Этот сказочный лес, полный уединенных рощ и укромных уголков, где Радха-Кришна предаются любовным развлечениям, называется Вриндаван, потому что он находится под управлением и покровительством Вринда-деви, вечно царствующей здесь лесной богини(вана деви). Ей подвластнывсе деревья, лианы,птицыи животные Вриндавана,которые зависят от нее и послушны ей. Она также вовлекаетбесчисленное количество гопи в служение, необходимое для Радхи-Кришныв кунджах, и поэтому считается господствующим Божеством кунджа-севы.
Важно понять различие между Йогамайей, Паурнамаси и Вриндадеви. Когда Йогамайя, внутренняя энергия Господа (сварупа-шакти), принимает облик, доступный восприятию, она становится Бхагавати Паурнамаси. Это лила-аватара Шри Вриндаван Йогамайи, которая до мельчайших деталей подготавливает все игры Кришны в лесах и деревнях Враджа. Вринда-деви — тоже воплощение Йогамайи, но она устраивает сокровенные игры Божественной Четы в никунджах, такие как танецраса и другие. Цвет ее тела напоминает расплавленное золото, она носит синие одежды, жемчужное ожерелье и гирлянду из лесных цветов.
Отца Вринда-деви зовут Чандрабхану, мать — Пхуллара Гопи, сестру — Манджари, а мужа — Махипал, и все они вечно живут во Вриндаване. Вринда — самая важная среди всех посланниц (дути), таких как Вриндарика, Мела и Мурали.С помощью различных уловок она искусно устраивает свидания Радхи и Кришны и считается покровительницей Вриндавана. Свое царство, которому она так замечательно служит, защищает и опекает, она посвятила лотосным стопам Вришабхану-нандини Шримати Радхики — воплощению высочайшей любви (махабхавы). Поэтому Шримати Радхика есть истинная Вриндаванешвари, царица Вриндавана.
В Пуранах рассказывается о Вринде, дочери царя Кедары; о Туласи, дочери царя Кушадхваджи, которая вышла замуж за Шанкха чуду, а также о деревце Туласи, которое очень дорого Господу Хари. Все они представляют собой частичные проявления (амша, пракаша и кала-сварупа) Вринда-деви, которая считается непосредственным проявлением тела Шримати Радхики, олицетворения всехэнергий Господа (сарва-шакти-майи). Вринда-деви вечно живет во Вриндаване и постоянно служит Божественной Чете в никунджах. Вриндаван получил свое название в ее честь.
Безграничная слава Вриндавана описывается повсюду в «Шримад-Бхагаватам», который является лучшим из всех доказательств. Шри Упананда, советник и старший брат Шри Нанды Махараджи, говорит:
ванам врндаванам нама
пашавйам нава-кананам
гопа-гопи-гавам севйам
пунйадри-трна-вирудхам
(Шримад-Бхагаватам,10.11.28)
«Нам, пастухам, нельзя больше оставаться в Гокула Махаване, где постоянно царит беспорядок. Мы должны немедленно переселяться в несравненно восхитительныйВриндаван. В этом лесу много сочной травы, разнообразных деревьев, увитых лианами, и священных холмов. Там есть все необходимое для того, чтобы наши гопы, гопи и животные чувствовали себя счастливыми». Чатурмукха Брахма, с изумлением наблюдая сладостные игры Шри Кришны, молился со сложенными ладонями:
тад бхeри-бхагйам иха джанма ким апй атавйам
йад гокуле’пи катамаyгхри-раджо ’бхишекам
йадж-дживитам ту никхилам бхагаван мукундас
тв адйапи йат-пада-раджах шрути-мргйам эва
(Шримад-Бхагаватам,10.14.34)
«О мой Господь! Величайшей удачей для меня было бы родиться где-нибудь в лесу Гокулы, чтобы умастить свое тело пылью с лотосных стоп враджаваси. Верховная Личность Бога Мукунда — сама их жизнь. Даже олицетворенные Веды жаждут обрести пыль с их лотосных стоп. Если мне не дано родиться ни в одном из видов жизни во Вриндаване, то позволь стать хотя бы камнем на окраине Нанда-Гокулы, о который женщины, убирающие в деревне отхожие места, очищают ноги! Тогда благословенная пыль с их стоп ляжет мне на голову».
