Это особенный лес. Кама означает «желание», соответственно, Камьяван – это лес, где исполняются все наши желания.
Камьяван не поддается описанию. В нем находятся миллионы святых мест. В Вараха Пуране говорится, что в Камьяване около 640 миллионов или миллиардов святых мест. Как говорил Шрила Прабхупада: «В Маяпуре 50 миллионов видов насекомых, а в этом материальном мире всего 8400000 видов жизни». Остается сделать вывод, что Маяпур находится за пределами материального мира. Итак, в Камьяване миллионы святых мест. Он настолько велик, что практически не поддается описанию. Даже в Бхакти-ратнакаренарахари Чакраварти Тхакур говорит: «Я не в состоянии описать все места в Камьяване».
Первое место, в которое мы попадаем, – это Чарана Пахари. Пахар – это производное от парват. Парват значит «гора», а дочь гор – это Парвати. Следовательно, когда вы получаете нечто меньше горы, – это пахар, а то, что еще меньше – пахари. Чарана, как вам известно, значит лотосные стопы. На вершине этой горы Кришна играл и гулял со Своими мальчиками-пастушками и другими друзьями. Там Кришна играл на флейте и очаровывал всех живых существ во вселенной. Ямуна, которая протекала тогда здесь, поворачивала свои воды вспять. И все живые существа, такие, как коровы и телята, останавливались и замирали на месте, словно статуи. Твердые предметы, такие как камни, становились мягкими и плавились, поэтому на вершине этого холма вы найдете отпечатки лотосных стоп Кришны.
Во Врадже есть три Чарана Пахарию Тот, что в Камьяване, самый известный. Поблизости от Нандагаона вы сможете найти отпечатки лотосных стоп Кришны, если вы знаете где их искать.
Еще в 3-4 км от Камьявана находится Бхайтен, и возле него есть еще один Чарана Пахари, где можно множество отпечатков стоп, принадлежащих не только Кришне. Есть следы верблюда (унт), слона, коровы, и множество других следов на скале близ Бхайтена.
С вершины Чарана Пахари открывается вид на Лукалуки-кунду. Лукалуки значит игра в прятки, но это не совсем обычные прятки. На одном краю этой широкой кунды омывались мальчики-пастушки, а на другом – Радхарани и все сакхи. Даже плавая под водой, Кришна мог узнать лотосные стопы Радхарани. Он подплывал к ней и хватал за стопы, чем очень сильно ее пугал. Это как во Вринда-кунде – было что-то, что легонько пощипывало пальцы ног, наверное, какая-то маленькая рыбка. Это очень сильный шок. Вы можете представить – Кришна хватает лотосные стопы Радхарани под водой, тем самым шокируя Ее? Как много удивительных игр происходит в Лукалуки-кунде!
После этого мы спускаемся к Бимал-кунде. У Бимал-кунды обезьяны воруют очки даже чаще, чем во Вриндаване и в Сева-кундже. Во всем Врадже вы никогда не увидите столько обезьян, сколько у Бимал-кунды. На то есть много причин.
Бимал-кунда очень интересное место. В Бхавишья Пуране рассказана одна довольно длинная история. Жил однажды царь Бималдев в Синдхадеше, на северо-западе Индии (ныне Пакистан). Он был благочестивым царем, и подданные его тоже были благочестивы, благонравны и набожны. Царь этот владел богатством, превосходящим богатства царя небес, Индры. Однако он был очень несчастным. У него был один лакх прекрасных жен, но не было, ни одного сына. Зато у него был 1 крор (10 миллионов) прекрасных дочерей.
Как-то раз великий мудрец Ягьявалкья появился в том царстве. Как только он предстал перед царем, тот сошел со своего трона, предложил Ягьявалкье сесть, омыл его стопы водой и окропил этой водой свою голову, а так же головы всех членов своей семьи.
Ягьявалкья сказал: «Мой дорогой царь Бималдев, когда я шел сюда, то заметил что подданные твоего царства замечательные люди, все они благочестивы и религиозны. Сам ты известен своей набожностью, и богатства твои превосходят царя небес. Однако я вижу на твоем лице признаки беспокойства и печали». (Шрила Прабхупада говорил, что лицо – это зеркало ума. Поэтому садху способен по лицу определить внутреннее состояние человека).
