Эта кунда была недавно полностью восстановлена. Сейчас это очень красивое место, и его стоит посетить. Здесь произошла брахма-вимохана лила, в которой Господь Брахма украл друзей-пастушков Кришны и телят, как это описано в 13-ой и 14-ой главах 10-ой песни «Шримад-Бхагаватам». Там описано, что Господь Брахма наблюдал, как обитатели Вриндавана, прославляли и поклонялись Кришне и так сильно позавидовал, что не понял, что Кришна — это Господь, которому он поклоняется, так же, как и враджаваси.
Эта игра произошла в день рождения Господа Баларамы. Его не было с Кришной и мальчиками-пастушками, когда они сидели под деревом и вместе обедали после того, как Кршна убил демона Агхасуру. Кришна был подобен сердцевине лотоса, окружённый своими друзьями, словно лепестками и листьями, когда они наслаждались обществом друг друга, предлагая Ему лучшие явства, которые их матери дали им с собой. Они постоянно шутили и смеялись. Шрила Прабхупада говорит в комментарии: «Когда Кришна обедал со Своими друзьями-пастушками, прилетел один шмель, чтобы принять участие в обеде. Кришна пошутил: «Почему ты прилетел беспокоить моего друга- брахмана Мадхумангала? Ты собираешься убить брахмана. Это не хорошо». Все мальчики смеялись и наслаждались шутками во время обеда». (Шримад- Бхагаватам 10.13.11, комментарий)
Между тем, телята разбрелись по лесу, привлечённые зелёной травой. Через некоторое время мальчики-пастушки запаниковали, заметив что все телята пропали. «Я пойду и поищу их» — сказал Кришна. «Не прерывайте своё развлечение». Верховный Господь стал искать везде, по всем горам, пещерам и кустам, но не мог найти телят.
Шрила Прабхупада даёт здесь интересный комментарий: «Тут мы видим, что Он лично искал телят Своих друзей. Это беспричинная милость Кришны. Майадхйакшена пракритих суйате са-чарачарам, все дела всего мира и всего космического проявления совершаются под Его руководством, посредством Его различных энергий.
Тем не менее, когда появляется необходимость позаботиться о Своих друзьях, Он делает это лично. Кришна заверил Своих друзей: «Не бойтесь. Я лично найду ваших телят». Это была беспричинная милости Кришны». (Шримад-Бхагаватам, 10.13.14, комментарий)
Пока Кришна искал телят, Господь Брахма украл пастушков, как он это раньше сделал с телятами, и спрятал их всех в пещерах неподалёку. Он думал, что когда Кришна поймёт, что все пропали, Он будет полностью сбит с толку, и Ему придётся вернуться вечером домой одному и рассказать всем родителям, что произошло. Конечно, после этого враджаваси не будут думать, что Он такой замечательный. Но Господь Кришна распространил Себя в формы, идентичные всем мальчикам и телятам. Когда Брахма вернулся, думая, что посмеётся, увидев Кришну растеряным и расстроеным, он с удивлением отметил, что всё было, как раньше. Брахма быстро вернулся в пещеры, где он спрятал мальчиков и телят, и увидел, что они всё ещё были там. Затем он поспешил обратно во Вриндаван — они также были и там!
В этот момент он осознал свою ужасную ошибку и предался Кришне, предложив очень красивые молитвы, которые описаны в четырнадцатой главе десятой песни «Шримад-Бхагаватам». Когда он возносил свои молитвы, он плакал слезами экстаза, и эти слёзы сформировали воды этой кунды. Брахма молился:
тад бхури-бхагйам иха джанма ким апиатавйам йад гокуле ‘пи катамангхри-раджо-‘бхишекам йадж-дживитам ту никхилам бхагаван мукундас тв адйапи йат-пада-раджах шрути-мригйам эва
«Моей самой большой удачей будет принять рождение где-либо в этом лесу Гокулы и омыть свою голову пылью с лотосных стоп любого из её жителей. Верховная Личность Бога, Мукунда — их жизнь и душа, пыль с Его лотосных стоп до сих пор находят в ведических мантрах».
(Шримад-Бхагаватам, 10.14.34)
В своём комментарии к этому стиху, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит следующий разговор между Господом Кришной и Брахмой, в котором они обсуждают достоинства и недостатки его молитв:
Брахма: Я оставил контроль над Вселенной в поисках освобождения. Всё, что я хочу узнать, как получить пыль со стоп жителей Враджа. Позволь мне получить эту удачу — родиться травинкой во Вриндаване, чтобы меня коснулись стопы дорогих Тебе мальчиков-пастушков Враджа.