Уддхава, молится:
асам ахо чарана-рену-джушам ахам сйам
врндаване ким апи гулма-латаушадхинам
йа дустйаджам сва-джанам арйа-патхам ча хитва
бхеджур мукунда-падавим шрутибхир виргйам
(Шримад-Бхагаватам, 10.47.61)
«Гопи Вриндавана отказались от своих мужей, сыновей и остальных родственников, что невероятно трудно сделать. Они сошли с пути целомудрия ради того, чтобы найти прибежище у лотосных стоп Мукунды, Кришны, который является целью всего ведического знания. Я молю об удаче стать кустом, лианой или травой во Вриндаване в надежде, что гопи однажды коснутся меня своими лотосными стопами и благословят хотя бы одной пылинкой со своих стоп». Прекрасные женщины Матхуры, наблюдая за состязаниями на борцовской арене, прославляли Вриндаван:
пунйа бата враджа-бхуво йад айам нр-лиyга-
гудхах пурана-пурушо вана-читра-малйах
гах палайан саха-балах кванайамш ча венум
викридайанчати гиритра-рамарчитангхрих
(Шримад-Бхагаватам, 10.44.13)
«О! Во всех трех мирах только Шри Вриндаван и живущие там гопа-рамани по-настоящему удачливы. Изначальный Верховный Господь Шри Кришна как обычный человек совершает там Свои игры, устраиваемые Йогамайей. Украшенный гирляндой из разных лесных цветов, Он играет на флейте и вместе с Баладевой и сакхами пасет коров, предаваясь веселым пастушеским играм».
Опьяненная кришна-премой, одна гопи говорит другой:
врндаванам сакхи бхуво витаноти киртим
йад деваки-сута-падамбуджа-лабдха-лакшми
говинда-венум ану матта-майeра-нртйам
прекшйадри-санв-аваратанйа-самаста-саттвам
(Шримад-Бхагаватам,10.21.10)
«О сакхи! Благодаря Вриндавану Земля, щедро украшенная следами лотосных стоп Шри Кришны,сына Яшоды, своей безграничной славой затмила Вайкунтху. Услышав звук флейты, павлины приняли его за раскаты грома и стали танцевать как безумные, а животные, обитающие у подножья Говардхана, застыли на месте от охватившего их блаженства». Великий бхакта Шрила Шукадева Госвами также зачарован Вриндаваном и без устали прославляет эту землю:
бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникнрам
бибхрад васах канака-капишам ваиджйантим ча малам
рандхран венор адхара-судхайа пурайан гопа-врндаир
врндаранйам сва-пада-рамаtаv правишад гита-киртих
(Шримад-Бхагаватам,10.21.5)
«Шри Шьямасундара, чарующий весь мир, выглядит как танцор, когда вместе с друзьями входит во Вриндаван, чудесный лес Вринды, украшенный следами его лотосных стоп. В волосах у Него павлинье перо, а за ухом — желтый цветок канера. Красоту его темного тела подчеркивают ослепительно сияющие желтые одежды. Ароматная гирлянда из пяти видов цветов достигает колен. Наполняя флейту нектаром Своих уст, Ониграет сладкую мелодию, завораживая все движущиеся и неподвижные живые существа. Мальчики-пастушки следуют за Ним, воспевая ему славу».
Как сказано в «Брахмаямале», Шри Кришна никогда не покидает сладостный Вриндаван, полный вечных блаженных рас: врндаванам паритйаджйа падам экам на гаччхати.
Один вайшнавский поэт в двух строках изложил суть всех описаний Вриндавана, содержащихся в шрути и Пуранах, словно вместил океан в сосуд для воды:
брадж самудр матхура камал врндаван макаранд
брадж ванита саб пушп хаин мадхукар гокулчанд
«Врадж — океан, Матхура — лотос, Вриндаван — лотоса пыльца, нектар цветочный — враджа- гопи, Гокулачандра Кришна — шмель».