Бахулаван

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

В ЧЧ. (Мадхйа 17.194—222;227—230) описывается, как Махапрабху посетил Бахулаван.

«Когда Шри Чайтанья проходил через Вриндаван, кругом паслись стада коров. Увидев Его, коровы сразу же окружили Махапрабху и начали громко мычать. Увидев стада, приближающиеся к Нему, Господь застыл от переполнявшей Его любви. Коровы стали лизать тело Господа с великой любовью. Выйдя из состояния оцепенения, Махапрабху начал ласкать коров, а те, не чувствуя в себе сил расстаться с Ним, пошли следом за Махапрабху.

Пастухи с огромным трудом вернули коров обратно. Когда Господь воспевал Святые Имена, все олени приблизились к Нему, услышав Его сладкий голос. Когда олени видели лицо Господа, они начинали лизать Его тело. Нисколько не страшась‚ они сопровождали Его вдоль тропы.

Шмели и птицы, такие, как попугаи и кукушки, начинали громко петь на пятой ноте, а павлины танцевали перед Господом. При виде Шри Чайтаньи Махапрабху, деревья и лианы Вриндавана ликовали. Их ветви поднимались, и проливали слезы любви в виде меда. Деревья и лианы склонялись под тяжестью плодов и цветов к ногам Господа, встречая Его подношениями, как Его друзья. Так все движущиеся и неподвижные живые существа во Вриндаване ликовали при виде Господа. Они, словно старые друзья, были счастливы видеть друг друга после долгой разлуки.

Видя такую любовь, Господь испытывал экстатические чувства. Он играл с ними, как с друзьями, добровольно ставя Себя в зависимость от них. Шри Чайтанья Махапрабху начал обнимать каждое дерево и лиану, а они предлагали Ему свои плоды и цветы. Господь не находил себе покоя: тело Его дрожало, Он то плакал, то смеялся. Он призывал: „Пойте Кришна! Кришна!“ Все движущиеся и неподвижные существа начали воспевать Святые Имена. Они отзывались, словно эхо, на глубокий голос Чайтаньи Махапрабху, затем Господь обнял оленя и заплакал. Олень почувствовал восторг и на глазах его появились слезы. Тут на ветку сел попугай со своей подругой, Господь увидел их и захотел услышать их разговор. Оба попугая прилетели, сели на руку Господа и начали воспевать трансцендентные качества Кришны, а Господь слушал их. Попугай пел: „Прославление Господа Кришны, Верховной Личности Бога, благотворно для всех во вселенной. Своей красотой Он покоряет гопи Вриндавана, и они теряют рассудок. Его игры изумляют саму богиню Процветания. Проявляя Свою силу, Он превращает огромный холм Говардхана в детскую игрушку, подобно игрушечном мячику. Он обладает бесконечным количеством прекрасных качеств, и поведение Его приятно каждому. Господь Кришна притягателен для всех. Пусть же наш Господь хранит и поддерживает всю вселенную“.

Выслушав славу Кришны, подруга попугая начала описывать качества Шримати Радхарани. Она говорила: „Любовь Шримати Радхарани, Ее исключительная красота, безупречное поведение, Ее искусные танцы и пение, Ее поэзия столь привлекательны, что притягивают ум Кришны, который Сам притягивает умы всех во вселенной“.

Затем продолжал попугай: „Кришна покоряет ум самого Купидона“. И он начал цитировать следующий стих: «Моя дорогая Шари (самка попугая) флейта Шри Кришны очаровывает сердца всех женщин во вселенной. Он особенно наслаждается общением с прекрасными гопи и очаровывает самого Купидона. Да будет Он прославлен!“

Подруга попугая, Шари, начала шутливо говорить с Шукой, и Шри Чайтанья Махапрабху замер от всеобъемлющей любви, слушая ее речи. Шари сказала: «Когда Господь Шри Кришна находится в обществе прекрасной Радхарани, Он очаровывает самого Купидона; но без Нее Он Сам становится жертвой чувств, хотя и очаровывает всю вселенную». Затем оба попугая вернулись на ветку дереве, а Шри Чайтанья Махапрабху с любопытством стал наблюдать танец павлинов. Когда Господь увидел синие шеи павлинов, в Нем сразу пробудились воспоминания о Кришне, и Он упал наземь от переполнявшей Его любви. Это дерево, это место все еще здесь. Сейчас его обнесли стеной, но иногда, в начале лета, там можно увидеть танцующих павлинов.