Бималдев ответил Ягьявакье: «Да, все, что ты сказал, – правда. И я должен быть счастлив. Однако, несмотря на то, что у меня один лакх жен и один крор дочерей, у меня все еще нет ни одного сына».
Тут Ягьявалкья стал смеяться. Он сказал: « Я дам тебе одно благословение, по сравнению с которым, благословение получить сына покажется незначительным. Сейчас Двапара-юга подходит к концу, а это значит, что Господь скоро явится в Матхуре. Он родится как сын Васудевы. Если ты отправишься туда и предложишь Ему всех своих дочерей в жены, то получишь благословение большее, чем обретение сына».
Бималдева спросил: « Как я узнаю Его?»
«Это нетрудно», – ответил Ягьявалкья. – «Аватара этого века будет облачен в питамбара, прекрасное желтое дхоти. У Него будут красивые лотосоподобные глаза, а в волосах будет красоваться перо павлина. В руках Он будет держать раковину, диск, булаву и цветок лотоса».
Сказав это, Ягьявалкья ушел. Царь Бималдев отправил посланника искать сына Васудевы. Когда посланник оказался в Матхуре, он был сбит с толку, – как только он заговаривал о сыне Васудевы, люди широко раскрывали глаза и убегали прочь. Он обошел всю Матхуру, но так ничего и не выяснил. Люди говорили: «Все сыновья Васудевы мертвы, нет у него сыновей».
Наконец один почтенный человек отозвал его в сторону и сказал: «Царь нашего города, Камса, очень жесток, и спрашивать о сыновьях Васудевы запрещено законом. Если ты хочешь, чтобы голова твоя оставалась на плечах, лучше перестань спрашивать о сыновьях Васудевы. Пожалуйста, последуй моему совету и возвращайся туда, откуда пришел».
Посланник очень расстроился.
На обратном пути он переправился через Ямуну, чтобы попасть в Гокулу. Там он увидел маленького мальчика, кожа которого была темного цвета, подобно грозовой туче. В его волосах было перо павлина, а глаза были подобны лепесткам лотоса. Он был одет в прекрасное питамбара дхоти – все, как говорил Ягьявалкья, только вместо четырех рук было две, а вместо раковины, диска булавы и лотоса Он держал в руках флейту.
Посланник вернулся в Синдхадеш и сказал царю Бималдеву : «Я ничего не узнал. Похоже, Камса заключил Васудеву в тюрьму и убил всех его сыновей. А меня попросили не спрашивать о них, если я хочу сохранить голову на плечах. Однако нечто интересное произошло на обратном пути. Когда я пересек Ямуну и проходил через Гокулу, то увидел маленького мальчика, темного как грозовая туча. На нем было питамбара дхоти, перо павлина в волосах – все, как описывал Ягьявалкья, но только у Него две руки, а не четыре, и нет у него булавы и лотоса, есть только флейта».
В это время явился нарада Муни. Царь Бималдев рассказал Нараде Муни обо всем, и тот начал смеяться.
«Это Тот, кто тебе нужен! Но все произойдет позже, когда Он поедет в Матхуру и Двараку, тогда ты увидишь четыре руки, раковину, диск, булаву и лотос. Только тебе придется подождать лет десять-двенадцать. Это как раз Тот, кто тебе нужен. Иди к Нему».
Посланник вновь отправился в Гокулу. Он считал, что предложение дочерей Бималдева в жены было столь секретным делом, что об этом следовало сказать Кришне наедине. Он прождал несколько дней. Наблюдая за Кришной, он заметил, что Тот никогда не остается один. Если он не был с друзьями-пастушками, то был с гопи. Если он не был с гопи, то был с мамой Яшодой. Если он не был с мамой Яшодой, то Он был с Радхарани. Кришна всегда был с кем-то. И посланник думал: «Как же мне тайно увидеться с Ним?»
