего Прана-валлабху:

— Приятама! Мне только что приснилось нечто удивительное. На берегу несравненной реки, похожей на Ямуну, среди густого леса, напоминающего Вриндаван, Я увидела прекрасного юношу с золотистой кожей, который красиво пел и танцевал под звуки мриданги и каратал. В полной погруженности Он взывал со слезами на глазах: “О Кришна! О Кришна!” — а потом: “ О Радха! О Радха! Где ты?” Он то катался по земле, то падал без чувств. Всех во вселенной Он щедро одаривал премой.

Радхика продолжала:

— Приятама! Глядя на Него, Я думала: “Кто этот златокожий юноша?” Когда Он, плача, звал “О Кришна! О Кришна!” — Мне казалось, что это Я. Но потом Он звал: “ О Радха! О Радха! Где ты?”- и Я думала, это Ты, Мой Прана-приятама!

Шри Кришна улыбнулся и ответил:

* О Прия! Прежде Ты видела Меня в образе Нараяны и во многих других Моих

образах, и это не приводило Тебя в изумление. я не могу сказать Тебе , кто этот золотистый кишор, так поразивший Тебя.

Радхика сказала:

— Прана-валлабха! Теперь Я уверена, что этот юноша не кто иной, как Ты. Никто, кроме Тебя, не сможет свести меня с ума.

Тогда Кришна показал Шри Радхике в камне Каустубха увиденный ею сон. Шримати Радхика сказала:

Когда Ты был маленьким, Гарга Риши сказал Нанде Махарадже, что его сын придет в начале Кали-юги как золотой Гауранга. Слова Гарги Риши не могут быть ложью. Это был истинный сон, и златокожий юноша, которого Я видела, и есть Ты.

Шри Кришна ответил:

— Пранешвари! В образе Гауранги у Меня будет золотистый цвет Твоего тела и настроение Твоего сердца. В этом образе Я буду наслаждаться Твоими нектарными бхавами. В то же время с помощью харинама-санкиртаны Я буду проповедовать путь рага-бхакти. Я приду в облике Гауранги и всех одарю редчайшей премой. Ты будешь сопровождать Меня в этой лиле как Мой вечный спутник.

Так Шри Шри Радха-Кришна указали на будущее явление Шри Гауры.

В Нидхуване Шримати Радхика в царских одеждах восседает на величественном троне , а Шри Кришна в одеждах стражника охраняет вход в царскую кунджу. Эта игра называется раираджа лила. Поэты в линии Гаудия воспели ее в своих стихах.

Если в Сева-кундже находится Лалита-кунда, то в Нидхуване — Вишакха-кунда, созданная флейтой Шри Радха-вихари, чтобы Вишакха и другие гопи могли утолить жажду сладкой и вкусной водой. Позднее знаменитый Свами Харидас, непревзойденный певец песен преданности, нашел в кундже поблизости Божество Шри Банке-вихари.

Свами Харидас играл на вине и слагал свои песни только для удовольствия Шри Вихари. Он настолько глубоко погружался в пение, что полностью забывал о своем теле и уме. Его учениками были знаменитые Байдж-бавар и Тансен, служивший министром при дворе императора Акбара. Услышав от Тансена о славе Харидаса, Акбар захотел послушать его пение, но Свами Харидас пел только для Тхакурджи.

Тогда император Акбар переоделся в одежду простого человека и вместе с Тансеном однажды появился в кутире Свами Харидаса в Нидхуване. Искусный музыкант Тансен принес свою вину и запел, намеренно допуская ошибки. Тогда Свами Харидас взял из рук Тансена вину и спел ту же песню, указав на ошибки. Пение Свами Харидаса было настолько чарующим и сладким, что привлекло даже оленей, птиц и других животных, которые вышли из леса и слушали, затаив дыхание. Акбар был безмерно потрясен. Ему захотелось тут же одарить чем-то Свами Харидаса, но мудрый Тансен дал ему понять, что этим он потревожит настроение его духовного учителя. Самадхи Свами Харидаса до сих пор находится в Нидхуване.

Шрипад Бхактиведанта Ван Махарадж рассказывает еще об одном значении слова нидху — “драгоценные камни супружеской любви”. В Нидхуване присутствуют все виды премы.

Так же упоминает, что когда Свами Харидасу пожертвовали масло за его несравненное пение, он тут же его выбросил. Масло разлилось по всему Нидхувану и Харидасу явило себя Божество Шри Банке-вихари.

Шрипад Бхактиведанта Ван Махарадж говорит, что это священное место прославлял Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, который в своих стихах пишет, что хотел бы родится травинкой в метле, которая подметает это сокровенное место.