Враджа-мандала состоит из 12 главных лесов (маха-вана). В состав каждого из них входит множество меньших лесов (упа-вана), в которых сокрыты бесчисленные лесные рощи (кунджи). На восточном берегу Ямуны располагаются Бхадравана, Бхандиравана, Билвавана, Махавана и Лаухавана, а на западном берегу расположены Мадхувана, Талавана, Кумудавана, Бахулавана, Камьявана, Кхадиравана и Вриндавана. В лесу Лаухавана в двух километрах от берега Ямуны находится древний ашрам Риши Дурвасы.
Еще со времени трех предыдущих юг — Сатья, Трета и Два-пара — Дурваса Муни известен в мире как совершенный йог и великий мудрец. Он низошел на Землю как частичное воплощение Шанкары. Нигде не говорится о том, умер он или нет. На самом деле он и сейчас живет где-то, невидимый для обычных глаз. У него непредсказуемый нрав — никогда нельзя понять, что намеревается сделать Дурваса в следующее мгновение и какова будет его новая выдумка. Иногда он без всякой видимой причины приходил в гнев, который долго не утихал. Характер Дурвасы покрыт тайной…
Его обитель, известная как Ашрам Дурваса-риши, является очень древним и прославленным местом. Здесь Дурваса совершал аскезы, силой которых обрел множество мистических совершенств. Ашрам Дурвасы овеян славой трех Юг. Люди со всех концов Индии приходят сюда чтобы получить тиртха-даршан и вознести молитвы стопам святого мудреца с просьбами об исполнении различных мирских желаний. Дурваса способен даровать любые благословения.
САТЬЯ-ЮГА. Рождение Дурвасы.
Махариши Атри родился из ума Брахмы, творца материальной вселенной. Однажды Брахма, Вишну и Махеш (Шива) явились разом пред взором мудреца Атри, желая дать ему особое благословение. Увидев перед собой три небесных Божества и потому чувствуя себя безмерно счастливым, Атри дрожащим от волнения голосом вознес горячие молитвы. Три-Мурти, довольные преданностью риши, попросили его выбрать для себя любое благословение. Спросив совета у Анасуи, своей жены, Атри Муни пожелал, чтобы все трое Богов стали их сыновьями. Сказав: «Да будет так!», три великих Бога вернулись в свои обители.
Спустя некоторое время Девариши Нарада, играя на вине и воспевая славу Бхагавана, встретил на своем пути Сарасвати, Лакшми и Уму. В разговоре с ними Нарада умышленно принялся славить Анасую, говоря об ее исключительном целомудрии. Нарада произнес такие слова: «Вся Вселенная удивляется целомудрию Анасуи, жены Атри. Скажу больше — во всех трех мирах не найти женщины праведней и чище ее. Услышав слова Девариши Нарады, три Богини впали в уныние. До того дня они гордились тем, что мир считает их самыми верными и благочестивыми женами во Вселенной. Мысль о том что где-то на свете живет женщина, превосходящая их в этом, была невыносимо тяжкой для них. Сговорившись, Богини убедили своих мужей — Брахму, Вишну и Шанкару — испытать целомудрие Анасуи, поставив ее перед сложным жизненным выбором.
Итак, Брахма, Вишну и Махеша прибыди в Читракут к ашраму Атри и Анасуи, затерянному в глухих, непроходимых джунглях, В ашраме они увидели пребывавшую в одиночестве Анасую, ибо в тот момент Атри совершал поклонение Бхагавану, уединившись в близлежащей пещере. При появлении гостей Анасуя без промедления встала. Смиренно сложив ладони, она произнесла: «О почтенные, скажите, как я могу вам служить?» Не дожидаясь ответа, она поспешно вынесла фрукты и цветы, желая предложить их гостям.
Однако гости Анасуи не были обычными людьми. Едва заметно улыбаясь, они сказали: «О прекрасная хозяйка, мы с радостью примем твои дары, но только в том случае, если ты вручишь их нам, будучи полностью обнаженной. Иначе мы разгневаемся и покинем твой дом, недовольные и оскорбленные». Услышав столь странные речи не менее странных гостей, Анасуя задумалась на мгновение. Затем, попросив Богов немного подождать, она побежала к мужу и рассказала о случившемся.