„Когда брахман увидел Шри Чайтанью Махапрабху без сознания, то они вместе с Балабхадрой Бхаттачарьйей позаботились о Нем. Они поспешно обрызгали Его тело водой, сняли с Него одежду и начали обмахивать Его этой одеждой. Затем они стали повторять Святое Имя Кришны в ухо Господа. Когда Господь пришел в сознание, Он начал кататься по земле, и в это время острые колючки ранили Его тело. Балабхадра Бхаттачарья посадил Его к себе на колени и успокоил. Экстатическая любовь Господа возросла в тысячу раз, когда Он посетил Матхуру, а когда он бродил по лесам Вриндавана, она увеличилась в сто тысяч раз. Где бы ни был Шри Чайтанья Махапрабху, одного слова «Вриндаван» было достаточно, чтобы усилить Его экстатическую любовь. Теперь, когда Он действительно путешествовал по лесу Вриндавана, Его ум день и ночь был погружен в величайшую экстатическую любовь. Только по привычке Он продолжал есть и принимать омовение.

Я рассказал о всеобъемлющей любви Господа Чайтаньи, которая проявилась в то время, когда Он путешествовал по двенадцать лесам Вриндавана. Невозможно описать все, что там происходило“».

Какое есть прекрасное описание путешествия Махапрабху по лесу Бахулаван! Интересно еще то, что лес этот назван по имени одной коровы, Бахулы, которая постилась на экадаши. Чтобы поведать эту историю нам надо вернуться немного назад. Как-то раз Бахула постилась на экадаши, а утром, на двадаши, родила теленка. Когда теленок родился, она так захотела пить, что вместо того, чтобы позаботиться о новорожденном теленке и накормить его молоком, она убежала искать воду. Когда она прибежала в лес, то оттуда вышел лев. Он подумал: «О, вот мой завтрак». Он тоже собирался прервать пост на экадаши. И Бахула поняла, что жизнь ее подходит к концу, потому что вблизи находился лев. Убежать от него не было возможности, и она начала умолять: «Помилуй, я так хотела пить, я оставила моего теленка и даже не накормила его молоком».

Когда рождается теленок, то первое молоко предназначено для него, а не для людей. Если он пьет его, то становиться сильным и здоровым.

Итак корова умоляла: «Я даже не накормила своего теленка, он только родился. Пожалуйста. Клянусь, я вернусь обратно». И, поскольку, львы тоже благородны, он согласился: «Хорошо, иди и накорми своего теленка, затем я съем тебя». И он начал терпеливо ждать. Корова вернулась, чтобы накормить своего теленка. Она плакала. И когда теленок увидел заплаканную мать, он спросил: «Моя дорогая мама, почему ты плачешь?» Она ответила: «Потому что я вижу тебя в последний раз».

Он спросил: «Почему? Что случилось?» Она рассказала ему всю историю, и теленок начал плакать и говорить: «Нет, ты моя мама. Ты дала мне жизнь, поэтому я отдам свою жизнь за тебя». Она сказала: «Нет я всего лишь старая корова. А у тебя впереди вся жизнь. Я пойду ко льву. Ты не волнуйся. У тебя есть хороший пастух, и он позаботится о тебе. Я пойду».

Они оба плакали и продолжали спорить. Тут пришел пастух, увидел, что все плачут и спросил: «Что случилось?» Когда он услышал, что произошло, он воскликнул: «нет, как я могу допустить, чтобы умирали мои коровы. Я не вынесу ни смерти коровы, ни смерти теленка. Пойду я, вы должны жить. Будет ужасно, если мою корову съест лев, как я буду жить?» Корова сказала: «Нет, ты не должен идти. Ты так хорошо заботился обо мне, как ты можешь пойти?» Теленок сказал: «Нет, ты моя мать, ты не должна идти!» Все строе в слезах отправились ко льву. Лев был очень удивлен. Он ждал только корову, а теперь еще и теленок и пастух прибавились. Он услышал их спор и был так великодушен‚ что не стал их есть. В это мгновение появился Кришна‚ играющий на флейте, и все сразу поняли, что разыгрывалась лила.

