Во Вриндаване, в самом его сердце, есть необычное место, это самое сокровенное место во всем Вриндаване. Называется оно Сева кунджа.
Чем же это место отличается от других святых мест Вриндавана? Во всех остальных местах гопи служат Кришне, а здесь на оборот, Кришна служит Шримати Радхарани.
Сева кунджа находится к юго-западу от храма Шри Радха-Дамодары и называется также Никунджаван. Здесь в маленьком храме поклоняются картине, на которой изображается, как Кришна растирает Радхике стопы.
Враджаваси говорят, что даже в наши дни Радха и Кришна каждую ночь проводят в Сева-кундже свои игры, поэтому в сумерки все покидают эту кунджу. Каждый вечер в 7 часов все люди, животные и птицы покидают эти места. Так как там проходят ночные лилы Шри Шри Радхи и Кришны. Простой человек не может выдержать таких высоких духовных энергий. Утверждают, что один человек попытался остаться там на ночь, но наутро его нашли мёртвым. Другие, избежав смерти, обезумели. (может от любви?) :)) По этому не стоит пытаться проникнуть в это место силой не обладая правильным настроением, думая что я сейчас приду и увижу игры Радхи и Кришны. Пока мы не осознали своего духовного положения мы не можем войти туда. Для этого нужно получить разрешение.
Но зато это могут святые. Местный брахман рассказывал, что однажды там на ночь остался один святой, а утром он всем пришедшим раздавал маха-прасад, который ему лично дала Радхарани. Днем и вечером в этих местах очень много обезьян и птиц.
Но есть и другая история. Когда Расакхан пришел во Врадж, он безуспешно искал Кришну по всему Враджу. В конце концов он получил даршан Кришны именно в Сева-кундже и рассказал об этом в своих прекрасных стихах (падах):
декхйо дурйо вах кундж кутир мен
баитхйо палотат радхика пайан
Я стоял на пороге Сева-кунджи и наблюдал,
Как Кришна послушно растирает стопы Радхе…
Здесь можно увидеть деревья — туласи необычных форм и вида. Такое ощущение, что они застыли в каком-то невероятном танце. Так же там есть старое дерево тамал, о которое Кришна преследуемый гопи вытер руки, испачканные маслом. На стволе этого дерева можно видеть круглые наросты, напоминающие шалаграма-шилы. Весь Сева кундж полон деревьев кадамба, тамал и шьяма, причудливо увитых лианами.
Некоторые садху, живущие поблизости, говорят, что по ночам со стороны сада слышны звенящие звуки браслетов, стук сандалий и женский смех. Они также слышат звук «тала», которым отбивают ритм танца – та, та, та, та! Здесь есть храм, который закрывается на ночь, а утром все предметы, приготовленные для Радхи и Кришны, разбросаны и видно, что ими пользовались.
Однако, Шрила Прабхупада, чей авторитет безупречен, утверждал, что ночные танцы в саду – народные сказки, невесть откуда взявшийся вымысел. Тем не менее, люди продолжают интересоваться ночной мистерией Сева Кундж.
На этом святом месте проходил танец раса и здесь Господь Кришна служил Шримати Радхарани, украшая Ее волосы цветами, а также растирая и разрисовывая Ее лотосные стопы. Радха и Кришна оставались здесь всю ночь, танцуя с гопи и наслаждаясь различными трансцендентными развлечениями. Здесь можно увидеть раса-с-тхали — место, знаменующее собой танец раса Господа Кришны с гопи. Тут же расположен небольшой храм Ранг Махал, посвященный развлечениям Радхи и Кришны. Рядом с входом в сад находится кунда, сделанная Господом Кришной. Он пяткой выкопал ямку в земле, чтобы Лалита-деви, страдающая от жажды, смогла напиться. С помощью своей мистической силы Господь Кришна распространил Себя во множество форм, чтобы одновременно танцевать с сотнями гопи. Каждая гопи думала, что Кришна танцует лишь с ней одной. Во время танца ножные колокольчики, украшения и браслеты гопи производили удивительно изысканные звуки. Танцуя, гопи пели нехитрые песенки, которые очень нравились Кришне. Некоторые из гопи танцевали с Кришной щека к щеке и Он передавал им из Своих уст пережеванные орехи бетеля, которые они возвращали с поцелуями обратно. Получая эти орехи бетеля с лотосного языка Господа Кришны, гопи преисполнялись еще большей духовной красотой. Кришна, будучи Верховным Господом, является также и Верховным Наслаждающимся. Все творение предназначено для Его наслаждения; гопи Вриндавана понимали это совершенным образом и делали все, чтобы удовлетворить Кришну. Они не требовали что-либо взамен за свое служение, в этом и состоит принцип бхакти-йоги — полное предание себя Господу в чистой беспримесной любви.