«Я всегда пребываю в своих комнатах в храме Радха-Дамодара,» — повторял Шрила Прабхупада много раз. А значит две эти комнаты, в которых Прабхупада прожил десятую часть своей жизни, и храм Радха-Дамодара чрезвычайно значимы для всех последователей Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Искренние души могут ощутить здесь присутствие Прабхупады. Непреданные, однако, не способны на это, как не способны они вдыхать сладостный аромат туласиманджари, наслаждающий трансценденталистов в безмятежные часы до восхода солнца.
С 1959 по 1972 годы Шрила Прабхупада явил здесь много удивительных деяний, и до самого ухода в 1977 году он продолжал рассказывать о своем пристанище в Радха-Дамодаре.
Сюда в 1972 году Шрила Прабхупада привез преданных со всего мира. Он сидел там, и в течение целого месяца Картика читал лекции по «Нектару преданности». Двор храма Шри Шри Радха Дамодара можно увидеть из окна кухни Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада вкушал прасад и смотрел в окно на бхаджан-кутир и самадхи Шрилы Рупы Госвами, медитируя на его милость.
Шрила Прабхупада завершая первую песнь «Шримад-Бхагаватам» и публикуя журнал «Назад к Богу» возносил и возносил молитвы Шриле Рупе Госвами, чтобы тот объяснил ему, как он может выполнить приказ Господа Чайтаньи. Когда Шрила Прабхупада впервые встретил Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати, тот рассказал ему о пророчестве Господа Чайтаньи и тогда же он сказал ему: «Ты должен распространить сознание Кришны по всему миру». Как это сделать? У него не было знакомых, у него не было денег, у него и здоровья-то хорошего не было… В этой комнате Рупа Госвами явился перед ним и дал ему свои благословения ехать на Запад. С верой и с благословениями своего Гуру Махараджа Бхактисиддханты Сарасвати Госвами и Шрилы Рупы Госвами он бесстрашно объехал вокруг всего земного шара четырнадцать раз, распространяя славу движения санкиртаны: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Мы собрались здесь по великой милости Шрилы Прабхупады. Мы можем лежать в пыли перед самадхи Рупы Госвами, самадхи Дживы Госвами, самадхи Кришнадаса Кавираджа Госвами. Мы получили возможность прийти в то место, где Госвами каждый день омывали свои стопы. Мы можем посыпать немного пыли с этого места себе на голову. Это не обычное благословение, это — безграничная милость. Хотя эта милость и проливается на нас так необычайно, мы можем принять эту милость лишь в зависимости от меры нашего смирения и стремления молиться и служить. В сознании Кришны ничто не происходит механически. Милость льется на нас, но каково наше стремление получить ее, насколько мы решительны жить и действовать так, чтобы удовлетворить Кришну? Это тайна успеха!
Радха-Дамодара очень важный храм во Вриндаване. Божество было вручную изготовлено Рупой Госвами и подарено своему дорогому ученику Дживе Госвами, который позже построил здесь храм. Поклонение Божеству началось с 1542 года. В 1558 году эта земля была выкуплена и Божество установили насимхасану.
В давние времена эта территория была центром Сева-кунджи и местом бхаджаны Рупы Госвами. Каждый день он читал другим Госвами и своим близким ученикам лекции по «Щримад-Бхагаватам» и рассказывал о развлечениях Кришны. Шрила Прабхупада говорил, что храм Радхи-Дамодары является центром духовного мира благодаря трансцендентной деятельности, совершаемой здесь последователями Господа Чайтаньи под руководством Шрилы Рупы Госвами. Кроме Божества Шри Шри Радха-Дамодары в храме находятся Божества Радха-Вриндавана Чандры Шрилы Кришнадаса Кавираджа, Радха-Мадхавы Шрилы Джаядевы Госвами, Радха-Чалачикана Шрилы Бхургарбхи Госвами, а также говардхана-шила Шрилы Санатаны Госвами с отпечатками стопы Господа Кришны. Обычно Санатана Госвами, даже в преклонном возрасте, обходил холм Говардхана каждый день в силу взятого на себя обета.
Однажды Господь Кришна в облике прекрасного мальчика-пастушка внезапно появился перед ним и сказал, что поскольку Санатана уже стар, ему нет надобности ежедневно обходить вокруг Говардхана. Санатана ответил, что в этом заключается его обет и он не может его нарушать. Покоренный отречением великого преданного, Кришна встал на большой валун и заиграл на Своей флейте. Флейта, на которой играл Господь, издавала такие сладостные звуки, что растопила камень и на нем осталась стопа Кришны, а рядом — копытце теленка, отпечаток флейты и стрекала Кришны, которым Он направлял коров. Кришна отдал Санатане этот камень с холма Говардхана, говоря, что если три раза обойти вокруг камня, это будет равноценным обходу вокруг всего Говардхана. Санатана принял шилу от Кришны, и с того времени он трижды обходил говардхана-шилу, вместо полного обхода вокруг холма Говардхана.
Каждый может получить даршан этой священной говардхана-шилы, если попросит пуджари и даст взамен скромное пожертвование.
Храм открыт: летом — мангала 4.30; даршан 6.30-12.30 и 17.00-21.30. зимой — мангала 5.00; даршан 7.30-13.00 и 16.15-20.45.
Бхаджан-кутир Рупы Госвами
Бхаджан-кутир Шрилы Рупы Госвами находится во дворике храма Радха-Дамодары. Это место в давние времена было центром Сева-кунджи и именно это место Рупа Госвами сделал своей штаб-квартирой, здесь он написал множество книг, проводил лекции по «Бхагаватам», обсуждая ее темы с другими Госвами и своими последователями. Рупа Госвами пришел во Вриндаван вместе со своим младшим братом Санатаной Госвами около 1516 года, выполняя наказ Господа Чайтаньи Махапрабху о четырех особых видах служения: 1) обнаружить утраченные места игр Господа Кришны; 2) построить храмы, установить Божества и начать поклонение Им; 3) написать бхакти-шастры; 4) описать правила и предписания бхакти-йоги. Самой известной книгой Рупы Госвами является «Бхакти-расамрита-синдху» (Океан нектара преданности), которую необходимо читать всем вдохновленным вайшнавам, поскольку она является основой движения бхакти Господа Чайтаньи. Все гаудийа-вайшнавы известны как рупануги, то есть последователи Шрилы Рупы Госвами, ибо именно он установил гаудийа-вайшнава бхакти-марг — путь тех, кто следует по стопам Господа Чайтаньи Махапрабху.
Открыт: так же, как и храм.
Самадхи Рупы Госвами
Здесь покоится священное тело Шрилы Рупы Госвами, вошедшего сюда в год 1564. Тело Рупы Госвами было помещено в самадхи, стоящем прямо напротив бхаджан-кутира великого святого во дворике храма Радха-Дамодары, его самым близким и дорогим учеником Дживой Госвами.
Открыто: так же, как и храм.
Самадхи Дживы Госвами
В год 1608 Шрила Джива Госвами вошел в самадхи и его тело покоится рядом с его любимыми Божествами — Радха-Дамодарой. Самый младший из шестерых Госвами Вриндавана Джива Госвами считается величайшим философом за всю историю Индии. Он также был племянником Рупы и Санатаны Госвами.