Ямуна, часть 2

Опубликовано Опубликовано в рубрике Храмы и святые места

Рупа Госвами описывает Ямуну-деви как одну из пяти личностей, к которым мы должны обращаться за благословениями на прогресс в преданном служении и в духовной жизни, поэтому так важно поклоняться ей и запастись ее благословениями для успешного развития в духовной жизни.

Мы прекрасно знаем эти пять личностей, и буквально вчера мы повторяли их трансцендентные имена. Но к этому списку из пяти имен, конечно же, нужно прибавить, по моему мнению, имя шестой личности, потому что без его милости, без его жертвы и жизненного подвига, мы бы с вами здесь не сидели и не было бы и речи о том, чтобы мы получили благо духовной жизни. Мы говорим, конечно же, о Шриле Прабхупаде. Я уверен, что сам Шрила Рупа Госвами не возражал бы против подобного дополнения этого списка.

Приходом сюда, в это священное место в конце нашей парикрамы мы формально закончили нашу просьбу, нашу мольбу к этим пяти личностям. Помните, как месяц назад мы приехали сюда и первое место куда мы направились — был Камьяван. Там было красноватого цвета божество Вринда-деви. Мы пошли прямо к Вринда-деви и стали просить ее о милости, о возможности войти во Вриндаван. Мы не посещали храмы Господа Шивы, но куда бы мы ни пошли, везьде можно было увидеть шива-лингамы. Поэтому обращаясь к Гопишвара Махадеву, мы попросили о милости пропустить нас, впустить в священную обитель.

Помните Говардхана-парикраму, которую мы прошли дважды, чтобы все было наверняка. Первый раз мы прошли довольно спокойно, а второй раз мы буквально пробежали вокруг. Помните? По моему мнению, это была самая скоростная парикрама за все мое время в движении сознания Кришны. Честно скажу, почему это так получилось. Я шел по стопам Чатуратмы прабху. Нет, простите, я ошибся. Я шел за Бада Харидасом прабху, который обогнал меня настолько, что когда я, запыхавшись, пришел к Радха-кунде, он там спокойно сидел и повторял Харе Кришна, он спросил: «Махарадж, чего это вы так отстали?» Таким образом, круг нашей молитвы, нашего обращения к святым личностям, замкнулся сегодня посещением берега реки Ямуны. Мы обращаемся к реке Ямуне для того, чтобы логическим образом завершить нашу парикраму.

Ямуна — очень могущественная личность, дочь самого бога Солнца. Но могущество этой личности придает не просто факт ее происхождения, а гораздо более глубокие причины, которые мы сейчас объясним, опираясь на слова Шрилы Рупы Госвами. Я уверен, что вы будете очень счастливы это услышать и добавить этот драгоценный камень в ту шкатулку сокровищ, которые вы храните в сознании Кришны у себя на груди. По словам Рупы Госвами, особое могущество Ямуне Деви придает то, что она является прямой экспансией Вишакхи. Вишакха – это одна из главных сакхи, девочек постарше, которые служат Радхарани. Этих основных гопи 8. Рупа Госвами также объясняет, что точно так же, как Кришна принимает различные обличия для того, чтобы получить наибольшее удовольствие от игр со своими преданными, так же и Радха по различным причинам принимает разнообразные обличья, включая богиню удачи Лакшми. Как ни удивительно, как ни странно, как ни загадочно это звучит даже преданные порой принимают другие обличия для того, чтобы совершать разные служения. Мне однажды сообщили о том, что чистые преданные могут одновременно присутствовать как в духовном мире у стоп Господа Кришны, так и в этом материальном мире продолжая свою проповедь. Это очень глубокая эзотерическая тема. Я считаю себя не достойным ее касаться. Но, как сказал нам Прабхупада. по мере того, как мы будем восходить выше и выше, мы приблизимся к пониманию этого. Даже мы с вами сейчас можем понимать, насколько прекрасен процесс сознания Кришны, насколько много в нем восхитительных подробностей и тонкостей. Представьте себе, что ожидает нас, насколько прекрасным и возвышенным будет процесс по мере нашего духовного развития.

