Описание Вриндавана

Опубликовано Опубликовано в рубрике О Вриндаване

Едва услышав флейту Кришны, Вриндаван, словно гопи в порыве любви, проявляет все саттвика-бхавы: все движущееся в нем замирает на месте, а неподвижное трепещет; камни начинают таять и течь, словно пот; не разборчивый говор птиц напоминает прерывающийся голос, а неожиданное появление побегов на ветвях – поднимающиеся дыбом волосы. Весной этот лес одевается в благоухающий цветочный наряд из мадхави и бакулы, летом – из жасмина, амогхи и акации, в сезон дождей – из ютхики, кадамбы и кетаки, осенью – из джати, лотосов и ваны, зимой – из лодхры и круглого амаранта, а в оттепель – из бандхуки и кунды.

Лианы мадхави цветными гирляндами украшают манговые деревья, жасмин обнимает могучего ширишу, джати прильнула к дереву сапта-панта, амла накрепко держится за дерево лодхра, а приянгу – за деревья кунда.

Все сладкоголосые птицы Вриндавна самозабвенно поют о трансцендентной славе Радхи Кришны. Шмели переговариваются с кукушками, сорокопуты – с сойками, павлины и чатаки – с куропатками, лебеди – с цаплями, попугаи – с золотыми чатаками, а голуби – с лас точками. Местами Вриндаван предстает как волшебный драгоценный камень, сияющий самоцвет в оправе из золотых деревьев, кустов и лиан, цветущих на изумрудном ковре, и изумрудных деревьев, цветущих на золотом. Его украшают хрустальные кусты и деревья в объятии хрустальных лиан, цветущие на рубиновом ковре, и рубиновые деревья, цветущие на хрустальном. Там изумрудные деревья застыли в объятиях золотых лиан, а золотые – в объятиях изумрудных; рубиновые лианы обвили хрустальные деревья, а хрустальные обвили рубиновые.

В лесу Вринды нет драгоценных деревьев без ветвей, ветвей без бутонов, бутонов без цветов, а цветов – без аромата. Они украшают собой берега прозрачных озер, покоящихся в ложах из драгоценных камней и питаемых звенящими ручьями, которые ниспадают с драгоценных гор хрустальными потоками. По их зеркальной поверхности плавают птицы-самоцветы.

Стволы деревьев, отражая рубиновое сияние воды, горят на свету, словно их любовь к Кришне не вмещается больше в сердцах их корней и вырывается наружу. Гхаты по берегам украшены уютными кунджами, образовавшимися между четырьмя ниспадают шатром и переплетаются в балдахин. Каждое из деревьев обвито двумя лианами, живущими в вечном объятии друг с другом и отягощенными ароматными цветами, листьями и плодами. Другие ползучие растения, благоухая многочисленными цветами, переплетаются в плотные стены вокруг этой божественной обители забав, вход в которую закрывает дверь, искусно сплетенная ветвями лиан. Такие же цветущие лианы украшают собой ее внутренний свод, сладко покачиваясь и шелестя в ответ на прикосновения игривого ветерка. Все это создает сказочную картину внутреннего убранства кунджи.

Глядя на это восхитительное царство Вринды, ожидающее Их, счастливые Радха-Мадхава прославляют Вриндаван.

Шри Вриндаван – это не только святое место, но собственная обитель (дхама) Бхагавана, Его дом. Не будет преувеличением сказать, что Вриндаван – это сварупа Кришны, поскольку Он и Его дхама неотличны друг от друга.

Согласно Пуранам, как-то раз Девариши Нарада, воспевая славу Шри Хари, пришел в Праяг, признанный Тиртха-раджем, царем всех святых мест. Тиртха-радж приветствовал мудреца и рассказал ему историю о том, как он достиг такого положения.

Нарада сказал:
– Бхагаван дал тебе пост Тиртха-раджа, но у меня на этот счет есть одно сомнение. Неужели Вриндаван в числе других тиртх тоже приходит к тебе на поклон?
Тиртха-радж ответил:
– Нет.
– Тогда какой же ты Тиртха-радж?

Вопрос Шри Нарады поразил Праяг-раджу в самое сердце. «Действительно, какой же я Тиртха-радж?» – удивился он. Размышляя об этом, он отправился к Бхагавану. Увидев Тиртха-раджа, Бхагаван поприветствовал его и спросил о причине его прихода. Тиртха-радж смиренно ответил:

– О мой Господь, Ты назначил меня Тиртха-раджем, но тиртха Вриндаван никогда не приходит ко мне выразить почтение. Могу ли я тогда называться Тиртха-раджем? Если такая маленькая тиртха как Вриндаван, не признает моей власти то уместно ли мне носить этот титул?