И вот, однажды выдался удачный случай, мальчики-пастушки играли у Ямуны. Взобравшись на деревья, они прыгали в воду, словом, великолепно проводили время. В конце концов, они устали и улеглись под деревьями. Кришна тоже лег, положив голову на корень дерева. Он лежал один. Тогда посланник подошел, тронул Его за плечо и рассказал всю историю.
Кришна сказал: «Тебе не надо было ждать так долго, чтобы рассказать мне об этом. Пойдем»
Благодаря мистической силе Кришны, они мгновенно пролетели по воздуху до Синдадеша. В то время когда они прибыли, во дворце проходила ягья. Как только царь заметил, что Кришна приближается, он незамедлительно распорядился, чтобы священник начал воспевать мантры для виваха-ягьи. ( Виваха означает свадьба. После свадьбы следует вивада – спор. Сначала виваха, затем вивада). Во дворце зазвучали мантры для виваха-ягьи. Появился Кришна, и царь Бималдев отдал ему 10 миллионов своих дочерей.
В тот же час прилетел воздушный корабль с Вайкунтхи, сопровождаемый Вишнудутами.Они посадили царя Бималдева на корабль, и он, в том же теле, отправился прямо в Вайкунтху. Так он получил благословение лучшее, чем обретение сына. А Кришна забрал все 10 миллионов Своих гопи в Камьяван.
В Камьяване 10 миллионов дочерей, ставшие гопи, начали танцевать танец раса, как безумные. Их тела покрывались испариной, девушки плакали в экстазе. Капли их пота и слез смешались и образовали Бимал-кунду – одну из самых прекрасных кунд во всем Врадже.
Мы забыли упомянуть еще кое-что. В день Дивали берега этой кунды обставляют сл всех сторон светильниками (дипа – маленькие фитили на гхи, такие же, как мы предлагаем на Картику). Подобно тому, как это делают на Манаси-ганге, все ступеньки освещаются фитильками.
Это так красиво! Чтобы не соперничать с Манаси-Гангой, это делают на двадаши, второй двадаши месяца Картика, в то же время, когда мы проводим фестиваль на Вринда-кунде. Это бывает на экадаши, либо на двадашт, в один из этих дней они устанавливают дипы вокруг Бимал-кунды.
Какое же отношение имеют обезьяны к дочерям Бималдева? Вернемся назад, в Трета-югу, когда Господь явился как великий царь Рамачандра. Он получил в жены Джанаки – дочь царя Джанаки и привез ее в свою столицу – Айодхью.
В это время в Айодхье насчитывалось 10 миллионов женщин, не говоря уже о мужчинах и детях. При виде красоты Господа Рамы всех женщин Айодхьи охватывали эмоции супружеской расы, и они хотели стать Его женами, но Господь Рама принял обет иметь только одну жену. Желая выйти замуж за Раму, эти женщины приняли рождение в Двапара-югу как дочери царя Бималы. Поэтому все они вышли замуж за Кришну и в тайне наслаждались с Ним чудесными играми. Все они известны как айодхьявасини гопи. Этот секрет о Камьяване можно узнать только из Бхавишья Пураны.
Существуют различные классы гопи, например, известные нам ришичарини гопи. Мудрецы Дандакараньи молились, желая стать гопи, и они стали ришичарини гопи или шрутичарини.
После Картики следует еще один замечательный фестиваль, называемый Катьяяни Врата. Всех гопи, которые соблюдали эту врату, называют митхилавасини гопи – по имени города Митхилы, где явились Джанаки Мата. Ее свадебная церемония с Господом Рамой проходила там же, а так как женщины Митхилы тоже хотели выйти замуж за Господа Раму, то они вновь пришли как митхилавасини гопи.
Когда Господь Рама жил в лесу, там было много женщин из диких племен, которые тоже хотели выти за Него замуж. Они приняли рождение как коренные жители или Пулинды. Камса захватил их и привел в Матхуру, чтобы сделать служанками. Шрила Прабхупада пишет об этих девушках в книге о Кришне. Они не имеют непосредственного общения с Кришной, но они собирают пыль с его лотосных стоп и посыпают ею свои тела.
