Конечно же, во Вриндаван невозможно заехать, просто пересечь географическую границу, воспользовавшись каким-то транспортом. Чтобы попасть во Вриндаван, нужно обладать определённым уровнем сознания. Пять особых Личностей дают благословения для того, чтобы мы развили настроение Вриндавана, чтобы мы проникли внутрь Дхамы. Некоторые им молятся регулярно о том, чтобы получить благословения. Это Вринда Деви, Ямуна Деви, река Ямуна, холм Говардхан, Господь Шива и Враджарену — пыль Вриндавана. Все серьёзные преданные, особенно бриджабаси, постоянно молятся этим пяти Личностям, чтобы никогда не забывать о Кришне, получить Его полную милость, и по оставлении тела попасть не просто в духовный мир, а попасть в вечный Вриндаван, на Голоку Вриндавана.
По традиции паломничество во Вриндаван нужно начинать с посещения храма Гопишвары-Махадева. Это Божество Гопишвары-Махадева учит нас очень важному уроку – как можно поменять свое сердце.
Однажды Господь Шива захотел поучаствовать в танце раса, но это было возможно только в том случае если он превратится в женщину. По милости Пурнамаси Шиве это удалось. И, так как Паурнамаси проявила милость к Шиве, то милость Кришны была готова пролиться на него. Он говорит: «О, Махадев. Ты согласился стать маленькой девочкой, невинной, здесь во Вриндаване. Мне очень нравится твое смирение. Отныне Я даю тебе благословение: все люди, которые приезжают сюда, во Вриндаван, первым делом они будут приходить к тебе, и у тебя будет право даровать им благословение, чтобы они смогли изменить свое сердце точно так же, как ты поменял свое сердце сегодня. Ты превратился в маленькую гопи здесь и то же самое право здесь, во Вриндаване, будет дано только тебе, только ты будешь обладать этой привилегией — даровать другим людям возможность получить любовь к Кришне и избавиться от ложного эго». И Кришна дал это благословение.
На самом деле за этим благословением стоит очень большая, глубокая философия. Кришна хочет, чтобы люди, которые приезжают во Вриндаван, сначала поклонялись не Ему. Сначала человек должен прийти и поклониться Шиве. Рагхунатх дас Госвами пишет, что даже гопи во Вриндаване приходят к Махадеву без Твоего благословения. И, в сущности, за всем этим стоит очень большой секрет. Кришна хочет, чтоб Ему поклонялись Его преданные, чтобы наше сердце избавилось от апарадх, чтобы наше сердце избавилось от оскорблений, от ложного эго. Сначала я должен поклоняться и служить преданным Кришны. На самом деле преданным Кришны служить труднее, чем Самому Кришне. Кришна, очевидно, – Бог. Его великолепие, Его сила, слава, красота настолько очевидны, что не возможно не служить Ему. Но Кришна говорит: «Я больше доволен, когда служат Моему преданному, чем когда служат Мне». Если вы хотите избавиться от оскорблений, докажите, что ваше сердце свободно от оскорблений, благодаря тому, что вы будете служить преданным. Сам Кришна особым образом показывает это. Сам Кришна для того, чтобы подчеркнуть это, поклоняется Шиве.
У Туласи Деви, которую называют также Вринда Деви — царицей Вриндавана, — цвет лица подобен расплавленному золоту. На ее лице мерцающая золотая лучезарность. Кроткая улыбка украшает ее губы. Она носит голубые одежды и украшена жемчугом и цветами. Ее правая рука поднята, благословляя преданных, а в левой руке она держит своего желтого попугая, Дакшу, у которого много попугаев-учеников различных цветов: красного, зеленого, желтого, голубого, белого. Попугаи служат Вринда Деви, разнося послания в различные места во Вриндаване.
Вринда Деви ответственна за игры Радхи и Кришны во Вриндавана лиле. Она решает, какие цветы будут цвести, какие птицы будут петь, какие песни будут петь, какие ветры будут дуть, какая пища будет предлагаться, в какие игры будут играть, и на каких музыкальных инструментах будут играть.
Господь Кришна и Шримати Радхарани дали Вринда Деви роль царицы Вриндавана. Вринда Деви подобна главному директору или хореографу Вриндавана лилы, а ее попугаи — это ее служба связи. Она всегда остается во Вриндаване, поглощенная в любовь Радхи и Кришны. Ее великое стремление — искусно устраивать их встречи, и делая это она чувствует величайшую радость. И без ее разрешения вы не сможете попасть во Вриндаван, ибо она стоит у его ворот, и не пропускает тех, у кого остались материальные привязанности.
О священной реке Ямуне можно говорить в женском роде, поскольку мы представляем Ямуну не только в виде водоема, но и в виде личности, священной личности, которая служит Господу через свои священные воды. Ямуна Деви – это олицетворение реки Ямуны. Каждая река олицетворяется определенной личностью. Порой они являются, выходя из этих вод в своем священном облике и мы можем их созерцать.