Когда-то жили два гандхарва — Хуху и Хаха. (Серьезно, их так и звали — Хуху и Хаха). Они совершали ритуалы перед всеми полубогами. В это время пришли‚ Нарада Муни и Пипалаяна Риши. Все полубоги встали и выразили почтение этим двум великим мудрецам, все, кроме Хуху и Хаха. Пипалаяна Риши рассердился и сказал: «Негодяи, вы не выразили никакого почтения, поэтому проклинаю вас родиться животными на земле». Хуху и Хаха сказали: «Вы — великие йоги-мистики. Погрузившись в медитацию, вы можете увидеть, выразили ли мы почтение вам в наших сердцах, или нет». Пипалаяна Риши погрузился в медитацию и, с помощью трансцендентного видения, убедился, что, когда Хуху и Хаха увидели их, то предложили им многочисленные молитвы и выразили почтение. Тогда он задумался, что же делать. Он сказал: «Я совершил большую ошибку, стоя на земле, которая стерпела эту ошибку, поэтому она тоже виновата. Она станет коровой. Хуху станет львом, Нарада Муни тоже не остаановил меня, поэтому он станет пастухом».

Так Хуху стал львом, теленком был Пиппалаяна, а Нарада Муни — пастушком. А Хаха стал крокодилом, который напал на Гаджендру. Но это уже другая история.

Я все еще пытаюсь прояснить это, поскольку все стихи, описывающие Бахулаван, говорят, что Бахула была вечной супругой Господа Хари. Так что одна из Цариц Двараки как-то связана с Бахулой. Дварака-лила — это не моя специализация.

В Бахулаване есть прекрасная Санкаршана-кунда, а на ее берегу находится маленький храм. В нем вы увидите в форме небольших божеств корову Бахулу, теленка, пастушка и льва.

Оттуда мы сначала попадаем на Шантана-кунду. Воможно, мы уже были на этой кунде до Бахулавана. Кто-нибудь помнит, кто такой Шантану? Жил однажды царь Шантану — отец Бхишмадевы. На хинди мы говорим бхишан — жар в летний период. Вы знаете, эту историю?

Шантану полюбил Сатьявати, но ее отец был очень смекалистым, и он сказал: «Нет, я не могу отдать тебе мою дочь, потому что у твоего сына родится сын, и он захочет убить моего внука».

Шантану стал думать, что же делать. Когда Бхишмадева узнал об этом, он сказал: «Хорошо, я дам обет никогда не жениться».

Все полубоги пришли в ужас. Они не могли вообразить, что кто-либо способен отвергнуть общение с женщинами, особенно, если это кшатрий. Кшатрий даже может иметь много жен. Поэтому они думали: «Это ужасно — бхишма». Даже в наши дни, если происходит несчастный случай, например, авария на дороге, газеты пишут, что произошел бхишан (несчастный случай). Они пришли в ужас и только повторяли: «бхишма, бхишма, бхишма». Так он получил имя Бхишма.

Шантану приходил туда, где сейчас расположена Шантану-кунда. Там пролегает дорога из Говардхана в Матхуру. И прямо посередине этого пути есть деревня под названием Сатоха. Шантану-кунда находится там. Шантану (как утверждает местный пуджари) совершал там великие покаяния и аскезы в течение 60 000 лет, но я не помню, чтобы кто-либо, из упомянутых в Махабхарате жил столько лет.

В результате Кришна спросил его, какое благословение он желает получить. Шантану ответил: «Я хочу иметь сына такого же могущественного, как Баларама».

Кришна сказал: «Хорошо, нет никого столь же могущественного как Баларама, но раз ты попросил, быть тому. Я дам тебе одного сына. Он будет почти таким же могущественным как Баларама, и он получит благословение умереть по своему ему желанию. Твой будущий сын прославится на весь мир, к тому же, он станет одним из двенадцати махаджан».

Бхишмадева родился сыном Махараджи Шантану, поскольку тот совершал покаяния в лесу Враджа между Кумудаваном и Бахулаваном. Таково могущество этого леса.

Рал, Чатикара и Басати

Из Бахулавана мы подпадем в Рал. Когда вы едете из Вриндавана в Дели, при повороте на делийскую трассу находится Чатикара. Когда все пастухи оставили Гокулу, они пришли сюда, во Вриндаван. Они выстроили все бычьи повозки (шакат) в кольцо, и название этого места изменилось. Теперь это Чатикара, а раньше оно называлось Шакатакара.

