Однажды, отец Господа Кришны, Нанда Махарадж, собирался вместе с другими пастухами устроить жертвоприношение царю небес Индре. Они свезли огромное количество яств и стали погружать их в Сурья-кунду и Манаси-Гангу: миллионы пакор, самос, расагул, сандешей, горы пури, чапати, тонны сладкого риса и топлёного масла исчезали под водой. Но маленький сын Нанды, Кришна, запротестовал: «Нет нужды почитать полубогов. Давай лучше поклоняться холму Говардхану. С его холма мы получаем сочную траву, которая щедро кормит коров, мы получаем свежую воду, плоды, фрукты, цветы, минеральные краски». Кришна так хотел проучить Индру, возгордившегося своим высоким положением.
«Те, кто вместо полубогов поклоняется Господу Хари, достигают счастья и в этой и в следующей жизни. Холм Говардхана — царь всех повелителей гор. Он родился прямо из груди Господа. Просто созерцая Говардхану, человек освобождается от необходимости рождаться вновь. Поэтому лучше всего устроить поклонение холму Говардхане и коровам».
И пастухи послушались Кришну и провели поклонение холму Говардхану. По Его указанию, все жители Вриндаваны собрались возле Говардхана, украсили коров, накормили их сочной травой и, ведя их перед собой, стали обходить вокруг холма. Гопи нарядно оделись по случаю праздника, сели в повозки, запряжённые быками, и стали счастливо прославлять игры Кришны мелодичным пением. Брахманы раздавали свои благословения пастухам, их жёнам и юным дочерям-пастушкам.
Когда враджаваси обходили холм, Кришна наигрывал на флейте, и её чарующие звуки уносили прочь их усталость. Обойдя холм, они читали ему манту: «Я склоняюсь пред тобой, о холм Говардхана, ты — зонтик Верховной Личности Бога, ты — венец Голоки и ложе леса Вриндаваны».
Чтобы доказать, что Говардхана достоин поклонения, поскольку неотличен от Него Самого, Кришна легко запрыгнул на его вершину и слился с ним. На склоне холма появились глаза, нос, рот, по бокам выросли длиннющие руки, украшенные прекрасными браслетами, сверху появилась корона. Присутствовавшие в благоговении поклонились Ему и громко прославили. Говардхана громогласно заявил: «Я запросто проглочу всё, что здесь есть!» И Кришна-Говардхана одной рукой стал живо загребать все приготовленные яства Себе в рот, а другой прищёлкивал и кричал: «Ещё! Ещё!», и вскоре от больших гор подношений ничего не осталось. Жрецы повторяли благоприятные мантры. Говардхана запивал сласти нектарной водой из ближайших озёр, и вскоре они опустели. Но Говардхана не унимался: «Ещё! Ещё!» Брахманы было растерялись, но тут же нашли выход: помазали подножие холма сандаловой пастой и приложили листики туласи. В конце Ему также принесли тысячи орехов бетеля, смешанных с изысканными пряностями. Говардхана был в блаженстве, полностью доволен и счастлив. Его лицо сияло, как восходящее солнце.
Довольный Кришна-Говардхана мистически вернул враджаваси все проглоченные яства в виде маха-прасада. Те вспомнили, что Ему ещё нужно предложить арати, и стали размышлять, что использовать как лампаду. Говардхана улыбнулся и представил в мыслях тысячи светильников, каждый из которых имел по тысяче фитилей. Они тут же появились наяву, и пастухи предложили их с любовью и преданностью, на которые были способны. Когда враджаваси поклонились холму, Он объявил: «Пренебрегающему поклонением Говардхане, как Я Сам показал, не видать счастья. Здесь много змей, и они закусают такого лентяя до смерти. Все, кто живут рядом с холмом, ради блага коров и своего блага должны поклоняться Ему, как предписываю Я Сам». И затем принял Свою былую форму.
Но царь небес, Господь Индра, пришел в огромную ярость, почувствовав себя оскорблённым пастухами и Кришной. Он приказал туче Самвартаке, которая затопляет весь мир во время разрушения вселенной (вселенского потопа, описанного в писаниях), разорить процветающую Вриндавану. И Самвартака стала извергать нескончаемые потоки воды, толстые, как колонны. С неба обрушились глыбы града и камней, гигантские, словно пики гор. Удары молнии напоминали бивни слонов. Молнии соперничали с громом. Дул ураганный ветер, вырывавший с корнями деревья и снося дома. Постепенно вода сровняла всё.
И враджаваси, находившиеся в страхе от всего происходящего, как всегда, не знали иного прибежища, кроме Кришны. Они обратились к нему с просьбой защитить их.
И тогда Кришна мизинчиком левой руки поднял холм Говардхан. Маленький мальчик сделал это играючи, как дети могут сорвать гриб, поднять его над собой и говорить: «Я под зонтом! Это мой зонт!» И так Господь Кришна держал холм семь дней одним мизинцем. Он призвал всех укрыться под ним от проливного дождя: пастухов и пастушек, коров и телят.
