Чтобы добраться до этого храма вы должны пройти мимо храма Радхи- Дамодары до Шрингара Вата, и прямо напротив него повернуть направо. Если вы пойдёте по этой дороге, то храм Мирабай будет в самом её конце. На алтаре мира Баи по правую руку от Кришны с караталами.
Мирабаи (1498—1546/47)- знаменитая святая Индии, и часть своей жизни она провела во Вриндаване. Родилась в Чаукари в Раджастане, как принцесса в богатой семье. Когда ей было три года, к ним в дом пришёл садху и дал её отцу Божество Кришны. Он не решался отдать Его Мире, так как боялся, что она не сможет оценить Его, но когда Мира увидела Кришну, она настояла на том, чтобы получить Его, стала плакать и отказываться от еды, пока ей не отдали Божество. По мере взросления, она так сильно привязалась к Кришне, что решила сделать Его своим другом, возлюбленным и мужем на всю жизнь, и в течение всей своей беспокойной жизни никогда не отказывалась от этого решения. С самого детства Мира проявляла склонность к духовности. Она очень любила Кришну.
Однажды, увидев брачную процессию, проходящую мимо её дома, маленькая Мира была очарована. В изумлении она глазела на очень хорошо одетого жениха, сидящего на лошади, за которым с песнями и танцами следовала бараат (радостная свадебная процессия). Она забежала в дом и спросила свою мать: «Дорогая мама, кто будет моим женихом?» Мама улыбнулась ей и в шутку указала на статую Шри Кришны, которую подарила ей ранее. Это произвело глубокое впечатление на юный ум Миры, её любовь к божеству росла с каждым днем. Все свое время она проводила с божеством, говорила, пела и танцевала с ним, ночью клала у своей постельки, и так далее. Постепенно она начала слагать и петь прекрасные бхаджаны (молитвенные песнопения) во славу Кришны.
Когда Мира подросла, её отец подготовил её замужество с могущественным Рана Кумбха из округа Читор в Меваре. Хотя Миру никогда не интересовали мирские дела, она, исполненная долга, повиновалась своему мужу. Она действовала в соответствии с его желаниями и по окончанию своих домашних обязанностей, возвращалась к своей маленькой статуэтке Кришны, которую она поместила в собственном храме, пела и танцевала перед ней. Кришна же появлялся из статуэтки, обнимал её и играл ей на флейте – такова была её наивысшая преданность к Нему!
Тем временем, свекрови и золовке Миры не нравилось поведение Миры в доме супруга. Основным яблоком раздора был отказ Миры поклоняться семейному божеству, Дурге (аспект Шакти) и также то, что она вместо этого продолжала петь и танцевать во славу Господа Кришны даже на глазах у общественности. Она танцевала с представителями любых каст или убеждений, и это гневило их ещё больше. Сестра мужа Миры, Удабаи, пыталась оклеветать её пред Раной, но каждый раз Мира была спасена от дурной славы. Её обвиняли в том, что она небрежно вела себя по отношению к саддху, которые посещали храм, но её никогда не волновало общественное мнение и она продолжала свое поклонение Богу.
Когда её мужа убили в битве с мусульманами, свёкор приказал ей совершить сати (добровольно войти в погребальный огонь мужа), но она отказалась, сказав, что её настоящий муж, Кришна, не умер. Говорится, что её свёкор был так этим разочарован, что пытался убить её, подложив кобру в корзину с цветами, которые она собиралась использовать для пуджи. Когда Мира опустила руку в корзину, она дотронулась до змеи, и та превратилась в шалаграма-шилу. Эта шила находится на алтаре храма Мирабай во Вриндаване.
С течением времени обстоятельства у неё дома ухудшались, пока однажды она не отправилась в Шри Вриндавна-дхаму, и не остановилась в том месте, где сейчас находится храм. На алтаре находятся Радха- Манохара, а слева от Божеств (по отношению к нам) Божество Мирабай, поющей киртан. Справа от алтаря — небольшая комната, где, по преданию, она жила.
Шрила Прахупада говорил, что Мирабай ценила Господа Чайтанью: «Она признавала, что Господь Чайтанья — это Кришна, и даже написала одну песню: «Теперь Ты оставил Свою флейту, и принял уклад саннъяси». Она писала красивые стихи. «Где Твои волосы и павлинье перо? Теперь Ты обрит». Таким образом, Мира принимала Его».
ПОЧЕМУ МИРА ТАК ПОЧИТАЕМА?
Что же такого есть в Мирабаи, что выделяет её от тысяч других саньяси и саньясин? Конечно, она была красивой, у неё был чудесный голос, она прекрасно пела и сочиняла трогательные стихи своей Иштадевата (любимому аспекту Бога), Кришне. Но подобным образом поступали многие другие святые и мудрецы. Что же тогда сделало Миру такой знаменитой?