Итак, сакхи Вишакха принимает жидкую форму для того, чтобы служить играм Кришны. Эта форма называется Джал-кели. Я назвал однажды свою одну ученицу именем Джалкели. Она сказала: «Гуру-Махарадж, какое-то необычное имя Вы мне дали». Я сказал ей: «Оно мне очень нравится. Мне нравится, что тебя назовут теперь Джалкели». «Джал» – это вода, и «кели» – это игры Господа. Таким образом, речь идет о водных развлечениях Господа, которых было великое множество. Почитав «Шримад-Бхагаватам», книгу «Кришна» и «Чайтанья-чаритамриту», вы можете столкнуться с огромным количеством описаний игр в воде, которыми занимаются жители Вриндавана. Я слышал однажды, как на своей лекции один преданный даже пошутил, сказав, что перед тем, как отправиться в духовный мир, нужно научиться плавать. Есть игры лодочные, есть игры-брызгалки, есть игры с притворным шуточным утоплением друг друга, и так далее. И все это устраивает Вишакха, принимая форму Ямуны-деви, чтобы служить так Господу.

Поэтому сейчас мы обратимся к одному прекрасному стиху, посвященному Ямуне-деви, автором которого является сам Господь Чайтанья. Этот стих находится в Мадхья-лиле, глава 3, текст 28.

чид-ананда-бханох сада нанда-сунох

пара-према-патри драва-брахма-гатри

агханам лавитри джагат-кшема-дхатри

павитри-крийан но вапур митра-путри

«О Ямуна, твои блаженные духовные воды даруют любовь к сыну Махараджи Нанды; они неотличны от вод духовного мира, ибо способны смыть с нас все грехи и избавить от их последствий. Ты несешь благо всему миру. О добродетельная дочь бога Солнца, пожалуйста, очисти нас».

Поэтому посещая это место, получите все возможное благо, омывшись или нанеся хотя бы три капли воды на макушку. Когда мы катаемся на лодках, вы можете обратить внимание, что преданные брызгаются, а другие возражают: «Хватит брызгаться!» «Нет, брызгайтесь», — я говорю так потому, что это не просто холодная вода, а это жидкий нектар. В «Ади-Вараха-Пуране» описывается благо, которое мы достигаем, получая всего несколько капель воды Ямуны на голову. Цитата. «Река Ямуна во Вриндаване в 100 раз более священна, чем сама Ганга. Тот, кто омывается в водах Ямуны, очищается и обретает способность управлять своими чувствами.» Но это еще не все. Дело обстоит гораздо глубже. Как в той знаменитой беседе между Господом Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Роем, где Господь Чайтанья просил Рамананду Роя еще глубже объяснить, дальше.

Выслушав слова Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура, мы можем еще больше узнать о славе этого водоема. Он пишет о реке Ямуне в своей книге «Враджа-рити-Чинтамани»: «Река Ямуна подобна гирлянде из голубых лотосов, сапфировому ожерелью или голубому поясу, носимому богиней Вриндавана. Те, кто омываются в ее водах, обращаются в чистых преданных, неся Господа Кришну в своих сердцах.» Кто упустит такую возможность — омыться в Ямуне?

В своем прославлении реки Ямуны Шрила Рупа Госвами раскрыл эту тему еще глубже. Слушайте очень внимательно, поскольку я зачитаю «Ямуна-аштакам».

бхратур антакасйа паттане ’бхипатти-харини

прекшайати-папино ’пи папа-синдху-тарини

нира-мадхурибхир апй ашеша-читта-бандхини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини (1)

Пусть Ямуна-деви, дочь Сурьи, бога Солнца, очистит меня. Любого, кто касается ее вод, она спасает от наказания в обители ее брата Ямараджи. Увидев ее, даже самые отъявленные грешники освобождаются от грехов. Ее прекрасные воды пленяют сердце каждого.

хари-вари-дхарайабхимандитору-кхандава

пундарика-мандалодйад-андаджали-тандава

снана-кама-памарогра-папа-сампад-андхини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини (2)

Своим потоком, радующим сердце, она украшает обширный лес Кхандава, владение Индры. На белых лотосах, цветущих по ее берегам, непрестанно танцуют трясогузки и другие птицы. Одно только желание омыться в ее кристально чистых водах достаточно, что бы избавится от самых страшных грехов. Пусть же Ямуна-деви, дочь Сурьи, очистит меня!