Все жители зашли под холм и оказались в безопасности. Они увидели внизу преогромную долину, ни дождя, ни слякоти. Дорога вниз была выложена самосветящимися драгоценными каменьями в форме ступеней. Их взору предстали изумительные дворцы из бриллиантов, жемчуга, рубинов и изумрудов. В покоях была мебель, кровати, а также всё необходимое для жизни: запасы пищи, воды и травы для коров. Дул приятный лёгкий ветерок, смешанный с ароматом благовоний.
Кришна был бесконечно счастлив видеть неподдельное удивление на лицах односельчан. Увидев своего милого Шьямасундару, изящно державшего холм на мизинчике левой руки, они ощутили прилив блаженства, и их естественная любовь к Нему проистекла из уст в виде пения. Все гопи видели замечательный подвиг Кришны, и Он улыбался, глядя на них. Но когда Его взгляд упал на их груди, Его рука дрогнула, и пастухи немного испугались. Они тут же стали подпирать холм посохами. Позже они хвастали, что без их помощи Кришне ни за что бы не удержать Говардхану.
Пока Кришна держал гору семь дней и ночей, враджаваси наслаждались пением и танцами, не испытывая никаких беспокойств, они были надежно защищены.
В действительности, холм держала, невидимая для всех, Шримати Радхарани, которая обычно находится слева от Кришны. Она — Его духовная энергия в играх. Именно поэтому Кришна поднял холм левой рукой. Господь с помощью Йогамайи специально разгневал Индру, чтобы надолго встретиться с Радхой, ведь Ему очень трудно встречаться с Ней в присутствии старших.
Хотя Говардхана ощущал очень сильные удары града, он был погружён в сладостные воспоминания об играх Кришны вместе с Радхой, гопи и друзьями-пастушками. Они проводили их на его груди и в пещерах, выложенных внутри драгоценными каменьями, сияние которых рассеивало мрак. Кроме того, Говардхана ощущал прилив духовного счастья от прикосновения пальчика Кришны.
Обитатели Вриндаваны были изумлены тем, как Кришна держал холм, а Индра, увидев, что у Самвартаки ничего не получается, несмотря на все его старания, отправился на Землю на слоне и издалека метнул молнию, чтобы разрушить Враджу. Но Кришна с помощью мысли парализовал и молнию, и его руку. Ошарашенный царь небес убежал. Увидев великую мистическую силу Господа, он был, как громом поражён, и уверенность его поколебалась. Он приказал туче остановиться.
Небо очистилось, и вновь появилось солнце. Порывы ветра прекратились. Кришна, прославившийся ныне как тот, кто поднял Говардхану, сказал: «Дорогие друзья, всё закончилось и теперь вы спокойно можете отправляться по домам. Наводнение прекратилось, и вода в реках спп
Мужчины погрузили свои вещи на телеги и вместе с жёнами, детьми и коровами отправились домой. Друзья же Кришны захотели доказать, что они тоже не слабее Его и уговорили Его хоть немного дать им подержать холм. Кришна сдвинул Говардхану так, что мальчикам досталось полвеса горы. Чудовищный груз чуть было не раздавил их, но Господь с улыбкой мгновенно поднял и выровнял холм, а затем положил на прежнее место. Все подбежали и с радостью стали обнимать Кришну. Гопи, всегда пылающие к Нему любовью, стали предлагать творог, смешанный со слезами, и изливали на Него потоки благословений. Яшода, Рохини, Нанда и Баларама по очереди обнимали Шьяму, и с любовью благословляли Его вновь и вновь. Довольные полубоги стали сыпать цветы с небес, играть на барабанах, трубить в раковины, петь и танцевать. После этого Кришна с враджаваси вернулись домой. Как обычно, гопи стали прославлять деяния Кришны с большим удовольствием, ибо пели они от сердца.
Кришна Сам установил, как мы должны поклоняться Говардхану.
Во-первых, надо поклоняться корове — накормить её, провести пуджу и затем обойти вокруг неё. Джива Госвами в своей книге «Гопал Чампу» пишет, как проводить поклонение коровам. Следует, нарядив их в прекрасные шелка и накормив свежей травой, предложить им арати и обойти вокруг них в знак почтения. Если нет возможности поклоняться всем коровам, то можно выбрать одну, и тогда все остальные тоже будут удовлетворены, подобно тому, как при поливе корня дерева питаются все его ветви и листья.
Потом надо устроить большой пир для Говардхана — как можно больше разных блюд, в огромном количестве (обычно это 56 или 108 блюд).
В самой лиле 5 квадратных километров Анакута-кшетры были уставлены приготовленными бриджабаси разными блюдами для Гирираджа.
Также необходимо обойти вокруг Говардхана. Причем, в отличие от многих, кто обходит Его ради того, чтобы обрести богатство, ради решения материальных проблем, мистических совершенств, желания заставить Радху-Кришну явиться перед ним — мы должны просто стараться доставить Гирираджу удовольствие.
В храмах, особенно в Матхуре и Натхадваре, божеств купают в молочных ваннах, одевают их в блестящие наряды, украшенные алмазами, жемчугами, рубинами и другими драгоценными камнями. После молитв и поклонения, разнообразные сладости выкладываются в своеобразную гору перед божествами, затем верующие приближаются к Горе еды и берут немного освященной еды из нее.