1. История Храма
Шри Кришна-Баларам мандир — храм Международного общества сознания Кришны в святом месте паломничества Вриндаване. Он был сооружён в 1975 году по инициативе основателя ИСККОН Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Прабхупада говорил о храме, как о самой удачной и прекрасной постройке во всем движении Общества, и хотел. чтобы он стал священным местом поклонения Господу для всего мира. Желания великого Учителя сбылись, Krishna Balaram Mandir пользуется огромной популярностью среди индусов и западных последователей. На сегодняшний день является одним из самых популярных храмов во Вриндаване и одной из основных достопримечательностей в этом городе.
Храм Кришны Баларамы – это комплекс из трех храмов. Один посвящен Шри Гауре Нитаи, второй — Кришне и Балараме, и последний — Шри Радхе и ее подругам, гопи. В святыны проходят многочисленные празднования, основанные из событиях жизни Кришны. Многие иностранцы со всего мира приезжают сюда, чтобы исследовать красоту и историю этого храма.
Остановимся на истории храма подробнее. Для преданных ИСККОН день Явления Господа Рамачандры, Рама-навами примечателен еще и тем, что в этот день 20 апреля в 1975 году, Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада торжественно открыл во Вриндаване Кришна Баларам Мандир.
Этот храм был построен на деньги, собранные преданными со всего мира. Десятки государственных служащих (в том числе губернатор штата Уттар-Прадеш) приняли участие в церемонии. В программе открытия были концерты, танцы, пьесы, речи приглашенных ораторов, три дня особых обрядов прана-пратиштха по установлению Божеств и гигантский парад через весь Вриндаван с участием слонов и весело костюмированных оркестров.
Шрила Прабхупада прибыл из Дели в темно-бордовом «Амбассадоре». Он был рад видеть три высоких купола, поднимающихся над храмом. Они были построены целиком в течение семи месяцев с момента его последнего визита. Четырехэтажный гостевой дом и ресторан были также построены в течение этого времени.
Во время итоговой проверки готовности комплекса, Шрила Прабхупада вздохнул с облегчением и выразил свое удовлетворение. Он посмотрел на купола и сказал: «О, купола вышли очень хорошо. Что вы думаете?» «Это великолепно, Шрила Прабхупада!»- ответил взволнованно Хамсадута. Тамала Кришна Госвами добавил: «Я думаю, Сурабхи сделал хорошую работу. Он работал очень тяжело».
Шрила Прабхупада засмеялся и сказал: «Да, все говорят, что Сурабхи сделал очень хорошую работу, кроме меня. Я только критикую, это моя обязанность. Я его духовный учитель, следовательно, я должен вести его».
Дата открытия Кришна-Баларама Мандира была отложена несколько раз. Гуру даса и Сурабхи Свами отвечали непосредственно за строительство храма. Гуру даса с нежностью вспоминает: «Шрила Прабхупада просто потрепал мою шикху и погладил меня по голове, и это была моя награда».
Прабхупада попросил местных брахманов выполнить ягьи и церемонии установки Божеств, чтобы бриджабаси серьезно относились к новому храму. Церемония пранапратиштхи проходила три дня, начиная с 18-го апреля во дворе храме. Двадцать четыре часа продолжался киртан. Накануне Раманавами, 19 апреля, Божества поставили на колесницу и в сопровождении процессии слонов, местных жителей, факельщиков и более 500 преданных с танцами и пением «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе» провезли их по улицам Вриндавана. Прабхупада шел впереди колесницы Божеств и преданные окружали его, танцуя и воспевая.
Воспоминания Гуру даса: «Я был в Дели, когда Шрила Прабхупада написал мне письмо с изложением своего плана. Он попросил меня изучить предложение царя Бхаратпура, который хотел отдать нам один из его многочисленных дворцов во Вриндаване. Из многих дворцов махараджи Бхаратпура дворец Лакшмирани Кундж был особенно красивым.