А поскольку айодхьявасини гопи имеют связь с Айодхьей и Господом Рамой, то именно поэтому на Бимал-кунде живут несколько тысяч обезьян. Вы не поверите, что там так много обезьян, пока сами не увидите.
Немного к югу от Бимал-кунды был огромный водоем. Как-то раз гопи пришли туда со своими горшками, наполненными йогуртом, молоком, макханом и гхи. Они собирались обходить это озеро. Но тут они увидели Кришну и сказали: « Ты всегда говоришь, что был Господом Рамой. Если ты и есть сам Рама, и у тебя здесь так много обезьян то почему бы тебе не построить мост через это озеро, чтобы мы могли перейти по мосту, а не обходить кругом?»
Кришна тотчас же заиграл на флейте, и все обезьяны подбежали и построились, почтительно сложив лапы. Вы видели когда-либо, чтобы обезьяны стояли в почтительной позе? Они озорные, непослушные, неугомонные. Но тут все они смиренно встали, сложили лапы и слегка склонили головы. Кришна велел им построить мост.
Вмиг они притащили гору камней и, написав на них имя Кришны, опустили их в озеро.
Тогда гопи побежали по мосту, говоря при этом: « Мы все равно не верим, что Ты Господь Рама. Но поскольку ты такой озорник, Ты, должно быть, предводитель всех этих обезьян, поэтому они тебя слушаются». Гопи засмеялись и побежали по мостику к Камьявану.
Нанда Баба – пастух, а пастухи любят передвигаться с места на место, туда, где есть свежая трава. Иногда он останавливался в тех местах. Неподалеку от этих мест находится Яшода-кунда. Нанда-кунда, называемая Сурабхи-кундой. В ней когда-то росло много лотосов. Я не знаю об играх, связанных с этой кундой, знаю только, что вокруг Сурабхи-кунды расположены кунды двенадцати месяцев. Там есть Дамодара-кунда, Падманабха-кунда и Кешвав-кунда. Там останавливался Прабодхананда Сарасвати Тхакур.
От Сурабхи- кунды мы направляемся в сторону Пичалини шилы. Пичу значит скользить. Там есть одна Пичалини шила, по которой Кришна и мальчики-пастушки съезжали вниз. Мы повторим эту лилу. Это будет очень забавно.
Прямо здесь, за углом, находится Вьомасура гупха. Вьома значит воздух, или небо, то есть этот демон был способен летать. То, о чем я расскажу, случилось недалеко от Говардхана. Пастушки играли в овец, воров, и полицейских. Одни мальчики играли в овец, другие были ворами, а третьи – полицейскими. Воры крали овец, затем их вычисляли, ловили и приводили в полицию. Мадхумангал был прокурором, а Кришна – судьей.
Воры предоставляли Кришне аргументы в свою защиту (не помню, какие именно, но очень интересные), но Мадхумангал не принимал их. Он говорил, что воры должны быть наказаны и обязаны заплатить штраф (то есть, они должны были принести гору ладду для Мадхумангала).
Игра была в самом разгаре, когда туда проник Вьомасура и стал воровать мальчиков-пастушков. Он крал не только овец, но и полицейских и воров – всех подряд.
Вдруг Кришна и Баларама заметили, что количество пастушков уменьшается, и Они поняли, что в этом замешан Вьомасура. Перемещаясь по воздуху, он забирал мальчиков из Говрдхана и переносил в Камьяван. Есть там один высокий холм с пещерой, куда Вьомасура прятал пастушков и загораживал вход огромным камнем, затем возвращался, крал еще мальчиков и прятал их в пещеру.
Кришна и Баларама тоже отправились по воздуху в Камьяван. Там завязалась битва. Вьомасура поднял Кришну в небо. Кришна стал тяжелым и потянул его вниз. Когда они упали, вся земля содрогнулась.
У подножия холма можно найти следы стоп Господа Баларамы. Ананта Шеша – это экспансия Господа Баларамы, который удерживает Вселенную в равновесии. Это одна из Его обязанностей. Когда началось сражение между Вьомасурой и Кришной, Баларама нажал Своей стопой на землю. Даже в наше время можно увидеть там след Его правой стопы.
Фотоматериал взят с https://travelingmonk.com/