Слушая Праяг-раджу, Бхагаван задумался. При упоминании о Врадже глаза Его наполнились слезами. Пасущиеся коровы, друзья, любовь Нанды Махараджи и Яшоды Маии, Его возлюбленная Кишори Шри Радха, гопи и танец-раса – эти и многие другие воспоминания охватили Его, и сердце Бхагавана растаяло. Успокоившись, Он серьезно ответил:

– Тиртха-радж! Действительно, Я назначил тебя царем всех тиртх, но не Моего собственного дома. Шри Вриндаван – не только Мой дом, но и самое сокровенное место игр Моей возлюбленной Шри Радхи. Несомненно, Она его госпожа и повелительница. Она – истинная Вриндаванешвари. Я тоже вечно нахожусь там. Конечно же, ты являешься Тиртха-раджем, но Вриндаван – не просто тиртха. Ты тоже можешь поклоняться и служить Вриндавану.

Шри Нарада прославил Вриндаван не только в «Падма-пуране», но и в «Шримад-Бхагавата-махатмье» (1.61), где он говорит Бхакти Деви:

врндаванасйа самйогат пунас твам таруни нава
дханйам врндаванам тена бхактир нртйати йатра ча

«О Деви! Придя во Вриндаван, ты снова стала прекрасной молодой женщиной. Благословенна Вриндаван-дхама, где повсюду танцует бхакти».

Прославление Шри Вриндавана также можно найти в «Сканда-пуране» (раздел «Матхура-кханда») и в «Ади-вараха-пуране»:

Тасмин врндаване пунйам говиндасйа никетанам
тат-севака-самакирнам татраива стхийате майа

«Вриндаван – это священная обитель Господа Говинды, где Он окружен любовью Своих преданных».

Бхуви говинда-вайкунтхам тасмин врндаване нрпа
Йатра врндадайо бхртйах санти говинда-лаласах

«О царь, Вриндаван – это Вайкунтха Господа Говинды на Земле! Там живут такие Его слуги, как Вринда-деви, жаждущие доставить Ему удовольствие».

Врндаване маха-садма йаи дрштам пурушоттамах
Говиндасйа махи-пала те кртартха махи-тале

(Сканда-пурана, Матхура-кханда)

«О защитник Земли! Великие души, чьему взору Вриндаван предстает как лотос вечной обители Шри Говинды, – это самые удачливые люди на земле».

Врндаване ту говиндам йе пашйанти васундхаре
на те йама-пурам йанти йанти пунйа-кртам гатим

(Ади-вараха-пурана)

«Те, кто видят Шри Говинду в земном Вриндаване, не попадают в царство Ямараджа и достигают обители праведников».

Шри Вриндаван – исключительный дар Шри Чайтаньи Махапрабху

Как уже упоминалось, когда Кришна завершил Свои лилы, места Его игр во Врадже стали недоступны взору обычных людей. Шри Вриндаван вместе с раса-стхали и Вамши-ватом превратился в густой лес. Через несколько лет Шри Ваджранабха Махараджа с помощью Шандильи Риши, Бхагури Риши и других раскрыл во Врадже различные места игр Кришны и построил там храмы, саровары, кунды, однако за четыре с половиной тысячелетия эти места снова исчезли. Тогда Шри Кришна Сам нисшел в этот мир в образе Шри Чайтаньи Махапрабху, погруженного в бхаву Шримати Радхарани, и снова указал, где проходили игры Шри Кришны во Вриндаване и Враджа-мандале. Затем Он возложил эту миссию на Своих спутников: Шри Рупу, Шри Санатану и других. Вся вселенная, и в особенности общество вайшнавов, в неоплатном долгу перед ними. Если бы они не явились в этот мир, кто бы узнал о сладости Вриндавана и смог прикоснуться к ней? Если бы Гауранга не пришел, кто бы описал славу Шримати Радхики и вершину према-расы? В песне «Яди Гауранга нахито» Нарахари дас говорит:

(йади) гаураyга нахито, табе ки хоито
Кемоне дхарита де?
радхара махима, према-раса-сима
Джагате джанато ке?
Мадхура врнда, випина- мадхури
Правеша чатури сар
бараджа-йувати, бхавера бхакати,
шакати хоито кар?

«Что было бы с нами, если бы Шриман Гауранга Махапрабху не пришел в этот мир? Что поддерживало бы в нас жизнь? Кто в этой вселенной узнал бы о славе Шримати Радхики и вершине према-расы? Если бы не Шри Чайтанья Махапрабху, то кто бы знал, как вкусить сладость мадхура-расы в лилах Шри Радхи-Кришны во Вриндаване?

Кто позволил бы нам войти в настроение любовного служения, которым живут враджа-рамани, служанки Божественной Четы?»

По указанию Шри Чайтаньи Махапрабху, ачарьи Гаудия-вайшнавов – Шри Локанатха Госвами, Шри Бхугарбха Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рупа Госвами, Шри Гопал Бхатта Госвами, Шри Рагхунатха Бхатта Госвами, Шри Рагхунатха дас Госвами, Шри Джива Госвами и другие – с помощью шастр раскрыли места игр во Врадже и своими неустанным усилиям восстановили их.