По воле Кришны, однако, этому дворцу не суждено было стать храмом ИСККОН. Вскоре стало ясно, что царь был больше заинтересован в получении денег, чем в благотворительности.
Когда Шрила Прабхупада понял, что дворец был недоступен, он неохотно обратил свое внимание на строительство. Строительные работы требовали больших усилий, особенно в Индии, но теперь это был наш единственный выход.
Первым шагом в деле построения нашего храма было найти хорошее место. Мне больше всего понравилось место в Рамана Рети, примерно в пяти милях к западу от центра города. Я послал Шриле Прабхупаде карту и сказал ему, что владельцы, мистер и миссис Сараф, хотят подарить землю нам. Шрила Прабхупада принял дар и велел нам начать работу».
Матаджи Ямуна вспоминает, что Прабхупада велел каждый день выходить к этому участку земли с харинамой. Но преданные боялись это делать, так как на самом участке по деревом Тамал жил огромный агрессивный бык, который уже убил около десятка человек и носил кличку «Убийца Садху». Рабочие боялись даже начинать ставить забор, чтобы не разгневать его. Но Шрила Прабхупада сказал, что если петь Святое Имя регулярно, то бык уйдет. Преданные послушались, и действительно, где-то через неделю бык перебрался на другое место.
Проблема возникла с водой. Воды не хватает во всем Вриндаване. Кроме того, трубопровод Вриндавана еще не достиг района Рамана Рети. Таким образом, для такого крупного проекта строительства нужно было найти воду.
На самом деле, наш участок ИСККОН был окружен участками только с соленой водой. По милости Кришны, однако, когда преданные наконец выкопали скважину, то попали на чистую, пресную воды. Все во Вриндаване были поражены. Они думали, что, возможно, преданные были мистиками, и, конечно, Кришна благословляет их. Как следствие, формировалось позитивное общественное мнения вокруг строительства.
Следующим шагом в этом проекте было подготовить проект самого здания. Два архитектора из Индии представили свои планы. В конце победил проект Сурабхи даса, преданного из Голландии. У него не было большого опыта работы в качестве профессионального архитектора, но его дизайн был лучшим. Как преданный, он точно знал, как устроить все для удовольствия Божеств.
В июле 1972 года Шрила Прабхупада написал Гуру дасу: «Ты сказал мне, что вода из колодца сладкая. Это очень хорошая новость. Вода во Вриндаване, если она сладкая, очень полезна. Просто употребляя эту воду, человек становится здоровым. Что касается названия храма, то, вы можете дать нашему месту имя ИСККОН храм Кришна-Баларама».
Между тем, было несколько факторов, мешающих строительству. Первый был — нехватка денег. Средства на проект приходили от сбора средств в Дели, Калькутте, Хайдерабаде и от Гуру Крипы из Японии. Каждый день двое или трое преданных посещали бизнесменов в их офисах и обращались к ним за пожертвованиями. Но деньги приходили медленно. Кроме того, не хватало строительных материалов из-за проблем с правительством. Все стройматериалы распределялись централизованно. Вместо того, чтобы выделить цемент на религиозные цели, они предпочли поддержать армию и кинотеатры.
Чтобы попытаться исправить эту ситуацию, Гуру дас регулярно ездил в Дели, чтобы поговорить с чиновниками, такими как министр горнодобывающей промышленности и человек, который контролирует распределение цемента. Гуру дас приходил к ним домой рано утром, иногда в то время, когда те еще были в пижамах, чтобы они не могли сбежать, и убеждал их в необходимости центра сознания Кришны во Вриндаване. Такой подход, наконец, нашел сочувствие, и они стали выделять нужное количество цемента. Шрила Прабхупада писал: «Теперь идите и развивайте центр во Вриндавана с полным энтузиазмом и не расстраивайтесь из-за временных неудач. Всегда работайте в духе полной зависимости от Кришны во всем». Чудесные вещи происходили. Когда сотни людей были лишены поставок, преданные получали свой заказ.