Мира полностью предала себя своему Господу. Он был для неё всем. Она видела Кришну во всех вещах – живых и неодушевленных, ела вместе с Кришной, беседовала с Ним, спала пред Ним, пела и танцевала во славу Его, даже дышала именем Кришны! Она пила нектар любви к Кришне – Кришна према раса. Её всеохватывающая любовь к своему Гопалу – именно она поместила её на этот возвышенный пьедестал одной из наиболее великих святых во всех индийской истории.
История Миры – это история человеческой выдержки и воли – она описывает ту самую борьбу Дживатмы (смертного Я), чтобы достичь Параматму (вечного Высшего). Даже сегодня её прекрасные песни вселяют веру и мужество в кротких и смиренных людей. Её гигантская духовная сила и абсолютная вера в Кришну одарили её самообладанием и устойчивостью во всех жизненных ситуациях. Она принимала хорошее и плохое, оставаясь Ститхапраджной (внутренне не затронутой никаким обстоятельством, будь оно счастливым или грустным).
ПУТЬ МИРЫ
Мира не заботилась об общественном мнении и никогда не следовала Садхана бхакти (ритуальному поклонению). Она ничего не знала о Ведах или Шастрах – все, чего она когда-либо жаждала – это Кришна и Его божественное присутствие. Как и Гауранга (Шри Чайтанья Махапрабху), Мира следовала путем мадхура бхакти. Кришна был всем для неё – её отцом, матерью, другом, мужем и Господом. Любой, кто находился около Миры, был глубоко тронут её чистой, невинной любовью. У неё был прекрасный голос, её слова были добрыми и полными сострадания. Её речи были исполнены силы и побуждали ото сна дремлющее духовное начало во всех и каждом, слушающих их. Mирабаи является наилучшим примером чистой, бескорыстной любви и самоотдачи.
ПРЕДЫДУЩАЯ ЖИЗНЬ МИРАБАИ
Существует интересная история, пытающаяся объяснить, почему Мира так сильно любила Кришну. Индийское мировоззрение верит в концепцию перерождений и утверждает, что каждый, рожденный на Земле, приходит вместе со своей кармой из предшествующей жизни. Эта карма создает некоторые васаны, подсознательные тенденции, склонности, которые являются смесью результатов впечатлений, созданных в результате самскар, или опытов в предыдущей жизни человека (Пурья Джанма). Эти васаны, в свою очередь, влияют на настоящую жизнь и несут ответственность за индивидуальные характерные черты человека и его модели поведения в этой жизни (Джанма).
Мирабаи, как рассказывает легенда, в своей предыдущей жизни родилась в Матхуре. В очень юном возрасте её выдали замуж на юношу из Нандавраджам. Ей постоянно рассказывали: «В Нандавраджам есть другой мальчик, его зовут Бала Кришна, он имеет огромную власть над всеми остальными жителями. Все они находятся под его абсолютным контролем и сделают все, о чем бы он их не попросил, они даже готовы оставить свои семьи ради него.» Её постоянно предупреждали и просили быть осторожной в Нандавраджам. После традиционной церемонии бидаи (церемония перед тем как невеста покинет дом своих родителей), её посадили в прекрасный паланкин, который должен был привести её в дом её супруга.По пути во Враджам, на всю округу обрушился проливной дождь с громом и зловещими стрелами, молний. Носильщики паланкина бросили Миру и убежали по домам. Не зная, что делать, Мира выглянула из окна паланкина. Зрелище, которое предстало пред её глазами, изумило её так, что невозможно описать словами… Это был именно тот день, когда Индра (повелитель девов или богов) решил обрушить свой гнев на обитателей Враджи, поскольку они игнорировали Его и вместо Него поклонялись Кришне. Мира увидела маленького Кришну, без усилий поднявшего гигантскую Говардхану Гири (гору) маленьким пальцем Своей левой руки и защищающего всех жителей, даже самых крошечных творений Враджи, которые стали под гору и укрылись под ней. Образ Говардханы Гиридхары оставил глубокий отпечаток в её молодом уме. Мира, охваченная благоговением, не могла отвести глаз от Господа. Внезапно огромный валун упал на неё и убил её на месте. Хотя Мира погибла, её авьякта мадхура бхакти (любовь, которая превосходит все границы описания или выражения) которой она была наполнена в момент её смерти, была такой сильной, что она перенесла её в свою следующую жизнь как Мирабаи.
Интересно, что все бхаджаны Миры заканчиваются макутой (подписью), «Гиридхар Гопал «.
****
О друг! Я люблю Вриндаван, где в каждом доме есть поклонение Туласи и Божеству, где можно увидеть Говиндаджи.
Где куда-то текут чистые воды Ямуны и где пищей являются молоко и йогурт.
О друг! Я так люблю Вриндаван.
Где божество сидит на драгоценном троне, с Туласи в своей короне.
О друг! Я так люблю Вриндаван.
Где Радхика бродит из Кунджи в Кунджу, услышав звуки Его флейты.
О друг! Я так люблю Вриндаван.
Герой Гиридхари — Господь Миры, которая говорит, что без бхаджана человеку скучно.
О друг! Я так люблю Вриндаван.