Итак, они выстроили большое кольцо из своих шакат (так же, как в старые времена, на Диком Западе делали подобные сооружения из крытых вагонов с целью защиты). Утро они начинали с того, что кипятили молоко и готовили сладости. Нанда Махарадж разбил свой лагерь в Чатикаре. Тем временем Вришабхану Махарадж услышал, что Махарадж покинул Гокулу. Вришабхану Махарадж жил в это время в Равале, но тоже решил переехать в другое место, которое расположено неподалеку от Чатикары. В прошлом оно называлось Рал.

Это место называется Басати, хотя сейчас оно называется Басанти. Оно называлось Басати потому, что Вришабхану жил там (Бас). С одной стороны Басати, с другой — Чатикара, а посередине Рал. Все, что я слышал, будто бы Рал, — это одно из первых мест встречи Радхи и Кришны, но никто никогда не рассказывал мне ни об одной лиле, связанной с этим местом.

Когда Кришна был еще совсем маленький, Он жил в Чатикаре и заботился о телятах. Его называли тогда Ватсапала. Позже его стали называть Гопал. Я расскажу эту историю, когда мы будем в Нандагаоне. Мы посетим все эти места до того, как подойдем к Говардхану.

Вопрос: «Мы видели много раз, что в деревнях поклоняются одному Балараме, без Кришны. Не потому ли это, что Он покровительствует сельскому хозяйству? Из каких соображений они поклоняются одному Балараме?»

ДБ: «Я не знаю. Возможно потому, что Он покровительствует сельскому хозяйству. Он носит с Собой плуг, но Его сельскохозяйственные заботы носят необычный характер. Что Он делает Своим плугом? На поле растет много сорняков, а вы хотите посадить пшеницу. Здесь, например, пшеница поспевает зимой. Перед посадкой надо обработать землю плугом. Так вот, у Господа Баларамы есть плуг, чтобы вспахивать наши сердца! Это значит, что Он культивирует наши души».

Господь Баларама использует плуг для того, чтобы выпалывать анартхи из нашего сердца. Вот почему Он всегда носит с собой плуг. А в другой руке у Него, как мы считаем, булава, но это не булава. Это на самом деле мушал. Мушал — это большая деревянная штуковина, немного суженная к центру. Она используется для обмолачивания риса. Суженная часть предназначена для того, чтобы было легче держать инструмент. Вот, что носит Господь Баларама на самом деле.

В Двараке-лиле Он носит гаду (булаву), а не мушал. Но это Дварака-лила. Здесь, во Враджа-лиле, Он носит мушал.

Это Вриндаван, поэтому здесь должны быть деревья. Ван — значит лес. Вместо этого мы видим аван, и повсюду только гриха. Любой человек вырубает деревья и строит дом (гриха).

Цветы кадамба очень дороги Господу Кришне. Когда летняя жара подходит к концу и начинается сезон дождей, появляются эти цветы. Они выглядят, как небольшие шарики, состоящие из многочисленных мелких цветочков золотистого цвета, цвета тела Шримати Радхики. Итак, это дерево очень дорого Господу Кришне, потому что оно напоминает Ему о Шримати Радхарани.

Дерево тамала очень дорого Радхарани потому, что оно темного цвета. Некоторые из этих деревьев очень черные и всегда изогнуты. Когда гопи сходят с ума от любви к Кришне, и слезы льются у них из глаз, они видят только темный изогнутый силуэт и обнимают деревья тамала.

Кое-где деревья тамала и кадамба растут бок о бок. Это похоже на даршан Радхи и Кришны. На Враджа-мандала парикраме, по дороге из Камьявана на Варшану, мы проходим место, которое называется Сунера ка Кадамба Канди. Неподалеку находится Сунераграм. А перед ним мы попадем в Сунеру, где расположена Кадамба Канди — прекрасная небольшая долина, скрытая за холмом. Там есть небольшая кунда, а на ее берегу растут переплетенные деревья кадамба и тамала, словно Радха и Кришна в объятиях Друг Друга.

Враджа-лила

цикл лекций

Дина Бандху прабху