В течение следующих двух лет, здание храма выросло постепенно, а гостевой дом, который не требует такой тонкой работы, поднялся очень быстро. Интересен тот факт, что весь храм был построен вручную. Единственной машиной был смеситель цемента. После того, как работы на тройном алтаре были завершены, Гуру дас и Ямуна отправились в Джайпур организовать изготовление Божеств.
Наконец, в Рама-навами 20 апреля 1975 года, пришел самый знаменательный день для ИСККОН. Весь храмовый комплекс, в том числе стены, были очень богато украшены гирляндами цветов и листьями манго. Банановые деревья украшали столбы, и все блестело от цветных электрических лампочек.
По приглашению Прабхупады, губернатор штата Уттар-Прадеш, г-н Редди, принял участие в торжествах со многими своими помощниками и сотрудниками служб безопасности.
После абхишеки Божества были перенесены из двора на даршан на алтарь храма. С помощью куска золота брахманы удалили воск с глаз Божеств, таким образом, показывая, что Божества были установлены. Все это происходило под ревущий киртан.
Шрила Прабхупада говорил: «Наша просьба к руководителям общества и народа Индии, что бы они приняли это движение сознания Кришны, движение Харе Кришна, очень серьезно. Это будет хорошо для всех, и во всем мире станет спокойнее. Это движение, безусловно, растет в зарубежных странах, так почему не в нашей стране? Правительство, руководители и бизнесмены, должны глубоко размышлять о серьезном характере этого движения и помочь нам».
Прабхупада затем выразил свою радость и благодарность, и, наконец, поблагодарил всех лиц, гостей, бриджабаси и его учеников. После выступления Прабхупады, был еще один ревущий киртан, который продолжался до того, как Божества были одеты и готовы к первому арати.
Шрила Прабхупада решил предложить сам первое арати в храме Кришна-Баларама. Брахманы затрубили в раковины, тяжелые двери распахнулись, и захватывающей дух красотой Божества, одетые в разноцветные одежды, разработанные Кишори даси, ошеломили всех. Все глаза были устремлены в центр алтаря. Интересно, что Прабхупада не снял курту. Когда Прабхупада поворачивался к преданным, те могли видеть, что его лицо сияло радостью. Его улыбка выражала победу и гордость, чувство, что он победил мир.
Шрила Прабхупада поблагодарил Кришну и Балараму за проявленное в них милосердие, приветствуя их в новом доме Кришна-Баларама Мандире в Раман Рети, Вриндаване, где они проявили Свои лилы 5000 лет назад.
2. Самадхи Шрилы Прабхупады
Пушпа-самадхи, делается из цветов, которые носил ушедший ваишнав перед тем, как его тело поместили в самадхи. Эти освященные цветы затем предаются земле, где впоследствии строится самадхи-мандир для поклонения и памятования об этом чистом ваишнаве.
Пушпа-самадхи призваны усиливать поклонение и памятование об ушедшем ваишнаве у преданных, живущих в другом святом месте. Например, если трансцендентное тело преданного погребено во Вриндаване, то пушпа-самадхи может быть построена в Шридхаме Маяпуре. Сегодня во Вриндаване трансцендентное тело Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Основателя-Ачарьи ИСККОН, покоится в великолепной, ручной резьбы самадхи из чистого белого мрамора. Самадхи-мандир расположено напротив главного храма. Шрила Прабхупада вошел в самадхи вечером 14 ноября в год 1977 в благоприятный месяц картика в окружении своих любимых учеников, которые воспевали святые имена Господа Кришны. Каждый год через два дня после окончания говардхана пуджи здесь проходит великая церемония в честь дня его ухода — тиробхава махотсава, в которой принимают участие его ученики и последователи со всего мира.
