Кусум-саровар (санскр. कुसुम सरोवर, kusuma sarōvara)
Священное озеро во Врадже, расположенное у подножия холма Говардхан, между озером Радха-кунда и городом Говардхан, в регионе Уттар-Прадеш. Его также называют озером Сумана-саровар.
Длина озера составляет 137 метров, а глубина достигает 60 метров. Вода в озере непроточная, но из-за своей глубины озеро остается достаточно чистым. В нем обитают черепахи и в жаркие дни купаются местные обезьяны. Кусум-саровар окружен гхатами (набережной с местами для ритуальных омовений). Часто паломники после многочасового обхода холма Говардхан совершают омовение – священное озеро дает прохладу и снимает усталость.
Но больше всего людей к этому озеру привлекают спокойствие и безмятежность, которые оно предлагает. Там прорастают древесные рощи, состоящие в основном из деревьев Кадамба. Интересно, что Кадамба было любимым деревом Кришны.
На берегу озера красуются необычного вида строения, напоминающие дворцы. Этот потрясающий памятник архитектуры, шедевр зодчества, выполненный из песчаника, посвящен трансцендентным любовным играм Шри Шри Радхи и Кришны на берегах этого озера.
Сами здания были возведены около 1764 года царем Баратпуры, Махараджем Джавахиром Синхом, как дань своему великому отцу, Радже Сурадже Малу, одному из знаменитейших воинов Джата в индийской истории, чей прах покоится в центральном строении. Внутри этого впечатляющего здания, в центральной его части на полу можно увидеть точную копию отпечатка стопы Кришны. Потолок там расписан фресками с изображениями игр Кришны, а также подвигов самого Сураджа Мала.
В других двух строениях по обеим сторонам главного здания покоится прах двух цариц Сураджа Мала, и там же можно видеть копию отпечатка стоп Шримати Радхарани. Потолок этих двух зданий тоже расписан фресками на темы из игр Господа Кришны. Рядом расположен храм Гирираджа.
Раньше вокруг священного озера был чудесный лес под названием Пушпа-ван (лес цветов), в котором Шримати Радхарани вместе с подругами обычно собирали цветы.
О происхождении озера упоминается в лекции Шрипад Бхакти Ранджан Мадхусудан Махараджа (3 марта 2014 года. Говардхан, Индия):
«Кусум означает «цветок», а саровар — «озеро». Здесь повсюду росли цветы. Деревья, кустарники — все цвело, все было и продолжает быть на невидимом плане в цветах. Здесь происходят всевозможные битвы за цветы, споры, разногласия: кто владелец этих цветов? кто может их собирать, кто не может? Привлекаются противоборствующие стороны, и так эти игры проходят здесь постоянно.»
«Существует много версий происхождения этого озера, но та, что мы слышали, такова: когда произошла ссора между Кришной и Шримати Радхарани по поводу цветов, несколько цветов из Ее рук выпали на землю. Она сказала: «Я собиралась предложить их, Я собиралась сделать с ними пуджу, но теперь они нечисты, и нет времени идти на Ямуну мыть их». Кришна сказал: «Не проблема, помоем их здесь». Он флейтой сделал углубление в земле, туда устремилась божественная вода, и так образовалось это озеро — Кусум-саровар.»
Много игр проходило на Кусум-сароваре. Одним утром Шримати Радхика и Её подружки пришли на берег озера собрать ароматные цветы, которые росли здесь в изобилии. Видя ветку полную цветов, Она наклонила её вниз одной рукой и стала собирать цветы другой… Зная, что Шримати Радхарани пришла, Кришна, который был большим шутником, залез на это дерево и расположился так, будто Он сам и есть ветка. Используя весь свой вес, чтобы нагнуть эту ветку вниз, Он спрятался так, чтобы Шримати Радхарани не увидела Его. Радхарани была поглощена собиранием цветов с этой ветки, когда Кришна внезапно перескочил на другую ветку. Первая ветка сразу разогнулась вверх, подняв за собой Шримати Радхарани. Радхика стала звать на помощь и Шри Кришна мгновенно спрыгнул с дерева и поймал висевшую Шримати Радхарани в Свои руки. Видя всё это, подружки стали хлопать и громко смеяться, но Радхика начала их бранить.
Так или иначе, все Их игры очень сокровенны. Здесь, в этих местах, Шримати Радхарани и Кришна встречаются утром. Здесь идет подготовка к дальнейшим играм в полдень на Радха-кунде и Шьяма-кунде.
Согласно Брахма-вайварта-пуране, на берегах озера совершал свою аскезу великий мудрец Аштавакра Муни, ожидая появления на земле Радхи и Кришны. Говорится, что во время священного даршана, когда мудрец воочию увидел Их, он покинул свое бренное тело. На западном берегу озера располагается небольшой алтарь Господа Шивы, и именно здесь, по преданию, Аштавакра вошел в самадхи.
Во время Своего паломничества во Вриндаван Господь Чайтанья тоже приходил к Кусум-саровару и омывался в его прохладных водах.