Шрила Прабхупада говорит о Лал Бабу в”Нектаре Преданности”, обсуждая смирение, как характеристику человека, достигшего стадии экстатической любви: “Совсем недавно, около двухсот лет тому назад, крупный землевладелец по имени Лал Бабу, которому принадлежала вся земля в Калькутте, стал Вайшнавом и поселился во Вриндаване. Он тоже просил подаяние, ходя от двери к двери, даже в домах своих недругов. Отправляясь просить милостыню, человек должен быть готов выслушать оскорбления от тех, у чьих домов он остановился. Это вполне естественно. Но преданному следует терпеть эти оскорбления во имя Кришны. Настоящий преданный не брезгует никаким служением Кришне”. (Нектар преданности, глава 18).
Это очень внушительный храм, окруженный красивым садом, где находятся большие Божества Радхи-Кришначандры.
Шри Лал Бабу был известным богатым землевладельцем в Восточной Бенгалии. Близ его великолепного дома протекала живописная река. Вечерами он любил кататься на лодке и гулять в пышном лесу, переправившись на противоположный берег. Однажды, направляясь на прогулку, он услышал, как его жена сказала прачке: «Тебе пора жечь васану». На бенгали слово васана означает «кора бананового дерева». Прачки жгут эту кору, чтобы приготовить щелочь для стирки. Но у этого слова есть и другое значение: «желание, страсть». Именно это понял Лал Бабу, приняв слова жены на свой счет: «Тебе пора сжечь материальные желания и стремление к наслаждению. Настало время сделать это». Размышляя над этим, он сел в свою лодку и переправился на другой берег. Пока он гулял, он услышал, как один лодочник сказал другому: «О брат, солнце садится. Пора на другой берег». И эти слова Лал Бабу понял как: «Жизнь на закате, пора кончать с этим материальным существованием». Он сел в лодку и вернулся домой с твердым намерением уйти во Вриндаван. Но утром сомнения прокрались в его сердце: «Может быть, мне все это померещилось? «Он вышел на улицу и тут же услышал обращенные к нему слова дворника: «Уходите отсюда, господин! Уходите!» Это была последняя капля. Лал Бабу оставил все свое богатство и пришел во Вриндаван.
Лал Бабу стал жить, собирая мадхукари в разных местах, но только не в храме Шри Рангаджи, построенном его давним соперником Лакшмичандрой Сетхом, с которым он не раз судился.
Есть хорошая история о том, как он, отказавшись от всего, приходил к людям, которых оскорбил, молил о прощении и просил у них пожертвования. Он пришел к дому богатого бизнесмена, которого раньше обманул, постучал в дверь и спросил: “Ты помнишь меня? Я Лал Бабу. Много лет назад я обманул тебя. Я бы хотел извинится”. Этот человек был потрясен и не мог ничего сказать, а потом Лал Бабу попросил его о пожертвовании. Человек немного подумал и сказал: “Хорошо, я дам тебе пожертвование”. Это человек сам был большим обманщиком и материалистом, каким раньше был Лал Бабу, и никогда никому ничего не жертвовал. Когда он сказал, что пожертвует что-то, Лал Бабу удивился. Человек вошел в дом, взял пепел их кухонной печи и положил его в корзину. Выйдя снова на крыльцо, он перевернул корзину на голову Лал Бабу. Но Лал Бабу не расстроился и никак не отреагировал. Он просто сказал этому человеку: “Большое спасибо! Ты хотя бы начал жертвовать!”
Видя заброшенное состояние храмов, Лал Бабу решил воспользоваться причитающейся ему частью денег своей семьи и заняться их восстановлением. Также он задумал построить большой храм Радхи-Кришны, в котором каждый день можно было бы кормить сотни садху и нищих. Строительство завершилось 1810 году, и Лал Бабу установил в этом величественном храме Божество Шри Кришначандры. Однажды Шри Кришначандра пришел к Лал Бабу во сне и сказал:
– Я доволен твоим служением, но хочу, чтобы ты построил для Меня еще один храм.
Лал Бабу удивился.
– У меня больше нет денег! – сказал он.
Тогда Кришна объяснил:
– Построй для Меня храм в своем сердце, где бы Я мог жить вечно.
– Но как?
– Совершай Враджа-мандала-парикраму, посвяти себя бхаджану на Говардхане, и ты поймешь, что делать дальше.
Лал Бабу так и сделал и через некоторое время обратился к Сиддха-Кришнадасу Бабаджи с просьбой о посвящении. Бабаджи ему ответил:
– Ты провел жизнь в роскоши и далек от истинного отречения. Год корми пшеницей корову и ешь только зерно, которое сможешь выбрать из ее навоза. Когда твое сердце очистится, я сам приду и дам тебе посвящение.
Думая о том, как построить храм в своем сердце, Лал Бабу пришел к храму Рангаджи и встал в очередь за милостыней. Он хотел положить конец старой вражде. Изумленный Лакшмичандра Сетх вышел к нему со слезами на глазах и сказал:
– О, ты достоин не милостыни, а царского подношения!
– Нет-нет, – ответил Лал Бабу, – я нищий, дай мне лишь горсть риса. И еще прости меня за все оскорбления, которые я нанес тебе! Благослови, чтобы сердце мое очистилось, и я обрел милость Кришны!
Возвращаясь к себе в храм, Лал Бабу вдруг увидел направляющегося к нему Сиддха-Кришнадаса Бабаджи, который, улыбаясь, воскликнул: «Сын мой, настало время твоей дикши!»
Строго следуя наставлениям своего гуру, Лал Бабу достиг совершенства в саддхане и прославился как сиддха-махатма. На исходе жизни он попросил отнести его на берег Ямуны, где, повторяя святое имя, оставил тело и вошел в нитья-лилу. Его самадхи находится справа от входа в храм.