Самадхи Шрилы Прабхупады является шедевром архитектуры. Резные лестницы, окна и купола — каждая деталь в этом здании сделана с необычайной любовью. Это памятник любви, изваянный из белого мрамора, любви, которую Шрила Прабхупада сумел внушить своим многочисленным ученикам и последователям. Эта любовь, по сути, всего лишь отблеск той любви к Кришне, которая вечно горела в сердце самого Шрилы Прабхупады.
Считается, что великие святые, еще при жизни осознавшие свою духовную природу, свободны от привязанностей к материальному телу, более того, у них нет материального тела, потому что все то, что они делают, пронизано духовной энергией, и постепенно даже их материальная оболочка одухотворяется. Говорится, что у великих преданных (т.е. людей, полностью посвятивших свою жизнь Богу) есть два тела: одно называется сиддха-деха, это вечное совершенное духовное тело, в котором они всегда пребывают в духовном мире. Другое тело, в котором они пришли в материальный мир, как бы становится их альтер-эго — «вторым ‘я'». Поэтому, когда такая личность умирает, её тело не сжигают, над ним совершают определенные обряды, помещают его в соль и зарывают в землю, а затем возводят над этим местом храм, который называется самадхи.
Самадхи — это духовное место, где можно обрести общение с чистым преданным Радхи и Кришны. В одном из своих тел чистый ваишнав остается внутри самадхи, чтобы даровать милость верующим и искренним преданным. Самадхи играют важную роль в играх Шри Чайтаньи Махапрабху, заключающихся в том, чтобы в Кали-югу раздавать милость падшим душам. Любой, обладает он должными качествами или нет, легко может приехать к самадхи и принять их благосклонное общение.
Мы должны прийти к пониманию того, что здесь (у самадхи) «я действительно могу обрести общение с чистым преданным». Никто не является исключением. Например, когда Шрила Прабхупада присутствовал в этом мире, некоторые из его учеников не решались общаться с ним из-за застенчивости или чрезмерной сдержанности. Хотя и желая того, они никогда не говорили со Шрилой Прабхупадой непосредственно и не общались с ним близко. Но сейчас Шрила Прабхупада свободно и полностью отдает себя каждому. Каждый может посетить его самадхи во Вриндаване или Маяпуре и обрести чудесное общение с ним. К самадхи Шрилы Прабхупады, так же как и к другим, следует подходить в настроении самопредания. Конечно, чувствуя благоговение и почтение, преданный предлагает свои дандаваты. Слово «дандават» буквально означает полный поклон, предлагаемый восемью частями тела — двумя руками, двумя ногами, двумя коленями, грудью, головой, глазами, умом и энергией речи (молитвами).
Благоговение и почтение ученика не должны быть в «настроении Ваикунтхи», где они выражены слишком сильно. Ученик чувствует почтение в смысле уважения, но поддерживает дружеское расположение к своему духовному учителю. Нарада Муни объясняет любовные взаимоотношения между гуру и учеником в «Шримад-Бхагаватам» (7.12.1): ачаран дасаван ничо, гурау судрдха саухрдах — «Ученику следует быть смиренным и послушным, и он должен поддерживать настроение прочной дружбы по отношению к духовному учителю».
Мы должны думать, что чистые преданные до сих пор живут здесь. Они слышат наши смиренные молитвы, и если мы искренни и заслуживаем того, то они прольют на нас свою милость. Нам следует вести себя должным образом, в смиренном состоянии ума и с чистой преданностью. Вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху действительно находятся в своих самадхи. Вообразите, что, если бы этот вайшнав до сих пор бы находился в этом мире? Что стали бы вы делать или что бы чувствовали, если бы вошли в его комнату и увидели его тихо сидящим в медитативной позе, поглощенным глубоким сосредоточением на играх Радхи-Шьямасундары? Это то же самое, что и посещение освобожденного вайшнава в его самадхи-мандире!