шикарабхимришта-джанту-дурвипака-мардини

нанда-нанданантаранга-бхакти-пура-вардхини

тира-сангамабхилаши-мангаланубандхини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини (3)

Достаточно окропить себя лишь каплей ее воды, чтобы искупить вину за самое тяжкое преступление. Она усиливает в сердце рагануга-бхакт поток любви к Шри Нанда-нандане и дарует благословения каждому, кто хочет жить на ее берегах. Пусть же Ямуна-деви, дочь Сурьи, очистит меня!

двипа-чакравала-джушта-сапта-синдху-бхедини

шри-мукунда-нирмитору-дивйа-кели-ведини

канти-кандалибхир индранила-вринда-ниндини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини (4)

Ямуна-деви столь могущественна, что в отличие от всех остальных рек никогда не смешивается с океанскими водами несмотря на то что она пересекает семь гигантских островов и впадает в семь океанов, окружающих эти острова. Она постоянно созерцает удивительные сокровенные лилы Шри Кришны и помогает этим лилам проявиться в сердцах тех, кто находит у нее прибежище. Ее темные искрящиеся воды прекраснее драгоценных сапфиров. Пусть же Ямуна-деви, дочь Сурьи, очистит меня!

матхурена мандалена чарунабхимандита

према-наддха-ваишнавадхва-вардханайа пандита

урми-дор-виласа-падманабха-пада-вандини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини (5)

Украшенная прекрасной Матхура-мандалой, Ямуна-деви пробуждает рагануга-бхакти в сердцах искренних вайшнавов, которые омываются в ее водах. Своими нежными волнами, словно руками, она совершает поклонение лотосным стопам Шри Кришны. Пусть же Ямуна-деви, дочь Сурьи, очистит меня!

рамйа-тира-рамбхамана-го-кадамба-бхушита

дивйа-гандха-бхак-кадамба-пушпа-раджи-рушита

нанда-суну-бхакта-сангха-сангамабхинандини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини (6)

Живописные берега Ямуны-деви украшены цветущими кадамбовыми деревьями, источающими райское благоухание, и стадами радостно мычащих коров. Видя у своих вод преданных сына Нанды Махараджи, она чувствует безмерное счастье. Пусть же Ямуна-деви, дочь Сурьи, очистит меня!

пхулла-пакша-малликакша-хамса-лакша-куджита

бхакти-виддха-дева-сиддха-киннарали-пуджита

тира-гандхаваха-гандха-джанма-бандха-рандхини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини (7)

Над ее водами раздаются голоса сотен тысяч лебедей, чьи круглые глаза напоминают распустившиеся цветы маллика. Ей выражают почтение полубоги, сиддхи, киннары и люди, полностью посвятившие себя служению Шри Хари. Любой, кого коснется ее приятный ветерок, непременно освободится из круговорота рождений и смертей. Пусть же Ямуна-деви, дочь Сурьи, очистит меня!

чид-виласа-вари-пура-бхур-бхувах-свар-апини

киртитапи дурмадору-папа-марма-тапини

баллавендра-нанданангарага-бханга-гандхини

мам пунату сарвадаравинда-бандху-нандини (8)

Неся свои воды через три мира (Бхух, Бхувах и Свах), она дарует их обитателям духовное знание. Тот, кто воспевает ее в молитвах, сжигает дотла последствия самых тяжких грехов. Ее воды благоухают сандалом с тела Шри Кришны. Пусть же Ямуна-деви, дочь Сурьи, очистит меня!

тушта-буддхир аштакена нирмалорми-чештитам

твам анена бхану-путри сарва-дева-вештитам

йах ставити вардхайасва сарва-папа-мочане

бхакти-пурам асйа деви пундарика-лочане (9)

О Сурья-путри! О Деви! О Ямуна! Твои воды могут очистить каждого. Тебе поклоняются все полубоги. Пусть же в сердце того, кто в спокойном состоянии ума повторяет эту молитву, расцветет любовь к лотосоокому Шри Кришне!