Кришна: О Брахма, пожалуйста, оставь эту необычную одержимость, и молись о чём-то более подходящем для личности твоего уровня!
Брахма: Тогда позволь мне родиться на краю Гокулы как каменная плита или кусок ткани, и получить пыль со стоп одного из Твоих подметальщиков улиц.
Кришна: Но Брахма, какова причина такого прославления жителей Враджа? Как достойному поклонения создателю Вселенной, не будет ли тебе стыдно омываться в пыли низкого подметальщика улиц?
Брахма: Но они приняли своей жизнью самую прекрасную личность, с улыбкой подобной цветку жасмина. Без Тебя они погибнут, потому что у них такая беспрецедентная любовь к Тебе. Ты для них всё, и без Тебя еда и питьё для них не имеют смысла. Даже сейчас, ведические писания безуспешно ищут пыль с Твоих стоп. Мне должно бьть более стыдно, чем Ведам, с моими незначительными молитвами.
Билвамангал Тхакур долго жил здесь, и здесь Шрила Рупа Госвами нашёл изначальное Божество Вринды деви, которое сейчас находится в Камьяване.
Это место, которое возникло из слез Брахмы, когда Брахма после Брахма-вимохана-лилы пришел и стал просить прощения у Кришны. Мы знаем, в “Шримад-Бхагаватам” описывается, что Кришна сделал вид, что не заметил. Брахма с 4-мя головами на лебеде прилетел к Нему. Кришна стоял, облокотясь на посох. Брахма стал возносить молитвы, говорить:
„Ты самый великий, Ты самый удивительный, прости меня, я заблуждался в том, кто Ты. Слишком уж все просто.” Брахма привязан к роскоши, привязан к помпе и в самом первом стихе он говорит: „Кришна, Тебя невозможно понять. Потому что слишком все просто – пастух какой-то бегает тут…” Брахма говорит: „Я смотрел, смотрел и не мог понять какой из них Кришна. Столько много тут бегало всяких мальчиков. Но Ты мне доказал, что Ты Бог.”
Кришна посмотрел на него, посмотрел, повернулся и ушел, ничего не сказал, ни слова. Брахма поплакал, поплакал и вернулся к себе на Брахмалоку. Но от слез его осталось это озеро. Его недавно восстановили и оно стало очень красивым. У этого озера человек может попросить одно очень важное благословение. Бхактивинода Тхакур объясняет в Брахма-вимохана-лиле, что Брахма олицетворяет собой интеллектуальный подход к преданному служению, когда мы, с помощью своего ума пытаемся понять Кришну и Кришна думает: „Ну надо же, еще один умник нашёлся. Он хочет Меня понять с помощью ума!”
Иногда Кришна начинает делать что-то полностью непостижимое… Часто мы пытаемся понять каким образом Кришна действует, каким образом проявляется Его энергия и Брахма – у него 4 головы и все 4 головы состоят из чистого интеллекта. Более того – не только голова, все остальное тело у Брахмы из чистого интеллекта. Как он ни напрягался, он не мог понять Кришну. В конце концов он махнул рукой, поплакал немножко и сказал: „Я все равно понять Тебя не смогу.” Там есть одна удивительная молитва, которая показывает до какой степени Кришну невозможно понять.
Брахма говорит: „Я пришел сюда, во Вриндаван, и стал смотреть как Ты действуешь и я ровным счетом ничего не могу понять! Кришна, есть самое большое благословение, которое Ты можешь дать – Самого Себя. Ты дал Себя Путане! Путану Ты сделал Своей нянькой. Скажи мне, пожалуйста, что Ты дашь всем остальным, которые служат Тебе? Путана пришла, чтобы Тебя убить, Ты ей Себя дал! Будет нечестно, если Ты то же самое дашь всем остальным! Но ничего выше этого нет. Я не могу понять что тут будет…. Я могу только издалека кланяться Тебе здесь.
Прабходананда Сарасвати говорит одну удивительную вещь. Он говорит, что на берегу Брахма-кунды растет дерево ашока. Кто-то видел на берегу Брахма-кунду дерево ашока? Прабходананда Сарасвати говорит, что увидеть дерево ашока на берегу Брахма-кунды может только чистый преданный.
Только тот, чье сердце полностью очистилось. Никто другой увидеть его не может. Он говорит, что под это дерево каждый день Кришна приходит и проводит какое-то время там. Но это тест. Прабходананда Сарасвати говорит, что тот, у кого сердце полностью очистилось, он сможет увидеть это дерево. Но потом, дальше, он добавляет: даже тот, кто услышит об этом дереве, тоже чистый преданный.