Это взаимодействие зависит от нашей бхавы (чувств) и ништхи (стойкой веры). Духовные ощущения могут перенести наш ум к этому чистому освобожденному преданному. Однако тот, кто лишен веры, ничего не почувствует в самадхи. Подобно этому, без веры невозможно что-либо ощутить и принимая даршан Божества Кришны.
Посещая самадхи, преданный ощущает сильное чувство духовного общения с ушедшим вайшнавом. Он получает прямое вдохновение и энтузиазм в сердце. Но в то же время, он чувствует глубокую жалость и разлуку с этим вечным обитателем Вриндаваны. Таково единение в разлуке. И конечно, все самадхи — это места, где полные веры преданные чувствуют счастье от непосредственного общения с блаженными чистыми преданными. Но одновременно они ощущают и печаль от разлуки.
3. Божества храма
Кришна-Баларам-мандир — это единственный храм, посвященный Кришне и Балараме, и Божества Кришны и Баларамы из белого и черного мрамора по праву считаются одними из самых красивых Божеств Вриндавана.
Храм построен в месте, которое называется Рамана-рети. Пять тысяч лет назад Рамана-Рети было излюбленным местом детских игр Кришны и Баларамы, которые любили кувыркаться и играть в белом песке Раман-рети. Перед храмом всегда рядами стоят торговцы цветами, которые продают гирлянды для Божеств. Всего за несколько рупий у них можно купить красивую цветочную гирлянду, дать ее пуджари, пуджари наденет ее на Кришну или Балараму и принесет вам взамен другую гирлянду, снятую с Божеств.
Главными божествами храма являются Шри Шри Кришна-Баларама, которые находятся на центральном алтаре. На правом алтаре, расположены Шри Шри Радха-Шьямасундара с гопи Лалитой и Вишакхой. На левом алтаре стоит мурти Чайтаньи с Нитьянандой, а рядом мурти Бхактиведанты Свами Прабхупады и его духовного учителя Бхактисиддханты Сарасвати. Из всех вриндаванских храмов в Кришна-Баларам-мандире принят один из высочайших стандартов чистоты и поклонения мурти.
Рассказывают такую историю:
Вскоре после того, как храм был построен, в него пришел один паломник, он зашел в храм рано утром, поклонившись Божествам, встал у алтаря Кришны-Баларамы и принялся неотрывно глядеть на них. Паломник был из Джайпура и принадлежал к гаудия-вайшнавам. В руках у него были четки, и он постоянно повторял мантру — «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе /Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе». Прошел час, другой, резные деревянные ворота алтаря закрылись, Божествам предлагали пищу, потом ворота были опять открыли, пуджари проводил арати, а паломник всё стоял и стоял, неотрывно глядя на Кришну и Балараму. Ещё через час алтарные ворота опять закрылись, но паломник продолжал стоять. Он дождался, когда после обеденного отдыха Кришны и Баларамы ворота открылись вновь, и опять также неотрывно продолжал смотреть на Кришну и Балараму. Преданные, жившие в храме, проходя мимо, недоуменно пожимали плечами, не понимая, что он делает так долго в храме.
Вечером пришла пора даршана со Шрилой Прабхупадой, и Шрила Прабхупада попросил учеников пригласить всех гостей в храме, которые хотели бы поговорить с ним. Один из западных учеников Шрилы Прабхупады, вспомнив о паломнике из Джайпура, решил пригласить и его. Паломник с радостью согласился, и когда на даршане Шрила Прабхупада спросил его, как ему понравился храм и Божества, паломник начал взахлеб говорить: «Свамиджи, я прошел всю дорогу из Джайпура во Вриндаван, чтобы найти здесь Кришну. Я заходил в разные храмы и побывал во всех уголках Вриндавана, и везде я искал двух братьев — Кришну и Балараму. Мне говорили, что Они должны быть где-то здесь, однако я нигде не мог найти Их. Я спрашивал у людей, но никто не мог толком ответить на мой вопрос. В конце концов, я зашел в ваш храм и увидел Их здесь на алтаре, и я понял, что Они убежали отовсюду и навеки поселились здесь. С самого утра я стою и смотрю на Них, и я вижу бесконечно чудесные игры, в которые Они играют. Скажите мне, Свамиджи, как вам удалось заманить в свой храм этих братьев?»