Внимательно выслушав жену, Атри Муни погрузился в медитацию и сразу же понял, что за гости пожаловали в его дом. Он обратился к супруге: «Нам выпало счастье принять в своем доме самих Брахму, Вишну и Махеша. Не бойся, окажи почтение им, исполнив любую их просьбу. Они не причинят нам вреда». Вернувшись в ашрам, разумная Анасуя сказала Богам: «Я согласна исполнить ваше пожелание, но и вы, пожалуйста, примите мои условия — станьте новорожденными младенцами, чтобы я смогла взять вас к себе на колени и напоить грудным молоком». Божества, повинуясь воле святой Анасуи, тотчас же предстали перед ней в облике маленьких детей, и счастливая женщина смогла утолить свое материнское чувство. Младенцам были даны имена Чандрама, Даттатрея и Дурваса. Брахма воплотился как Чандрама, Вишну — как Даттатрея, а Махеша — как Дурваса.
Прошло некоторое время, и Богини, ожидавшие возвращения мужей, начали тревожиться за них. От Нарады Муни им удалось узнать, что Брахма, Вишну и Махеш, обратившись в маленьких детей, живут теперь в доме Анасуи. Приняв обличие обыкновенных земных женщин, Богини спешно отправились к ашраму Анасуи.
Поприветствовав их на пороге хижины, Анасуя спросила: «Кто вы?» Богини отвечали: «Мы — твои невестки!» Удивленная, Анасуя сказала: «Как такое возможно?» Стыдливо опустив глаза, Богини произнесли: «Трое детей, что играют в твоем доме, — наши мужья. Раз они стали твоими сыновьями, теперь мы твои невестки!» Анасуя улыбнулась: «Что же вы хотите?» Молитвенно сложив руки, Богини обратились к ней: «Пожалуйста, будь милостива к нам — позволь нашим мужьям вернуться в свои изначальные обличия, чтобы мы смогли вновь служить им, как это положено законным женам». Анасуя сказала: «Хорошо. Пусть будет так — дети останутся здесь как мои сыновья, но одновременно с этим вернутся с вами в свои небесные обители, приняв привычные для них образы».
Эта история произошла в начале Сатья-юги и приводится в Пуранах и «Махабхарате».
Шло время. Дурваса Подрос. По указанию родителей он перестал есть и пить, полностью отдавшись суровым аскезам. С помощью восьми методов йоги Дурваса достиг многих мистических совершенств и прославился в мире как совершенный йог. Все сказанное им непременно сбывалось. У него появилось множество учеников.
Дурваса Муни построил себе хижину на берегу Ямуны и поселился в ней. Иногда из необходимости или по своей доброй воле он отправлялся в путешествие. Многие знаменитые мудрецы приходили к ашраму Дурвасы, желая встретиться с ним. Запрятанная в зарослях на берегу Ямуны, его тихая обитель излучала особое очарование. Вокруг паслись резвые олени, грациозно танцевали павлины, а на ветвях деревьев пели кукушки. Звери и птицы обитали в лесной кундже Дурвасы, не боясь людей. Речную гладь Ямуны покрывал ковер благоухающих лотосов; до ашрама доносилось ласковое журчание ее вод.
После истории с Махараджей Амбаришей Дурваса стал равнодушен к брахма-гьяне и к восьмиступенчатой практике йоги. Узнав о славе чистых преданных Бхагавана, он развил вкус к следованию по пути бхакти.
После этих событий Дурваса большую часть времени проводил в своем ашраме во Враджа-мандаде. Если возникала необходимость, он отправлялся путешествовать по миру, а иногда посещал и другие миры.
Хотя Дурваса-ашрам появился в Сатья-югу, в течение Кали-юги многие махатмы жили здесь и совершали хари-бхаджан, однако это место подолгу оставалось необитаемым. Примерно двести пятьдесят лет назад махатма по имени Шри Бриджа даса Бабаджи из Шантану-кунды, находящейся в пяти-шести милях от Матхуры на дороге, ведущей к Говардхану, поселился в Дурваса Ашраме. После его ухода ученики Бабаджи по имени Макхана даса Бабаджи и Лакшмана даса Бабаджи продолжили заботиться об этом святом месте. Ученик Макхана даса Бабаджи по имени Гокула даса Бабаджи, а затем его ученик Ямуна даса Бабаджи стали владельцами земли, и наконец ученик Ямуна даса Бабаджи по имени Рамакишана дас Бабаджи взял на себя ответственность за поддержание ашрама. В настоящее время Рамакишана дас Бабаджи очень стар и не способен совершать сева-пуджу и арчану. После долгих размышлений и обсуждений со старшими жителями деревни он поручил заботу о Дурваса Риши Мандире и прилегающих к нему землях Шриле Бхактиведанте Нараяне Махарадже из Шри Кешаваджи Гаудия-матха в Матхуре. Комитет по восстановлению Шри Дурваса Ашрама передал все права Шриле Нараяне Махарадже, под чьим руководством был разработан план по восстановлению ашрама, постройки нового мандира и организации севы и пуджи.