Шастры говорят нам о том, что Ямуна Деви является дочерью бога Солнца — Сурьядева, но она не единственный его ребенок. У нее есть также и брат — Ямарадж.
Невозмоно избежать в рассказе о реке Ямуне упоминания знаменитой истории. Однажды гопи спросили Кришну: «Кришна, чего это ты такой темнокожий?» Слегка растерявшись и немного помедлив, Кришна сказал: «Дело в том, что я родился в полночь». Одна из гопи сказала: «Это совсем не причина того, что ты темнокожий, Кришна. Я знаю, почему ты такой». Все гопи собрались вокруг нее и стали забрасывать ее вопросами: «Почему же, почему? Если он темнокожий не из-за того, что родился в полночь, какова истинная причина?» Гопи сказала: «Дело в том, что мама Яшода кормит его молоком черной коровы, поэтому он такой темненький». Тут в дело вступила другая гопи: «Я знаю, почему Кришна черный». «Слушай, ты знаешь истинную причину? Расскажи». «Дело не в полуночном рождении и не в молоке черной коровы, а совсем в другом. Дело в том, что он каждый день омывается темными водами реки Ямуны»
Рупа Госвами описывает Ямуну-деви как одну из пяти личностей, к которым мы должны обращаться за благословениями на прогресс в преданном служении и в духовной жизни, поэтому так важно поклоняться ей и запастись ее благословениями для успешного развития в духовной жизни.
Холм Говардхан одно из наиболее часто посещаемых мест во Враджа-мандале. Это не удивительно, потому что со времён, когда Кришна 5 000 лет назад проводил здесь свои игры, только три вещи остались неизменными: пыль Вриндавана, река Ямуна и Холм Говардхан.
Говардхан играет множество ролей в играх Господа: как друг и защитник, как земля обетованная, где, являясь свидетелем наиболее интимных супружеских развлечений Кришны, он всегда готов служить Господу. «Красный порошок, киноварь, желтый и другие пигменты, которые предоставляет Говардхан, украшают трансцендентальное тело Кришны. Чтобы придать изысканный запах и сладость телу Господа, природа здесь естественным образом производит мускус, кункуму, камфару и агуру». На самом деле Говардхан – это инкарнация Кришны. Многие преданные поклоняются Говардхана-шиле как своему божеству. Говардхан и Ямуна располагают неограниченными возможностями благословлять преданных Кришны. Поэтому необходимо всегда молить Гири-Говардхан, чтобы он помог увеличить человеку привязанность к лотосным стопам Радхи-Кришны, которые представляют собой высший объект поклонения.
С именем Говардхана связано множество игр Кришны. Они включают в себя: раса-танец в Чандрасароваре, сбор пошлин на Манаса Ганге (где Кришна играет роль лодочника), праздник Аннакуты, Говардхана-пуджу и игру, в которой Кришна поднимает холм Говардхана, извинения, принесенные Индрой, и абхишеку Кришны на Говинда-кунде. Кришна мизинцем левой руки Сам держал Говардхан. Семь дней Кришна держал гору, пока Индра не спохватился и не упал в ноги Господу, моля о прощении.
Пыль Вриндавана — непростая пыль. Эта пыль лежит на дорогах Враджа еще со времен пребывания там Самого Кришны.
Говорят, что Кришна хотел, чтобы люди могли общаться с Ним через что-то личностное и ощутимое. Тогда Он взял любовь из Своего сердца и разбрызгал ее повсюду. И эта любовь превратилась в мягкую пыль Вриндавана. Соприкоснувшись с пылью Вриндавана каждый человек получает огромную милость и безграничную любовь.
«Эта мягкая пыль – очень драгоценная вещь. Одна пылинка – дороже чем все сокровища вселенной. А тут ее столько, что не знаешь куда от нее деваться. Говорится, что это пыль насыщена любовью из сердца Кришны.»
Но для нас существует ещё одна, шестая Личность, очень особенная, которая даёт нам полное благословение на пребывание во Вриндаване и на получение всей милости Вриндавана — это Шрила Прабхупада.
Поэтому мы всегда говорим — Вринда Деви, Ямуна Деви, пыль Враджа, Говардхан, Господь Шива и Шрила Прабхупада. Мы очень благодарны Шриле Прабхупаде за возможность находиться здесь, и мы должны помнить об этом каждую секунду. Мы должны постоянно помнить о том, что Шрила Прабхупада дал нам особую милость, Он не просто пригласил нас сюда — Он также открыл для нас Дхаму. Здесь очень много трансцендентных личностей, трансцендентных видов деятельности происходит во Вриндаване, хотя материальные чувства не дают нам возможности всего этого увидеть, но это происходит каждое мгновение здесь.