Говорят, что Шрила Прабхупада ничего не ответил на это, а только довольно рассмеялся, однако секрет прост: Кришне не нужно ничего, у Него уже есть всё. Всё, кроме нашей любви, и это единственное, что может привлечь Его.
Любовь Шрилы Прабхупады завлекла Кришну в этот храм, а любовь учеников Шрилы Прабхупады и учеников его учеников заставляют Его по-прежнему оставаться здесь, в этом удивительном храме Кришны и Баларамы.
Кришна, безусловно, живет здесь, в храме Кришны и Баларамы, и любой, даже самый черствый человек сможет ощутить здесь Его присутствие. Он живет на алтаре храма. Он живет на фресках, украшающих стены храма и Он живет в звуках святого имени, которое круглые сутки звучит здесь.
Во внутреннем дворике храма растёт дерево тамал — это дерево встречается редко даже во Вриндаване, поэтому, когда началось строительство храма Кришны-Баларамы на земле, подаренной Шриле Прабхупаде, он попросил своих учеников ни в коем случае не срубать дерево тамал, росшее на этой земле, и храм был построен вокруг этого дерева. Шрила Прабхупада говорил: «У этого дерева темный, почти черный ствол и цвет кожи Кришны иногда сравнивают с этим деревом. Поэтому Кришну иногда называют Тамал-Кришна, что значит: «Кришна, чья кожа такая же темная, как ствол дерева тамал». Когда Шримати Радхарани видит чёрный ствол этого дерева, она сразу вспоминает о Кришне».
Изначальное дерево уже оставило этот мир. Сейчас на его месте выросло новое. Если потрогать молодые листочки дерева тамал, то можно получить отдалённое представление о том, какие мягкие на ощупь ладони у Кришны.
Каждую весну на 2 недели дерево покрывается мелкими светло-желтыми, похожими на колокольчики цветами, источающими медовый аромат, и тысячи вриндаванских пчел слетаются к этому дереву, чтобы собрать нектар, и весь двор храма наполняется их мелодичным жужжанием.
4. Комнаты Шрилы Прабхупады
Комната Шрилы Прабхупады, в которой он жил и работал, расположена позади храма. Сейчас там находится его музей, в котором представлены личные вещи Шрилы Прабхупады, включая кровать, на которой он провел свои последние дни перед уходом в самадхи. В комнатах собрана уникальная экспозиция — вещи, которыми Шрила Прабхупада пользовался во Вриндаване и в своих многочисленных путешествиях по всему миру. Здесь чувствуется личное его присутствие и благословения.
Вы можете увидеть первый ящичек для пожертвований для Общества сознания Кришны, первые важные документы для Общества сознания Кришны, первые экземпляры газет, отпечатки стоп Шрилы Прабхупады, его личные вещи. Здесь представлена техника – свидетель духовных откровений написания трансцендентных книг. В экспозиции есть музыкальная гармонь, на которой играл Шрила Прабхупада и воспевал Святые Имена Господа Кришны, посуда и инструменты для приготовления и почитания прасада, легендарный чемодан, с которым Шрила Прабхупада приехал в Америку.
Однако самое важное из того, что Шрила Прабхупада оставил людям, — это его книги. Высоко ценимые учеными за их авторитетность, глубину и ясность изложения, они служат учебниками во многих колледжах и университетах. Его труды переведены более чем на восемьдесят языков. «Бхактиведанта бук траст» (издательство, основанное им в 1972 году) является самым большим издательством в мире, публикующим книги по индийской философии и религии.